Алкогольное опьянение
В этом блоге представляю Вашему вниманию распространенные случаи, когда водители были обвинены в алкогольном опьянении и мои пояснения по каждому из случаев.
1 Случай:
Молодий чоловік зустрічав свою дівчину з роботи. Вона надала йому право керування своїм автомобілем. Під час зупинки автомобілю співробітниками ДАІ з’ясувалось, що чоловік знаходиться у стані алкогольного сп'яніння. Жінка навіть не підозрювала, що він вживав алкоголь. Склали протоколи та Вилучили документи в нього і в неї. Жінку звинуватили в передачі керування особі в стані алкогольного сп'яніння. Чи правомірні дії працівників Державтоінспекції відносно цієї жінки?
Мои пояснения:
В описанной ситуации действия сотрудников ГАИ абсолютно правомерны. Но это ещё не означает, что водитель, передавший управление лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения, будет подвержен наказанию. Решения по данному виду правонарушения принимается исключительно судом. А чем же будет руководствоваться суд?
Конечно же здравым смыслом. Водитель, передающий управление другому лицу не может достоверно установить состояние алкогольного опьянения. Скажем, доза коньяка в 100 грамм, принятая под хорошую закуску, уже через час не оставит следов опьянения. Запах изо рта конечно же будет, но учуять его может только человек с нормальным обонянием, не страдающий насморком.
Именно здравым смыслом руководствовался и Пленум ВСУ, который в своим Постановлением № 14 от 23 декабря 2005 года неоднозначно указал:
«Ответственность за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, наступает лишь при условии того, что лицу, передающему управлению, известно о таком состоянии».
Если у вас возникнет подобная ситуация, в протоколе об административном правонарушении, который начнут составлять сотрудники ГАИ, обязательно укажите, что при передаче права управления транспортным средством другому лицу, вам не было известно о его нахождении в состоянии алкогольного опьянения. Именно эта фраза будет ключевой для правильного решения суда.
2 Случай:
Водій був позбавлений права керування транспортним засобом строком на один рік. Термін минув, тимчасовий дозвіл не здавався. Він прийшов отримувати водійське посвідчення, співробітник ДАІ, вилучивши тимчасовий дозвіл, сказав, що тепер треба чекати ще один рік і тільки тоді приходити за водійським посвідченням! Чи правомірні його дії?
Мои пояснения:
Сказанное работником ГАИ абсолютно не соответствует действительности. Исчисление сроков лишения специального права оговорено в 321-1 статье Админкодекса:
"Водители транспортных средств… считаются лишенными специального права со дня вынесения постановления о лишении этого права. Если указанные лица, лишенные специального права, уклоняются от сдачи документа, удостоверяющего это право, то срок лишения их специального права исчисляется со дня сдачи или изъятия такого
документа."
Согласно статье 15 Закона «О дорожном движении» единственным документом, удостоверяющим право управления транспортным средством является удостоверение водителя с установленным сроком действия. Ни о каком временном разрешении здесь речь не идёт. Админкодекс вообще не предусматривает обязательную сдачу временного разрешения на право управления транспортным средством.
Если срок временного разрешения истек до вступления в законную силу постановления суда, исчисление срока лишения специального права должно начинаться со дня вступления в законную силу постановления о лишении права управления транспортными средствами.
Если срок временного разрешения не истек после вступления в законную силу постановления суда и оно не было изъято, исчисление срока лишения специального права должно начинаться с момента окончания срока действия временного разрешения.
3 Случай:
Державтоінспекція озброїлося новими приладами для перевірки наявності алкоголю у водіїв. Наскільки ці приладам можна довіряти? Чи виключена в них можливість підробки – водій тверезий, а прилад показує, що він п'яний?
Мои пояснения:
Для проверки водителей на состояние алкогольного опьянения сегодня используются газоанализаторы «Драгер» немецкого производства. Сам по себе прибор нареканий не вызывает. Но вероятность получения недостоверных данных с помощью этого прибора всё же есть.
