X

SsangYong Korando: Вперед и вверх

Мы закончили один очень нелегкий автопробег (по детским домам с гуманитарной помощью) и остановились заночевать недалеко от города Саки, что в западной части Крыма.

Мы закончили один очень нелегкий автопробег (по детским домам с гуманитарной помощью) и остановились заночевать недалеко от города Саки, что в западной части Крыма. Нам – кроссоверу SsangYong Korando, журналисту и фотографу «Автоцентра», а также представителю автомобильной корпорации АИС полагался день отдыха.

Бархатный сезон, Крым, новенькая яркая машина и целый день свободного времени – что бы вы решили на нашем месте? Да, большинство из нашей колонны так и поступили – назавтра с первым лучом солнца двинули в сторону ЮБК: купаться, загорать, красоваться перед девушками и пр. Но мы-то – профессионалы! И у нас – не какой-то пижонский кабриолет, а как-никак кроссовер-внедорожник с мощным дизелем и полным приводом.

Мы не могли банально проваляться весь день «на пляжу», когда в Крыму еще столько мест,  где мы никогда не были! И, подключившись по 3G-модему к всезнающей всемирной паутине, через полчаса мы уже выбрали наименее посещаемое туристами место: пещерный город Кыз-Кермен, процветавший в VIII-IX вв.

Тот же интернет сообщил, что особенно смотреть там нечего, что все задолго до нас разрушено, но нас это не остановило: захотелось  побывать там, где мало кто бывал. «Вычислили» место расположения Кыз-Кермена – напротив Тепе-Кермена, около Бахчисарая. Согласно подсказкам на каком-то туристическом сайте, от ханского дворца по кривой улочке выдвинулись из города. По серо-пыльной грунтовке проехали вверх в направлении лесничества и ореховой рощи, и… уперлись в искусственно созданные кем-то препятствия в виде глубоких траншей поперек дороги. Одну канаву наш SsangYong Korando преодолел почти легко, вторую – может быть и преодолел бы, но решили не рисковать низкой «губой» переднего бампера. (Это вообще одна из самых низких и «опасных» точек автомобиля.

Впоследствии даже клиренс – тоже не самый большой, 180 мм – нам не доставлял столько беспокойства, как передний бампер). Нашли объезд и наткнулись на … ВАЗ-2107 с лесничим, который сторожил шлагбаум на въезде в заповедную зону, закрытый по случаю пожароопасного периода. Предъявили журналистские «корочки», записались в толстый журнал, побожились не жечь костров и сигарет – и нас пропустили!

Далее дорога представляла собой очень неровную грунтовку, состоящую из засохшей глины и крупных острых камней, местами еле заметную в траве,  метами – наоборот, с раскатанными колеями. Приходилось ехать очень внимательно и вообще, очень медленно. Я немного переживал насчет того, как поведет себя автоматическая коробка. Но она оказалась подходящей для такой езды: позволяла медленно (а значит, и уверенно) ползти по камням, глубоким колеям. Потребности в полном приводе на сухом грунте я не видел, поэтому селектор режимов трансмиссии SsangYong Korando оставался в автоматическом режиме. Скорее всего, полный привод все-таки подключался, но мы этого не замечали.
(Как нам объяснили технические эксперты корпорации АИС, в положении селектора трансмиссии «автомат» задние колеса подключаются автоматически в числе прочего при: троганье с места, движении на подъем и на спуск, при пробуксовке передних колес.)

На этой дороге незаметна была одна странноватая особенность SsangYong Korando, замеченная в городском режиме – неприятное подергивание в момент медленного троганья и остановки. Подвеска в условиях неровной каменистой дороги, максимальных ходов колес работала без проблем, в салоне было тихо и комфортно.

Если автомобиль вел себя хорошо, то с направлением движения были проблемы. Указанных лесничим примет (повороты, развилка на село Машино) нам  придерживаться было трудно, по этой местности на автомобилях явно ездят мало, грунтовки проложены хаотически – сходятся и расходятся, петляют по склонам среди кустарника и редколесья.

Помогла группа туристов – классических, как из советских мультфильмов: в солнцезащитных шляпах, с палками и огромными рюкзаками. Мы поравнялись, подставили украшенный наклейками борт и опустили стекло, чтобы спросить дорогу. Было несколько неловко обращаться из кондиционированного кожаного салона к людям, которые с полной выкладкой топают по крымской жаре, но нам ответили очень приветливо, (корю себя теперь – надо было с ними хоть бутылкой холодной минералки поделиться!).

