X

На Citroen C3 на самый край света – мыс Норд-Кап

4 февраля двое пилотов раллийной команды «Аскания» Александр Попов и его штурман Иван Терентьев от скуки и затяжных каникул между гонками выдвигаются на малолитражке Citroen C3 на самый край света – мыс Норд-Кап (Норвегия).

4 февраля двое пилотов раллийной команды «Аскания» Александр Попов и его штурман Иван Терентьев от скуки и затяжных каникул между гонками выдвигаются на малолитражке Citroen C3 на самый край света – мыс Нордкап (Норвегия). Цель: продемонстрировать владельцам маленьких автомобилей, что скандинавские страны в зимний период доступны и для них, а не только для владельцев паркетников и внедорожников. Также будет рассказано о нравах тамошних автомобилистов, дорогах, ценах на передвижение по северным странам и прочих интересных моментах пребывания на колесах на скандинавском полуострове.

Подготовительный процесс в самом разгаре. Сейчас машина брендируется логотипами партнеров автопробега в компании «Авто Магия». Медийными спонсорами выступают журнал «Автоцентр», порталы «ТопЖыр» и «AutoVisio». «Материальными» партнерами с нами на край света едут компании «Ситроен Украина», «Шелл Украина» и «Нанопротек». Следите за регулярными отчетами о наших приключениях.

Перед поездкой было решено пройти первое плановое ТО. Вообще-то было еще рановато, ведь Ситроенчик прошел всего 8800 км, тогда как ТО нужно делать на 15000. Но учитывая, что в пути на сервис времени не будет, хотя Ситроен Украина не открещивается от ТО пройденного в других странах на официальных станциях, решили сделать все перед поездкой. Тем более что на «АвтоАльянсе» (официальная СТО «НИКО Авант Моторс»), где собственно ТО и делалось, за все про все мы выложили 850 грн. У конкурентов нам насчитали 1300 грн. После окончания автопробега пройдем диагностику «в поисках новых неисправностей». Просто интересно, после такого марш-броска, что-то измениться или нет.

Ну, все, следующий выход в эфире 4 февраля (то есть завтра), где-то в 5 часов утра. Кому не спиться – заходите

Дерзкое покорение зимнего Норд-Кап на малолитражке Citroen С3 или в поисках самой северной АЗС «Shell»

День первый. Старт

…Волнительная процедура погрузки вещей в авто подходит к завершению. Через пять минут старт. Синоптики обещают в ближайшую неделю засыпать снегом всю северную часть России. Интересно, как там с ним в Норвегии? Впрочем, какая разница – через два-три дня сами увидим. Радует, что жуткие мысли в голову не лезут, и это уже хорошо…

Так, вроде бы все, что нужно для выживания в дальней заснеженной дороге взяли – цепи противоскольжения, пара лопат (если придется откапываться) буксировочный трос, морозоустойчивые ботинки… Надеюсь, воспользоваться придется только цепями. Вообще, вся надежда возлагается на надежность нового Citroen С3 и шипованые шины Bridgestone Ice Cruiser 7000.

Кстати, последние предназначены для суровой русской зимы – проверим. От Citroen требуется только одно – не «испугаться» климатических условий Северной Норвегии и довести нас до финиша. Еще одна проблема – топливо. В условиях работы при экстремально низких температурах это важный фактор. В Украине я привык «кормить» свой С3 только высококачественным топливом, который покупаю на АЗС «Shell». Радует, что по всему маршруту, и даже на самом Норд-Кап, существуют заправки «Shell». Так что, не придется менять руку, кормящую двигатель моего Citroen С3.

Как такового плана поездки у нас нет. Еще не знаем, где будем останавливаться на ночлег и прием пищи. Сейчас сытые и выспавшиеся думаем, что в один присест преодолеем 2500 км, аккурат до Полярного круга. Но как все повернется, что нас ждет – не знаем. Решили смотреть по своему состоянию и настроению.

