X

Відкрий країну: остров Хортица

Путешествие на Skoda Yeti по местам казацкой славы.

Из Киева до Запорожья можно добираться разными путями. Например, через Кировоград. Но, мы выбрали вариант через Переяслав-Хмельницкий, Кременчуг, Днепродзержинск и Днепропетровск. До места назначения чуть менее пяти сотен километров. До Кременчуга (280 км) все идет гладко, а затем предстоит «перетерпеть» 130 км разухабистого участка до Днепродзержинска; выскочить на четырехполоску в окрестностях Днепропетровска и, обогнув огромный промышленный центр по совершенно новому куску объездной дороги, устремиться по финишной прямой (70 км) к Запорожью. С учетом обгонов и проездов по населенным пунктам, средняя скорость будет невысока (72 км/час), а  время в пути стремится к семи часам. Разбавить путешествие отдыхом рекомендуется в кафе «Шинок» (298 км пути), зазывающем посетителей шикарным указателем на дороге.

 

Последним пунктом меню пользоваться не следует, если вы хотите благополучно прибыть из Киева в Запорожье в течение одного дня  🙂

Остров Хортица входит в тройку самых посещаемых туристических мест в стране, а также включен в число Семи чудес Украины. Одно из самых почитаемых туристами мест отлично просматривается с набережной Запорожья. Протянувшаяся на 12 километров в длину и на 2 км в ширину, Хортица лежит между рукавами Днепра и сегодня связана с «большой землей» двумя мостами. А когда-то добраться до нее можно было только на лодке или вплавь. Мосты относятся по времени к периоду индустриализации  (они сданы в эксплуатацию в 1931 году), поэтому их пропускная способность по сегодняшним меркам слишком мала. На въездах движение систематически затруднено, а забравшись на мост, ощущаешь под колесами Skoda Yeti асфальт, сплошь усеянный трещинами и складками. Рядышком вовсю идет строительство нового мостового перехода; с его окончанием проезд на остров радикально улучшится.


 
Через три километра пути – шлагбаум, возле которого собирают «дань». Шесть гривен – небольшие деньги за проезд по территории заповедника, но удивляет другое.  Заплатив единожды на северной стороне Хортицы, мы столкнулись со вторым шлагбаумом по дороге на южную оконечность, когда двигались в направлении конного театра казаков. Еще раз шесть гривен, снова с тем же определением. Попытка объясниться, предъявив ранее полученный чек, к успеху не привела. То есть, Хортица одна и заповедник один, но платежей за автомобиль два!

Однако, вернемся на северную часть острова, где расположились Музей казачества и реконструкция «Запорожская Сечь». Музей недорог (10 грн. за вход), компактен и интересен.  Но главное – вокруг. Реконструированный казацкий редут готов защищать родную землю; на рукотворном холме установлен высоченный флагшток с украинским флагом и памятным крестом, а у ног лежит захватывающая панорама на плотину ДнепроГЭС. Северный берег острова высокий (до 50 метров) и скалистый, поэтому вид с высоты потрясающий. Один за другим щелкают затворы фотоаппаратов – это туристы собирают украшения для домашних альбомов.


 
Прогулявшись еще триста метров по Хортице, вы окажетесь на территории, окруженной деревянным частоколом, ощетинившейся смотровыми башнями и пушками на Днепр. Это комплекс «Запорожская Сечь», воссоздающий как мирный, так и военный быт казаков. Проникнуть за ограду можно, уплатив 9 гривен (и еще 6 гривен за право фотографировать). Деньги эти будут потрачены не напрасно.

В центре комплекса – открытый для посещения храм Покрова Пресвятой Богородицы, а по периметру – колокольня, дом кошевого атамана, войсковая канцелярия. Вся экспозиция сделана с большим вниманием к деталям и производит отличное впечатление. Колорит ей придают наши современники в казацком убранстве, которые  вместе с экскурсоводами рассказывают публике о характерных особенностях уклада жизни на Сечи. Детей привлекает так называемая кузница счастья, где молодой казак прямо на глазах мастерит памятные монеты с различными изображениями. Рядышком можно прикупить сувениры, а также перекусить после прогулки по свежему воздуху.

Затем рекомендуем посетить конный театр казаков. Снова за руль, восьмикилометровый переезд по указателям на юг. Дорожка уходит вглубь острова и не блещет качеством. Skoda Yeti в таких условиях на высоте – совершенно без пробоев подвески и раскачки продвигается к цели. В процессе переезда становятся понятны реальные масштабы острова. Хортица – это не просто клочок земли на водах Днепра, а огромный природный парк.

Конный театр окружен реконструированными домиками ремесленников – кузнеца, гончара и шорника. Имеется смотровая вышка, а также базарные ряды. Основное действо разворачивается рядом с небольшими трибунами, где современные казаки демонстрируют искусство владения лошадьми. Зрелище эффектное и определенно стоящее переезда из одного конца острова в другой. Тем более, что, по окончанию представления, желающие могут приобщиться к верховой езде и почувствовать себя атаманом. Прошедшие испытание лошадьми, а также некоторые другие оригинальные тесты, посвящаются в казаки, не отходя от места событий.


 
Обратный путь от Запорожья до Киева протекал без приключений, и мы развлекались музыкой. В стандартной комплектации переднеприводная Skoda Yeti 1.2 TSI оснащена аудиосистемой Swing c четырьмя динамиками. Она умеет читать диски в формате MP3, но USB или AUX разъемами не балует. Управление элементарное и интуитивно понятное, а звук обладает хорошим объемом. С ней в дальней дороге не скучно. Так что, собираемся в скорую следующую поездку на Yeti с удовольствием. Ждите новых отчетов о путешествиях по знаменательным местам Украины.

 

Фото Вадима Беева