X

О заместительной терапии…

Вы внимательно следите за новостями про электромобили? С тех пор, как бензин сравнялся с курсом Евро, в нашей стране почти не осталось людей, равнодушных к ценникам на заправках.

Вы внимательно следите за новостями про электромобили? С тех пор, как бензин сравнялся с курсом Евро, в нашей стране почти не осталось людей, равнодушных к ценникам на заправках. Большинство граждан давно уже не уповают на родное правительство и атрофированную совесть нефтетрейдеров. Единственный выход они видят в полном отказе от ископаемого топлива в пользу возобновляемой энергии. И с надеждой и тревогой смотрят на Европу и США – вдруг появление нового электромобиля Chevrolet обвалит мировые котировки? Но, увы, даже в экологически озабоченной Европе спрос на новшества сильно отстает от предложения, а стоимость нефти стабильно высока.

Растущее вслед за нефтью чувство неопределенности является идеальной питательной средой для порождения разнообразных слухов на одну и ту же тему: мол, технологии-то давно готовы и лежат под сукном у воротил мирового нефтебизнеса. До поры, до времени, пока не кончится нефть. Откуда берут такие сведения люди, окончившие экономические и гуманитарные ВУЗы – вопрос отдельный. Впервые что-то подобное мне довелось услышать еще в начале  нулевых, когда нефть продавали за немыслимые (и тогда, и сегодня) 30 долларов за барель. Увы, с тех пор цена выросла почти в 4 раза, а полноценную замену ДВС нам так и не предоставили. То ли у воротил мирового нефтебизнеса стальные нервы, то ли таких технологий попросту не существует. В качестве аргумента в пользу последнего утверждения можно привести современные  электромобили и гибриды, которые в их нынешнем состоянии не могут составить серьезную конкуренцию бензиновым и дизельным машинам. Однако, возможно, не все так безнадежно.

Неравнодушный читатель должен хорошо помнить эксперименты с водородом и топливными ячейками, проводимые такими компаниями, как BMW, Honda и Mercedes. В конце концов, результаты их работы оказались достаточно впечатляющими для того, чтобы в Германии и США появилось некоторое количество водородных заправок. Но, увы, по ряду причин данная технология так и не ушла в серию: во-первых, водород в чистом виде не встречается на Земле, а его производство в промышленных масштабах – весьма затратное мероприятие. Во-вторых, хранение больших объемов самого взрывоопасного во вселенной газа чревато серьезными рисками – не будем забывать, в каком мире мы живем. Ну и, в-третьих, стоимость водородных автомобилей исчисляется суммой в долларах с пятью нулями, если не больше. Казалось бы, снова тупик.

Но есть на Земле как минимум одно транспортное средство, серийно выпускаемое на протяжении десяти лет, в котором успешно реализована энергетическая установка на водородных топливных элементах. Это немецкая дизель-электрическая подводная лодка U-212. Многие считают ее лучшим в мире кораблем своего класса, и вот почему. U-212 может передвигаться под водой со скоростью до 20 узлов, не всплывая и не сбавляя темп на протяжении многих дней – до нее только атомные субмарины могли похвастать такими возможностями. Впрочем, у последних есть недостаток: большие размеры и повышенная шумность вследствие работы охлаждающих реактор насосов. У U-212 реактора нет, и шума она почти не производит. А значит, воплощает сильные стороны атомных и дизель-электрических субмарин, не имея их недостатков. И все благодаря топливным ячейкам.

По обе стороны от прочного корпуса лодки расположены баки с водородом и кислородом. При погружении U-212 переходит на электрический ход, но энергию берет не из аккумуляторов (хотя возможен и такой вариант), а из топливных ячеек, где она производится из водорода и кислорода благодаря несложной электрохимической реакции. Отсюда и полная тишина, и значительный запас хода.

Об этом, а также о технологиях XIX века на вооружении шведских ВМС века XXI-го читайте в следующих номерах журнала Motor News.