Как и в случаях с ушедшими в прошлое трубками трезвости, весь секрет кроется в одноразовых мундштуках, через которые водители должны продувать воздух. Согласно требований служебной инструкции, перед началом проверки водителя на состояние алкогольного опьянения, инспектор должен дать ему возможность убедиться в том, что упаковка мундштука не нарушена и он абсолютно стерилен. Делается этого не для того, что бы водитель не заразился насморком, а для того, что бы обеспечить достоверность измерений. Вы наверняка помните, что герметичность подтверждается лишь вакуумной упаковкой. Мундштуки же находятся в обычных целлофановых кулёчках. Достаточно ввести через этот кулёчек с помощью шприца небольшую капельку спиртного в мундштук и, как говорят, алкоголиком станет даже убеждённый трезвенник.
Избежать подобной ситуации достаточно легко. В газоанализаторе «Драгер» предусмотрен тестовый режим. Прежде чем дуть в него, водитель имеет право потребовать у инспектора проведение тестового забора воздуха. Самое главное при этом, что бы на прибор был надет тот самый мундштук, в который потом будет дуть водитель. Тестовый забор показал «ноль» – достоверность измерений обеспечена!
4 Случай:
Досі часто виникають ситуації, при яких працівники ДАІ зупиняють автомобілі, перевіряють документи і задають різні питання водієві лише з однією метою – виявити у нього залишкове явище після вживання алкоголю, зване в просторіччі «перегаром». Чи є наявність «перегару» підставою для відсторонення водія від керування транспортним засобом?
Мои пояснения:
Наличие остаточного явления после употребления алкоголя не является основанием для отстранения водителя от управления транспортным средством. Основанием является лишь состояние водителя. Запах алкоголя из полости рта, пусть даже и несвежего, является одним из признаков алкогольного опьянения, дающих право инспектору ГАИ на проведения дополнительных исследований. Задача одна – определить состояние водителя по содержанию алкоголя в крови.
Исследования проводятся с помощью так называемых газоанализаторов, официально разрешённых к применению. Их перечень содержится в Приказе №33 МВД. Наиболее распространённым является газоанализатор «Драгер». Трубки трезвости запрещены.
Как и любые технические средства, используемые инспекторами ГАИ, газоанализаторы должны иметь сертификат и свидетельство о метрологической поверке. Без наличия этих документов их применение запрещено!
Наше законодательство допускает содержание алкоголя в крови – 0,2 г/л.
Так что если вас пытаются уличить в алкогольном опьянения лишь на основании запаха «перегара», не пугайтесь и не торопитесь соглашаться с этим. Произведите замеры, вполне возможно, что уровень алкоголя в крови не превышает допустимую норму. И помните, что окончательный вывод о состоянии водителя может сделать только врач. Вас не устроили показания прибора – поезжайте в больницу. Может там вы и найдёте своё спасение.
5 Случай:
У водія взяли пробу на алкоголь за допомогою алкотестера. Видихуваний рівень показав 0,19 проміле. За його словами у цей день я не пив, тобто показало за вчорашнє. Медичний огляд водієві не запропонували, відразу питання постало про позбавлення прав. Даїшники сказали, що добровільне каяття може позитивно вплинути на суд, і водій буде покараний тільки штрафом. Водій трохи розгубився. Чи справді каяття вплине на рішення суду і водієві треба для цього підписати добровільне зізнання у вживанні алкоголю?
Мои пояснения:
Подобный уговор на «добровольное признание» может в конечном итоге привести к уголовно наказуемому служебному подлогу со стороны инспекторов ГАИ, и вот почему.
Во-первых, показания прибора 0,19 промилле находятся в пределах допустимой нормы – 0,2 промилле. Однако, инспектора ГАИ не могут вписывать такие показания в протокол, прекрасно понимая, что судья, рассматривающий дело по данному виду правонарушения, однозначно оправдает водителя.