За пару часов планируем добраться до границы с республикой Беларусь. Далее, километров через 450, «наступит» Россия …с ее нравами, дорогами и товарищами полицейскими Сколько будем проезжать эту великую страну – предположить нереально. Надеемся, что все пройдет гладко, но не скользко.

День первый: Украина-Беларусь-Россия

Выехать из Киевской области нам удалось только в полдень. До границы с республикой Беларусь добрались к 14.30. На скорости 110-120 км/ч наша малолитражка поедала 6,3 л V-Power. Это нас слегка озадачило, так как паспортный расход Citroen С3 – 4,8 л. Ну ладно, дорога да темп движения накручивает еще литр. Спрашивается – куда делись остальные 0,5 л. на ста километрах? Этот вопрос озадачил Попова, и тот углубился в «поиски». В Беларуси и России скорость была снижена до 90 км/ч, а ускорения были ну, очень плавным и. Потихоньку, на 0,1 единицу расход топлива стал снижаться. Наконец-то у нас появилось развлечение – следить и бороться за дальнейшее падение расхода. В итоге, уже перед самой финской границей, наша малолитражка стала потреблять всего 5,5 л. Итак, мы на одном баке проскочили Украину, Белоруссию и значительную часть российского пути.

Границы проходились быстро и скучно. По «бацькиным» просторам мы рассекали всего через час после выезда из Украины. Радостная новость – белорусы отменили сбор денег за транзит. Раньше нужно было отстегнуть на развитие дорожной инфраструктуры $5. Вот, началась экономия. Пограничный переход между Беларусью и Россией как таковой уже отсутствует. Но мы-то этого не знали. Подъехали, приготовились к различным заморочкам со стороны «москалей». Но дядька в бушлате, находясь слегка навеселе, выпросил у нас презент – наклейку «Ш» и отпустил с миром. Мы, слегка опешившие от такой скорости прохождения границы, двинулись дальше. На часах ровно полночь по Киевскому времени.

Погодные условия, как и качество дорожного покрытия, были стабильно приемлемыми с периодичными вкраплениями паршивости. Белорусские дороги очень хорошего качества, но ограничения скорости не позволяют ехать в удовольствие. Скукота. Вскоре пошел снег. Забортная температура снизилась до -1. Чувствовалось, что едем на север.

 

Как выяснилось, в этой стране за российские рубли нельзя поесть (попить) и скупиться в магазинах, хотя на АЗС их принимают. Кстати, заправки встречаются крайне редко. Нас преследовало только одно желание – выпить крепкого заварного кофейку. И под вечер, когда вся страна была практически пройдена, мы решились «штурмом» взять придорожный общепит, и уговорить официанток отпустить нам кофе за российские рубли. Получилось. За 75 р. мы выпили по чашке эспрессо.

В России все стало по-другому – отвратительные дороги, множество АЗС неизвестных украинским автомобилистам брендов. Снег то шел, то не шел. Температура скакала от 1 до -1 градуса. Учитывая, что была ночь, неровности дороги определялись только наощупь – удар в подвеску, подскок машины. Увидеть и объехать яму было очень сложно. Вылетавшая снежно-грязевая каша из-под встречных фур сильно мешала нашему комфортному передвижению. Где-то в 2 часа ночи нашли АЗС, на которой продавали кофеек. Взбодрились. Дорога пошла веселее, хотя легче не стала. Вообще, ехать по России ночью – затея нездоровая. Плохая видимость не позволяет вовремя заметить неровности дороги и на них отреагировать. Ближе к Питеру дорога стала значительно ровнее, что превратилось в катализатор сна. Борьба с неровностями дороги перешла в борьбу со сном. Аккуратно да не спеша мы добрались до Санкт-Петербурга, где и встретили восход солнца, который ознаменовал для нас начало второго дня путешествия…

