X

Украинский авторынок в 2012 году: прогнозы ВААИД

В последнее время ко мне обращались представители ряда средств массовой информации с просьбами дать прогноз развития автомобильного рынка Украины на 2012 год.

Попробую провести краткий анализ украинского авторынка и обрисовать перспективы его развития. Конечно, развитие авторынка зависит от ряда объективных и субъективных факторов и никакой Нострадамус не сможет точно спрогнозировать будущее…

Хотя нет! Одно событие я могу анонсировать заранее, а именно: летом текущего 2012-го года Межведомственная комиссия по международной торговле по заявлению Ассоциации украинских автопроизводителей «Укравтопром» начнет очередное спецрасследование относительно импорта легковых автомобилей в Украину. Причем, «Укравтопром» будет доказывать, что в 2011 году был рост авто импорта в Украину и этот рост был непрогнозированным, неожиданным, внезапным, резким, значительным…

И, действительно, рост автоимпорта как, впрочем, и в целом, рост автопродаж в Украине налицо (в 2011 году было продано 220619 автомобилей, что на 35,69%  больше, чем в 2010году. А вот был ли этот рост неожиданным, внезапным или непрогнозируемым? …С самого начала спецрасследования я заявил и заявляю, что никаких, ни малейших предпосылок к открытию спецрасследования не было, и нет никаких оснований для введения 47% спецпошлины на импорт автомобилей. Но вместе с тем, именно заявление «Укравтопрома» о 47% спецпошлине и открытие спецрасследования вызвало небывалый ажиотаж на авторынке и подхлестнуло отложенный спрос на автомобили.

Еще с времен СССР люди привыкли, если вечером диктор ТАСС говорит, что цены повышаться не будут, то утром надо ждать сообщение в газете «Правда», что дескать по просьбе трудящихся повышаются цены на ювелирные изделия… Опыт… Так что, , я со всей ответственностью заявляю, что рост импорта в июле – декабре 2011 года был абсолютно прогнозируемым, ожидаемым и, более того, спровоцированным заявлением-петицией «Укравтопрома» с просьбой поднять налоги на автоимпорт, как и реакция украинских потребителей – покупателей импортных автомобилей была абсолютно прогнозируемой и ожидаемой. Более того, к росту импорта автомобилей в Украину в июле – декабре 2011 г. приложили руку автопроизводители, от имени которых было подано заявление, запрещающее автоимпорт.

• ООО «ВО» «КрАСЗ» принадлежит владельцу, который также является владельцем импортеров  Группа компаний «АИС» (Geely, Ssang Yong, VAZ, GAZ, Chevrolet Niva), многих десятков дилерских предприятий импортеров;
• ЗАО «ЗАЗ» приобрела Корпорация «Укравто», которая также является владельцем импортеров «Фалькон-Авто» (KIA), ООО «Автокапитал» (Mercedes-Benz), ООО «Дженерал Авто Групп» (Chevrolet, Opel, Chevrolet Niva, Chrysler, Jeep, Dodge, Cadillac), ООО «СиАйАвтомотив» (Chery), совладельцем ЗАО «Укравтоваз» (LADA), многих десятков дилерских предприятий импортеров;
• ЗАО «Еврокар» принадлежит владельцу, который также является владельцем импортера ООО «Еврокар» (Skoda), совладельцем ЗАО «Формула Мотор Украина» (Seat), многих десятков автодилеров, которые реализовывают импортный товар.

Корпорация «Укравто» – акционер Запорожского автомобильного завода – согласно информации мирового автомобильного издания «Automotive News Europe» входит в десятку крупнейших автомобильных дилеров Европы и является № 1 – лидером автодилеров стран СНГ (опередив и российских автодилеров, несмотря на то, что Россия заняла 2-ое место по автопродажам в Европе). Поэтому, рассматривая внезапное, резкое, значительное, непрогнозируемое увеличение автоимпорта в июле – декабре 2011 г., необходимо учесть роль настоящих авторов увеличения автоимпорта.

P.S.: Я уже достаточно давно в автобизнесе и часто выслушивал просьбы посодействовать решению вопроса о скидке при покупке автомобиля. Но последнее время такие просьбы сменились просьбами посодействовать покупке автомобиля без очереди. В Украине – дефицит автомобилей. Перечень дефицитных авто в 2011 году можно продолжать долго:

Peugeot – в дефиците был Peugeot 107, 3008, Partner;
Renault –были дефицитными Renault Logan, седан, универсала Logan MCV, хэтчбэка Sandero, кроссовера Duster;
Opel – в дефиците были Astra Classic Caravan универсал, Astra NG, Corsa в комплектации Cosmo 1,4 AT и Insignia с дизельными двигателями;
Chevrolet – наблюдался повышенный спрос на все модели, особенно нехватка Aveo и Cruse;
Geely –были дефицитны все модели;
Chery – была дефицитна модель М11, кроссовер Beat и KIMO с автоматической трансмиссией;
Seat – наблюдалась очередь на Ibiza 1,2 TSI с новой трансмиссией DSG;
Toyota – Corolla и RAV4 надо было ждать 2-3 месяца;
Hyundai – были  дефицитны новые Accent, Elantra, Ix35.