Во-вторых, дальнейшее развитие событий будет зависеть от формы фиксации добровольного признания. Руководствуясь нормативными документами, инспектор ГАИ обязан указать в протоколе признаки опьянения. Инструкция №400/666, утверждённая Минздравом даёт исключительный их перечень:
– запах алкоголя из полости рта;
– нарушение координации движений;
– нарушение речи;
– выраженное дрожание пальцев рук;
– резкое изменение окраски кожного покрова лица;
– поведение, не соответствующее обстановке.
Добровольного признания водителя в этом перечне нет.
Следовательно, сам факт внесения в протокол добровольного признания будет незаконным. И суть его может заключаться лишь в том, что водитель, не задумываясь о последствиях, и не вникая в подробности, подпишет добровольно протокол, в котором будет отмечено, что доказательством алкогольного опьянения являются показания газоанализатора. Вот только может появиться иная, выше 0.2 промилле. А ведь в порыве раскаяния, водитель может на это и не обратить внимание.
6 Случай:
Водитель находился за рулём стоячего автомобиля и разговаривал со своими друзьями. Сзади подъехал автомобиль с работниками ГАИ. После проверки документов они предъявили претензии по поводу того что на автомобиле отсутствует задний бампер. После долгого общения им не понравился вид владельца автомобиля, ему предложили пройти освидетельствование в мед. учреждении. Зная, что долгое время он вообще не брал в рот спиртного, водитель согласился. В больницу поехали на машине ДПС. Анализ мочи показал отсутствие алкоголя, а подтвердил наличие двух видов наркотиков! В жизни никогда с наркотиками этот человек не соприкасался! Инспектора составили протокол и забрали водительское удостоверение. Как теперь защититься в суде?
Мои пояснения:
Данная ситуация однозначно будет рассмотрена судом в пользу водителя. Его друзья должны дать показания в суде, подтверждающие факт того, что водитель за всё время общения с ГАИ транспортным средством не управлял. Правила дорожного движения гласят «водитель – это лицо, управляющее транспортным средством». Человек, находящийся внутри автомобиля, возле него, на нём, но не управляющей им водителем не является. Закон устанавливает ответственность водителя за управление автомобилем, а не гражданина за нахождение в нём, пусть даже и после выпитой бутылки водки!
Таким образом, водитель не то что ехать в больницу, он вообще имел полное право не предъявлять свои водительские документы сотрудникам ГАИ.
Ситуация могла бы сложиться иначе, если бы водитель управлял автомобилем реально. К примеру, поехал бы на нём в ту же больницу. И если речь идёт о предполагаемом сговоре работников милиции и врачей, установить истину без проведения специальных следственных мероприятий было бы гораздо сложнее.
7 Случай:
У меня такой вопрос – если я передам управление автомобилем трезвому человеку, у которого нет водительских прав в принципе (а не с собой), т.е. не имеющему права управления ТС, то предусмотрено ли за такое деяние наказание?
Мои пояснения:
Иногда возникают ситуации, при которых водитель, употребив дозу спиртного, пытается управлять автомобилем с помощью чужих ног и рук. Усаживает за руль человека, не имеющего права на управления, под видом учебной езды. С точки зрения такого хитреца-водителя всё вполне законно. Если остановит ГАИ – за рулём ученик, и ответственности никакой. У нас здесь мол учебная езда.
Вынужден разочаровать любителей такой езды. Подобные методы управления автомобилем являются незаконными. В ПДД, в разделе «Учебная езда», сказано неоднозначно: Лицо, обучающее управлению в индивидуальном порядке, должно иметь водительский стаж не менее 3 лет и удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории. Это лицо также несёт ответственность как водитель согласно действующему законодательству.
А водитель, обучающий ученика, не может находиться в состоянии алкогольного опьянения!