День второй: На пути к Лапландии

Наша тактическая ошибка была в том, что к Финской границе мы приехали с утра, когда началась пересменка на российской стороне, да еще и в выходной день. Очередь образовалась с сотню машин. Многие автомобилисты не выдерживали, разворачивались и уезжали. Так, одна барышня, стоявшая перед нами, решила уехать. Жуя бутерброд, она начала неспешно разворачиваться. В тот момент, когда ее машина стала поперек дороги, рядом с нами раздался какой-то шум в сопровождении трехэтажного выражения. Это был падающий велосипедист. Парень на велосипеде вовремя оценил образовавшееся препятствие, предпочел завалить свой байк, и прочесать коленями по асфальту, нежели на всей скорости въехать в блондинку. Барышня на авто все так же со спокойным выражением лица ретировалась восвояси.

В какой-то момент очередь двинулась. Российских таможенников прошли быстро. Но на финской стороне мы снова застряли. К тому времени у нас наметилась проблема с навигацией по Скандинавии. Дело в том, что в нашем навигаторе не было карт Финляндии и Норвегии. И здесь Сашу Попова осенило: он решил попросить у соседей по потоку навигатор, с которого мы  бы скачали нужные нам карты. Первая попытка оказалась неудачной. Москали, стоявшие рядом, отказались прийти нам на выручку – автомобилисты, блин! Вскоре Попов увидел тюнингованную под внедорожные соревнования Тойоту. Владельцы таких машин всегда приходят на помощь. Так было и в этот раз. Водитель любезно согласился одолжить свой навигатор. Радость была не долгая – в нем оказалась только карта Финляндии. Ну да ладно, и так не плохо. Пока переписывали карту, подошла наша очередь проходить таможенный контроль. Финка на ломаном русском поинтересовалась, зачем мы премся в Финляндию, поставила штампы и отпустила с Богом. Итог – 4,5 часа мы потеряли на переходе Российско-Финской границы. Это существенно повлияло на наше дальнейшее передвижение. Мы ведь собирались за этот день преодолеть около 700 км, чтоб добраться до Полярного круга. Было решено ехать, сколько сможем, а там видно будет.

Финские дороги – отдельная история. Везде стоят знаки ограничения скорости 80 км/ч. Дороги извилистые как по горизонтали, так и по вертикали. Держать выбранную скорость очень сложно – в горку она сильно падает, а при съезде машина разгоняется свыше разрешенной. Так продолжалось около 150 км. После дорога немного выпрямилась, и ехать стало легче. Правда, ограничение в 80 км/ч очень утомляет. Вскоре мы сели на хвост финнам, и путешествие стало веселее. У этих «гонщиков» в навигаторах забиты все камеры контроля скорости, и они между точками разгоняются до 110 км/ч. От таких гонок мы проснулись.

Тем временем температура за бортом продолжала беспощадно снижаться. Бортовой компьютер Ситроена показывал -12 градусов. Все было заснежено. Порой встречались сугробы выше машины. В свете фар сыпавшийся снег превращался в мерцающее серебром шоу. Красота неописуемая. Преодолев где-то 250 км от границы, на нас со всей силы навалилась усталость. Решили искать гостиницу для ночлега. Если недалеко от границы их встречалось очень много, то здесь мы не видели ни одной. Некоторое время спустя справа показались какие-то «гламурные» строения и надпись на придорожной знаке «Hotelli». Ну, хотели готэли – получайте.

 

Во дворе оказалось очень красиво. Номер нам обошелся далеко не на ту сумму, на которую мы рассчитывали – 93 Евро. Но деваться было некуда – согласились. Обрадовало то, что в эту цену входит завтрак, сауна и стоянка авто. После мы поняли, что это неплохая «пропозиция», ведь простенько поесть в Финляндии на двоих стоит минимум 20 Евро. За стоянку авто возле дешевых гостиниц может обойтись в 10 Евро. Так, что планируя поездку в эту страну, нужно учитывать данные факты.