Вышеизложенная статистика рушит миф о возможном заговоре автоимпортеров, которые якобы внезапно, непредсказуемо, резко завезли импортные автомобили с целью завоевания части рынка ничего не подозревавших автосборщиков ,но рост авторынка и автоимпорта – это свершившийся факт, поэтому на 100% можно прогнозировать, что «Укравтопром» подаст очередное заявление – петицию на проведение спецрасследования относительно автоимпорта.

Почему очередное? Потому, что также со 100% вероятностью можно прогнозировать, что начавшееся в 2011 году спецрасследование будет, самое дольше, к лету, а скорее всего, к началу апреля закончено и будет принято решение о неприменении каких – либо репрессивных мер по отношению к автоимпорту ввиду отсутствия полного объема законодательных оснований для введения таких мер (спецпошлены и введения квот на автоимпорт).

Кстати, можно спрогнозировать и отмену введенных ранее квот на импорт узбецких Деу Матиз, Леганза, Нубира в смешном количестве по 3 автомобиля в год, так как с 1 января сего года Президент Узбекистана Ислам Каримов снял ранее действующие дискриминационные ограничения для украинских «легковушек», которые и стали основанием для введения ответных дискриминационных мер с украинской стороны, то бишь в ближайшее время восстановится «статус кво», при котором граждане обеих государств смогут без ограничений покупать авто: украинцы полюбившиеся им «Матиз», а узбеки – украинские авто. Можно прогнозировать и фиаско попыток негативного воздействия на украинский авторынок, как стремлением увеличить существующую пошлину на иномарки – с 10% до 25% в рамках Всемирной торговой организации (для этого нужна добрая воля всех автомобильных государств – членов ВТО, а после того, как даже Россия согласилась под давлением стран ВТО снизить ввозную пошлину на импорт и вступила в ВТО; Украине установить новые барьеры никто не разрешит), так и стремлением Мининфраструктуры поднять существующий акцизный сбор на автомобили на  500 – 850% (для этого придется нарушить международные обязательства Украины и получить негативный мировой резонанс, да и значительно увеличить стоимость авто для граждан и вызвать негативный социальный резонанс).

Кроме того,акцизный сбор, по своему определению, это налог, либо на высокорентабельные товары, либо на предметы роскоши. Автомобиль никогда высокорентабельным товаром не был и не будет (в отличие от водки и сигарет), а предметом роскоши от перестал быть, если не со времен Остапа Бендера («автомобиль – не роскошь, а средство передвижения), то уж со времен СССР – точно. Во всей Европе только в Украине и Хорватии существовал до последнего времени акциз на автомобили, а с 1 января сего года Украина осталась одна. По моему стойкому убеждению, акцизный сбор на автомобили необходимо упразднить, при чем как на новые, так и на бывшие в употреблении и дать возможность нашим согражданам, которые не имеют материальной возможности купить новый автомобиль, приобрести импортированную 5 – 8 – летнюю иномарку без пробега по Украине (ныне толькоакциз на б/у авто может превышать в 3 – 4 раза  стоимость авто) и, тем самым, способствовать обновлению украинского автопарка, средний возраст которого составляет на сегодня 18,5 лет.

А в целом, рост украинского авторынка в 2012 году будет очень зависеть от ряда экономических и политических факторов. Способствовать росту авторынка будет и проведение Евро-2012 в Украине, и связанный с этим приток денег в Украину, и проведение осенних парламентских выборов (ведь именно в такие моменты обеспеченные украинцы делятся с менее обеспеченными, добиваясь их лояльности)…

Как будет развиваться авторынок зависит и от того, каким будет курс гривны к мировым валютам (ведь иномарки закупают за валюту), какие будут процентные ставки банковского автокредитования (а это тоже зависит от стабильности гривны), каким будет урожай на полях Украины и в мире (ведь именно от мировой коньюнктуры цен на зерно зависят прибыли  украинских аграриев), какими будут мировые цены на украинский экспорт (металл, химию и т. д.), какой будет цена на газ для Украины, будет ли дальше падать курс евро по отношению к доллару (не секрет, что «серый» импорт американских авто сейчас не выгоден т. к. европейские авто существенно подешевели для украинцев с падением курса евро), будет ли прибыльным украинский бизнес (ведь большую долю прошлогодних продаж обеспечили именно корпоративные продажи т. к. любой здравомыслящий владелец бизнеса вместо того, что бы показывать слишком большую годовую прибыль предпочтет лучше обновить автопарк), да, впрочем, самое главное, от того, каким будет состояние экономики Украины в 2012 году (и доходы наших сограждан) и посетит ли нас вторая  волна мирового кризиса, предвещаемая некоторыми экономистами.

Лично я – остаюсь оптимистом и прогнозирую рост авторынка – 20% (в 2012 году Украины приобретут не менее 260 тыс. новых автомобилей).

P.S.: Еще один прогноз о прогнозе. В первой половине года мой прогноз на 2012 год может сначала и не сбываться. Действительно, в январе – марте в зависимости от погодных условий (а сегодня Украина завалена снегом!) нас может ожидать даже некоторое падение автопродаж (зимой 2009-2010 при мэре Л.Черновецком Киев был завален снегом, а кто будет покупать авто, если на нем нельзя ездить).

Действительно, в зависимости от политики Нацбанка в первой половине года нас может ожидать и некоторая стагнация автокредитования (максимально до парламентских выборов, пока банки не будут уверены в реальном курсе гривны).

Но ЦЫПЛЯТ по осени считают! Поэтому итоги года (в случае отсутствия негативных факторов) подтвердят правильность моего прогноза.