Замыкающий, интеллигентный мужчина с бородкой, типично профессорского вида (такие еще есть, во всяком случае, на географическом факультете университета им. Шевченко), сказал, что пещерный город Кыз-Кермен мы вряд ли найдем, тем более на машине, но он точно знает, что одноименное плато расположено слева по курсу. И указал на него рукой. Засекли визуально и по навигатору направление и двинули в ту сторону, выбирая дороги, идущие по возможности в нужном направлении.

Несколько раз невольно испытали SsangYong Korando на диагональное вывешивание и максимальное скрещивание «мостов» (вполне успешно), но главной проблемой стали кустарники. Редко используемая дорога густо заросла с боков  колючей южной растительностью, и поцарапать борта на четвертый день эксплуатации новенького автомобиля не хотелось. Сухие ветки приходилось обламывать, зеленые – отводить в сторону, высовывая в открытие окна руки или выпуская вперед, в пешем порядке, свободных от руля членов экипажа.

Наконец после одного из крутых подъемов капот уже выровнялся в горизонтальное положение, но в лобовом стекле так и осталось небо – и мы поняли, что достигли вершины! Пришлось быстренько (сегодня можно признать – в панике) тормозить. Оказалось, что так, незаметно, упираясь капотом в небо, мы пересекли плато Кыз-Кермен и остановились над пропастью, отделяющей Кыз-Кермен от Тепе-Кермена (более известного и более молодого пещерного города-крепости). Внизу, между двумя «керменами», увидели последнюю из примет, указанных лесничим – аккуратненькие строения какой-то базы.

Нас было трое, и в поисках следов цивилизации VIII-IX веков мы разбрелись пешком в три стороны. И нашли – выдолбленные прямо в камне емкости для производства вина, с соединительными каналами, отстойниками и «кранами». Страшно подумать – тысячу лет назад (и даже больше – двенадцать веков!) – здесь, на этом гребне горы, жили люди. Трудились, воевали, любили женщин, пили вино и растили детей…У них были свой быт, свои орудия и оружие, свои технологии, и они наверное тоже (как мы сейчас), думали, какие они развитые, ученые, модные и вообще крутые… Светлый, отполированный ветрами камень хранит следы той жизни. Уже после поездки в интернете вычитал, что кроме найденных нами пары ванн для приготовления вина тут есть еще как минимум три, а также – остатки зданий, стены и ворот. Мы как неопытные исследователи старины, увы, этого не нашли.

Кстати, неизвестные нам другие исследователи пометили ведущие к остаткам городища тропы цветными ленточками, а также – стрелками на камнях. За что им отдельное спасибо.

Пофотографировавшись со свешенными ногами на краю обрыва (машину для фотосессии подгонять близко к обрыву побоялись из-за трещин по краю скалы) и, насладившись чувством «весь мир на ладони, ты счастлив и нем», поехали назад. Через те же камни, кустарники и буераки.
Попрощавшись с лесничим, который все также дежурил у шлагбаума на въезде в лесной массив, выбрали более ровный путь в город – мимо татарского, а затем православного кладбища, вдоль высоковольтной линии передач по улице, ведущей к вокзалу.

И еще о нашем Korando. Вечером того же дня мы добрались к очень популярному месту – пещерному городу Мангуп-Кале. На парковке нас обступили представители местного извозничьего бизнеса – водители «прокачанных» УАЗов,  которыми возят туристов в горы. Нам настойчиво предлагали свои услуги, пугая, что своей «паркетной машинкой» (– цитата) нам на Мангуп-Кале ни за что не подняться. Нашим словам о том, что мы поднимались с SsangYong Korando на Кыз-Кермен, было усомнились. Мы не очень-то  старались убеждать (а зачем?), но внешний вид Korando говорил сам за себя: толстый слой мутно-желтой пыли, густо исчерченной росчерками  травы и веток, лобовое и заднее стекла с «окнами», прочищенными дворниками, потеки омывающей жидкости под ними…

Короче, в конце концов «джигиты» грустно отошли – поняли, что на Кыз-Кермене Korando действительно был и на УАЗик мы его ? не променяем. (Кстати, после мойки царапин на кузове не обнаружилось – лакокрасочное покрытие оказалось стойким). Как и весь целиком SsangYong Korando, которого мы нагрузили работой, как нам сначала казалось, не совсем для него подходящей.