Ночевали королями. В сауне «разошлись» до того, что заказали себе пива. Бутылка 0,3 л стоит 4 Евро, а за доставку с нас срубили еще 1,5 Евро. Звери! Наутро рядом с сауной нашли прорубь. Ой, хорошо, что мы его не увидели вечером, а то было бы…

Ценовая бензиновая политика в Финляндии своеобразная. На местных АЗС стоимость бензина 1,5 Евро за литр. Но, спустя несколько сот километров от границы, мы повстречали «родную» АЗС«Shell» (см. фото), на которой бензин марки 95Е стоил 1,48 Евро. Мелочь, а приятно. Забавно – на маленьких заправках нет кассиров. Рассчитываться за топливо нужно самостоятельно с помощью банковской карты.

На АЗС цены на автохимию приблизительно такие же, как и у нас. Заправились мы обычным «Шелловским» бензином. V-Power у них не было. 35 литров нам обошлись в 50 Евро. 

День третий: Финляндия. На пути к Лапландии

В 12:00 третьего дня путешествия на край света мы выдвинулись в сторону Полярного круга. Задача на этот день – добраться до гостиницы в 50 км от города Рованниеми. Этот город обосновался аккурат на границе Лапландии. Нам предстояло преодолеть 450 км. На них мы отвели 6 часов. Но кто ж знал, что нас ждет прокол колеса на морозе в 21 градус?

Появились знаки с разрешенной скоростью до 100 км/ч. Обозначения были на желтом фоне, что означало действие знака в зимний период. В теплое время года ограничение скорости 130 км/ч. Ехали весело. Слушали местные радиостанции, рассматривали финские красоты. По дороге встречали безумное количество лыжников. Они повсюду.

Остановились передохнуть возле какого-то строения напоминавшее частное СТО. Попов, будучи не только профессиональным гонщиком, но и не менее профессиональным механиком, сразу же пошел знакомиться с местными жителями. На чистом русском языке он начал расспрашивать появившуюся детвору об их жизни. О чем они там договорились, я не знаю, но мальчишки согласили нам позировать для фото.

Нашли придорожный паркинг, где решили поснимать в движении авто на видео. Задача Попова – в повороте пустить машину в занос. Как не пытались, Ситроен всячески упирался и ехал ровно, лишь едва виляя задом. Странно, подумали мы, и прекратили данную затею. Саша в недоумении пытался понять, почему машина не скользила. А это был звоночек о проколе заднего колеса, которое в чуть спущенном состоянии не давало машине скользить. Но мы этого еще не поняли.

 

Темнело. В какой-то момент, Попов решил свернуть в придорожное кафе частного типа. До этого я его никак не мог уговорить его сделать остановку и выпить кофе. А тут он сам, без уговоров решает сделать остановку. Ну ладно… Слышу довольный визг коллеги: «Смотри, гоночные машины стоят!». И вправду, запорошенные снегом, стояли небольшие спортивки. Вскоре в кафе любезная финка рассказа нам (громко сказано, ведь общались мы на русском, а она на финском), что она гонщица, а ее муж механик. Выпили кофейку и съели по пончику, за что оставили 5 Евро. Только собрались уезжать, как обнаружили прокол колеса. К тому времени подтянулся муж хозяйки. Мы объяснили проблему. Финский механик согласился нам помочь.

 

В его боксах, стоявших тут же, возле кафе, мы увидели еще несколько спортивных авто… И тут началось. Попов как с цепи сорвался – давай общаться с хозяином на тему спорта. Все это происходило в момент починки колеса. Эти двое улавливали движения друг друга и всячески помогали. Такую сплоченную работу не всегда увидишь на сервисных станциях. А тут… Да, механик механика поймет без лишних слов. Пришло время рассчитываться. За работу хозяин мастерской запросил 25 Евро. Думали мы не долго – из багажника вынырнула пол-литровая бутылка «Хортицы». Финн, даже глазом не моргнув, принял международную валюту. Он спросил, какое название носит данная «купюра». На что получил соответствующий ответ. «Хотица» – повторил за мной финн. Ну, «хотица», значит бери раз «хотица». Бутылка исчезла в подсобке. После завязалась дружеская беседа об автомобилях. Хозяин демонстрировал нам обкаточные стенды и прочие ценности спортивного механика. Попова я еле оттуда достал. Теперь я понимаю, что фильм «Особенности национальной рыбалки» снимался на жизненных историях. На вопрос жены, сколько хозяин с нас взял денег механик ответил, что нисколько.

