X

Відкрий країну: Благовещенский собор в Харькове

Одной из главных достопримечательностей Харькова по праву считается Благовещенский кафедральный собор, который мы посетили в большой ­праздник – Благовещение.

Расположившееся в центре Харькова помпезное здание видно издалека благодаря возвышающейся над городом почти 80-метровой колокольне. Архитектура Благовещенского собора относится к популярному в начале XX века русско-византийскому стилю.
 
 
Поскольку собор является действующим, он привлекает большое количество православных прихожан. Не меньше приезжает сюда и туристов, в том числе на автомобилях. Благо вокруг территории имеется множество парковок. Самая крупная находится на восточной стороне, выходящей на набережную реки Лопань. Именно на ней мы и оставили свой Skoda Yeti. Стоянка, как и вход в собор, бесплатные. 
Строившийся тринадцать лет собор был освящен в 1901 году. На его возведение потрачена колоссальная на то время сумма – 400 тысяч рублей, одних кирпичей ушло 7 миллионов. Неординарный вид храму придает «полосатая» кирпичная кладка, а также эклектичное cоединение византийских форм и псевдоготической ярусной колокольни – решения, внедренные главным архитектором профессором М. Ловцовым.
 
Собор пережил нелегкие времена революций и войн. Прослужив прихожанам три десятилетия, в 1930 году он был закрыт по решению органов советской власти. Как водилось тогда, под его сводами разместили склады. Удивительно, но служения в храме были возобновлены в период немецкой оккупации и продолжаются до сегодняшнего дня. 
 
 
Историческая ценность храма не только в его архитектурном стиле, но и во внутреннем убранстве. Иконостас выполнен из белого каррарского мрамора с орнаментом и позолотой. Один из самых крупных соборов в Европе может одновременно принять до четырех тысяч прихожан. Дополнительный шик пятиглавому собору придает немаленькая огороженная территория. Прогуливаясь по ухоженным дорожкам, можно обогнуть Благовещенский собор и оценить его великолепие.
 
 
Реконструкция дороги из Киева в Харьков было приурочено к Евро 2012. Асфальт свежий, и зиму он пережил практически без последствий. Первые 180 км трассы М-03 до города Лубны – четырехполосные. Здесь Skoda Yeti все время движется на пределе разрешенных скоростей. Далее сужение, продолжающееся до Полтавы. Этот участок очень насыщен трафиком, скорость радикально падает. Затем, прорвавшись через полдюжины светофоров в Полтаве, вновь возвращаемся на четырехполоску, которая через 40 минут приводит нас в центр Слобожанщины. Дистанция от края столицы до въезда в Харьков – 480 километров.