К полночи мы добрались до гостиницы. На этот раз номер обошелся в 30 Евро. Без завтрака и без сауны. Но нас интересовала только белоснежная постель и душ…

Собственно, сама гостиница. Кафе на первом этаже, номера – на втором. 

Хозяин заведения любезно предоставил возможность воспользоваться интернетом. Объясняет нам, что взяв два кофе по 1 Евро за чашку, следующий напиток – бесплатно!

Записка на двери. На ломаном русском хозяин объяснил, что до вечера все проблемы решайте сами.  

Поражает огромное количество снегоходов. Такое ощущение, что все, от мала до велика, пользуются этим транспортным средством. Вот и мы, сегодня возле гостиницы встретили работников лесхоза, которые затарились сеном и отправились кормить оленей. У каждого на голове наушники с радиостанцией. Вот такая работа у парней – гоняй целый день на снегоходе по экологически чистому лесу и дыши морозным воздухом. 

Попов о Citroen C3 и о дорогах…

Съехав с основных магистралей. Дорога стала скользкой. Да, она почищена, но тонкий слой снега настолько утрамбован, что превратился практически в лед. В скользкие повороты машина ныряла без сброса газа. При этом какой либо невнятности в управлении не было – можно было контролировать поведение Ситроена рулем и педалью газа. Проехав за рулем уже более 800 км, какой либо усталости от управления машиной я не почувствовал. Света ближних фар для ночной езды достаточно. Правда, Ваня, из-за любви к природе, заставляет меня включать дальний – любуется красотами.

Поразили меня финские водители. Теперь я понимаю, откуда у них берутся такие сильные спортсмены-автомобилисты – скользкие, заснеженные зимние дороги и ограничения скорости до 100 км/ч делают свою работу. Вы бы видели, как эти водители носятся: рейсовый автобус на узкой дороге спокойно идет на обгон на скорости110 км/ч.

День четвертый: Финляндия. Торжественное пересечение Полярного круга

Нынешний день на события был скромен. Стояло две задачи – найти деревню Санта Клауса и пересечь Полярный круг. Поселение бородатого деда нашли быстро – оно находится в 5-6 км от города Рованниеми. К нашему удивлению, аккурат возле резиденции Санты, прямо над дорогой, красовался монумент, обозначающий Полярный круг. А по другую сторону дороги, напротив деревни, к «празднику» пристроилась АЗС Shell.

Температура воздуха ночью опустилась до -29 градусов. А в течение дня держалась около -17. В отсутствии ветра мороз не кусается, так что можно вполне комфортно хрустеть ботинками по снегу и наслаждаться неимоверной красотой финской природы.

Завтрашний день, судя по всему должен быть не сложный. Нам предстоит добраться до норвежской границы и остановиться на ночлег, чтоб на следующий день двинуть на Норд-Кап.

День пятый: Финляндия. Под норвежской границей

Выдвинулись в путь в 7 утра. Сегодня длина маршрута составляет около 500 км. Наш старый знакомый, который поил нас бесплатно каждой второй чашкой кофе, посоветовал короткий путь. Послушались. Кто ж знал, что не везде в Финляндии принято чистить дороги до асфальта! Так, на региональных направлениях снегоуборочная техника снимает только верхний слой снега, а остальной вкатывает в асфальт. Вот и понеслись мы под 90 км/ч по этим дорогам. Весело ехали, задорно. Немного пришлось приноровиться к поведению машины на этом покрытии. Зато потом каждый поворот превращался в развлечение. Дело в том, что Ситроен легкий и в снежную кашу, которой немного скапливается в повороте, он не проваливается, а скользит по ней. Но как только шипы колес цепляются за утрамбованный снег, машина стабилизируется. Правда, не каждому водителю такая дорога окажется в радость – финны не скупятся на знаки с разрешенной скоростью до 80 км/ч. А в некоторых поворотах все же нужно сбрасывать. Особенно жутко, когда на тебя по встречке несется груженый лесовоз…

А деньги тем временем стали куда-то деваться. В этой Финляндии все жутко дорого. Даже туалет при некоторых кафе, и тот стоит 0,5-1 Евро. Как вам: сходить по-маленькому за 10 грн.? Испить кофе с булочкой в придорожной забегаловке на двоих обходится в 5-6 Евро. За плотный ужин выкладывали 45 Евро. Про бензин я уже молчу. Прикинули, что еще пара таких приемов пищи, и начнем охотиться на оленей. А это мы еще и полпути от общего маршрута не прошли – нужно же как-то на родину возвращаться. В общем, была объявлена тотальная экономия. Хотя, в чем она должна была выражаться мы так и не придумали…

К вечеру доехали до назначенной точки. Поскитались по гостиницам в поисках дешевого жилья. Попадались номера в 55 Евро без завтрака и интернета. Проскочил номер за 85 Евро, тоже без завтрака, но с кухней. В итоге, нашли номер за 86 Евро с утренним шведским столом, интернетом и сауной. Последняя стоит на берегу реки, вся в сугробах и деревьях. Номерочки оказались убогими, маленькими и с новым, а потому вонючим линолеумом. И это притом, что в холе все выглядит круто.

Все, срочно побежал в баню, ныряю лицом в снег и спать. Завтра покорять мыс Нордкап. Нужно рано встать, чтоб преодолеть последние 300 км извилистого пути к 12.00 дня. В это время на мыс отправляется автобус от шлагбаума, который перекрывает последние 13 км дороги. Делается это для того, чтоб всякие ездуны не испытывали судьбу на скользких продуваемых серпантинах. Мы же попробуем туда прорваться своим ходом… Синоптики обещают до -17 и северо-западный ветер…

Скользкий норвежский поворот: День шестой, седьмой – домой

На подъезде к Норвегии решили заправиться дешевым финским бензином, ведь именно о его дешевизне, по отношению к норвежскому, говорят в интернете. Не верьте. Мало того, что перед границей за литр «пятого» просят на 0,1 Евро больше, так его там еще и нет в наличии. Пришлось заливать 98-й за 1,65 Евро. Как же мы удивились, когда в первом же Норвежском поселении бензин оказался дешевле, чем в соседней стране – за 95-й просили 1,3 Евро.

По просьбе партнеров автопробега из компании «Нанопротек», в двигатель Citroen залили присадку, которая снижает трение и положительно сказывается на работе агрегата. Мы специально добавили присадку на экваторе нашего путешествия, чтоб оценить ее действие путем сравнения работы мотора в первой половине пути и во второй. В результате мы должны были получить снижение расхода топлива и легкость работы двигателя.

Пересечение Норвежской границы ознаменовалось выступлением в транзисторе Александра Рыбака с его задорной песней «Fairytale». Либо совпадение, либо норвежцы до сих пор не могут отойти от победы на Евровидении и затирают Рыбака до дыр. Кстати, fairytale больше подходит к Финляндии – действительно, сказочная страна. А вот Норвегия, по крайней мере, зимой и в северной части, если и похожа на сказку, то на суровую. Погода здесь меняется за считанные минуты. В приемнике заиграла веселая песня, на улице светит солнце. Как вдруг все вокруг темнеет, налетает ветер и начинает валить косой снег. Веселая песня заканчивается.

Погода меняется за считанные минуты

Мы помнили, что последние 13 км до мыса Нордкап зимой перекрываются шлагбаумом. В 12.30 там собираются все желающие добраться до крайней точки, приезжает снегоуборочная машина, дорога открывается и все едут на север. Мы знали, что машины с моноприводом туда не пускают, но надеялись на отсутствие снега, водку и возможность проскочить как-нибудь так. До подъема шлагбаума оставалось два часа. Впереди  150 км пути. Заснеженная дорога, продуваемая влажным ветром, безумно скользкая. Но знаки позволяют ехать 80-90 км/ч, чем мы и пользуемся. Лишь в крутых поворотах мы сбрасывали скорость до 30 км/ч. Возле шлагбаума были только туристы на полноприводной «Шкоде Ети». Они посмотрели на наш Ситроен, удивленно округлили глаза увидев наш маршрут, и показали большой палец.

Через несколько минут от горизонта не спеша потянулись автобусы с туристами. Тут же, со скоростью где-то 80 км/ч примчалась снегоуборочная машина. Ее водитель с бритой бородкой и широким лицом вынес нам вердикт – не пущу. Как мы его не уламывали, парень оказался стойким. Через каждое слово мы слышали сорри, но не пущу. Колонна уехала вместе с «Ети». Пустота. Были попытки поднять шлагбаум… потом попробовали его объехать. Наш моноприводный Ситроен даже частично пробил в снегу себе объезд. Но застрял. Мы продолжили прокапывать ему дорогу дальше… Пока не приехали на снегоходах норвежцы, отвечающие за порядок, и не объяснили нам, что если мы даже и прорвемся в сторону мыса, то это действие будет наказуемо.

Наш экипаж решил все же прорваться к морю, но обходными путями. Так, мы свернули на дорогу, которая вела в сторону воды, и которой не было в навигаторе. Ехали долго-долго, пока вдали не показалась рыбацкая деревня с темно серыми, могущественными водами Северного Ледовитого океана.

Ветер был настолько сильный, что едва позволял открыть дверь автомобиля. В деревне мы познакомились с русской барышней, владелицей единственного местного магазинчика. Она удивилась нашему приезду, и высказала свое опасение насчет дороги обратно: «передавали бурю, трассу может занести за минуты. Тогда вам придется остаться здесь». Через 10 минут наш Ситроен уже ехал обратно по едва заметной дороге с сильнейшим боковым ветром и плохой видимостью – поднялась буря. Толщина снега увеличивалась на глазах. Скорость существенно снизилась. Но стоило нам выехать на основную дорогу, как погода изменилась – ветер стих, снегопад прекратился. Впереди была дорога домой…

Нам предстояло спуститься вниз к воде по извилистой горной дороге и дальше вдоль побережья выдвинуться в сторону туннеля, ведущего на европейский континент. Спуск по сколькой дороге с периодически налетавшей метелью давался легко. Перед каждым поворотом скорость снижалась. За очередным таким поворотом показалась снегоуборочная машина. Она поднимала за собой снежную пыль, что ухудшало видимость как ее самой, так и дороги. Неожиданно налетела метель и на какую-то секунду снегоуборочная машина исчезла. Затем также неожиданно перед нами появились ее габаритные огни – водитель сбросил скорость. Руль в сторону, Ситроен выскакивает на встречную полосу. Трещит АБС, но машина продолжает скользить вниз. И тут перед нами открывается правый поворот. Да не просто поворот, а как говорят раллисты – под себя. Имеется в виду не сходить под себя, а повернуть под себя, на 180 градусов. Но в нашем случае чуть не произошло первое. Легкими движениями руля машину все же удалось повернуть на 90 градусов, но ширины поворота не хватило. Сначала послышался глухой удар в переднее левое колесо – это мы задели знак, указывающий направление поворота, затем на переднюю левую часть авто набросился второй знак. Встряли мы фарой аккурат промеж ног этому знаку. Тишина. Оценка повреждений показала, что нам повезло. Жидкости все на месте, силовые элементы авто вроде бы не повреждены. Колеса смотрят друг на друга. Крыло и бампер оттопырились в разные стороны. Фара треснула, но габаритный и дальний свет есть.

Пока вытаскивали машину, и приходили в себя, появилась местная служба помощи. Тетенька на эвакуаторе предложила оттащить нас на станцию, но мы отказались – Citroen был на ходу. Попов сказал, что ему нужно два часа и теплый бокс, и машина будет готова к дальнейшему путешествию. Я же, глядя на все повреждения, не был так оптимистично настроен. Женщина-эвакуатор оформила наши повреждения, сняла копию документов, сказала, чтоб мы ждали счет за погнутые знаки, и уехала в ночь. Мы пошкрябали дальше.

Заехали на самую северную в мире АЗС, которая принадлежит нашим партнерам по автопробегу компании «Shell», сфотографировались на ее фоне с целой стороны Ситроена, заправились да купили скотч. Кстати, есть подозрение, что наш Citroen С3 в тот момент тоже был самым северным Citroen С3 в мире…

Приводить в чувство С3 решили в восьмикилометровом туннеле, под 212-метровой толщей воды. Под землей оказалось теплее – целых 5 градусов с плюсом.

Через час об аварии Citroen говорили только шрамы из скотча. Правда, в процессе ремонта всплыло, что мы повредили рычаг или тягу. Для установки угла колес нужен был ключ на 22. Вот мы и отправились в 8 часов вечера на неуправляемом автомобиле искать в Норвегии мастерскую. Где-то через два часа мы наткнулись на заезжавший в гараж эвакуатор. У водителя мы «стрельнули» на 10 минут нужного размера ключ и при 25 градусном морозе, Попов выставил под нужным углом передние колеса. Жизнь наладилась – Citroen снова управляем. Правда, печку пришлось включать на полную, так как дырка в передней части автомобиля запускала холодный воздух, чем остужала двигатель.

Все эти ночные приключения выбили нас из колеи. Ночь мы провели в движении на юг в сторону дома. Гостиниц по пути нет, мороз снизился до -36 градусов. В сон клонило обоих. Кончался бензин. Деньги были, но не было желания выходить в такую холодину на улицу. Тем более что персонала на АЗС нет. Иди, вставляй в купюроприемник деньги и держи пистолет, пока тот не заправит…

За следующие сутки проехали Финляндию. С гостиницами опять не повезло. Днем их было завались, но мы хотели остановиться на ночлег вечером. А вечером гостиницы исчезли. На ночлег остановились уже за Питером, в Пскове. Как только в пять часов вечера наши головы коснулись подушек, наступило утро. Дальше была обычная разбитая российская дорога, вкусные и не очень обеды в придорожных кафе. Проститутка, которая, работая, обгоняла нас на фурах три(!) раза.

А вот и дом родной…

О российском бензине и присадках «Нанопротек»…

На трассе Е95, на отрезке пути между Питером и Киевом, АЗС «Shell» нам не попадались. Поэтому заправлялись на одной и той же российской заправке в обоих направлениях только бензином А92. Нас интересовало, как изменится динамика автомобиля после обработки двигателя присадкой «Нанопротек». Так, на обратном пути пропала «тупость» мотора. Машина стала легче бросаться на обгоны и тянуть в гору на пятой передаче. Еще перед поездкой «Нанопротек» попал и в коробку передач моего С3. Попов, который с ног до головы обработал свой гоночный автомобиль этими присадками, клялся и божился, что разница будет заметной и что это станет страховкой, если мы повредим целостность коробки передач или двигателя и потеряем масло. В принципе, я помню, как на одной из гонок его полноприводный внедорожник без масла в заднем редукторе доехал до финиша, так сказать, без последствий.