X

«Відкрий країну»: Мирный атом или неудавшийся проект

Памятники бывают разные – кумирам, правителям, животным, образцам техники, а бывают – целой эпохе.

Памятники бывают разные – кумирам, правителям, животным, образцам техники, а бывают – целой эпохе. От нашей общей родины СССР их осталось много, причем нередко довольно грустных: то брошенная воинская часть, то опустевший завод… Но встречается и нечто более грандиозное. Например, как Крымская атомная электростанция, на которой довелось побывать.

Впечатления  необычные:  огромные массы серого бетона, величие исполинских конструкций – и все это на фоне  осознание того, что все они  уже никому не нужны. Даже если не говорить о деньгах, кто-то ведь все это рассчитывал, проектировал, строил: наши соотечественники, возможно, чьи-то родственники, знакомые. И все зря. Впрочем, кто-то другой – тоже наш соотечественник – выбрал место для АЭС в сейсмически нестабильной зоне, а другие – завизировали этот отчаянно «смелый» проект.

Строительство Крымской АЭС была начато в 1975 году, но еще в 1968 году начали проводиться проектные расчеты и первые оценки по застройке самой станции и ее города-спутника Щелкино. До 1982 года строился именно город Щелкино и системы охлаждения энергоблоков, а уже после строители перешли к самим реакторам. Завершению строительства помешала станция-«сестра» из Припяти: после аварии на ЧАЭС крымский проект был заморожен, а через три года после того и вовсе закрыт. До того времени строительство шло по плану, первую очередь сооружений для «трудяги» – мирного атома планировалось сдать в эксплуатацию в 1989 году. Заморозили строительство в момент, когда первый энергоблок был готов уже на 80%, а готовность второго уже перевалила за 18%. Всего планировалось возвести 4 энергетических блока, которых бы хватило для энергообеспечения всего Крымского полуострова и для его развивавшейся тяжелой промышленности: химической, металлургической, машиностроительной.

Здания возводились серьезнейшие – просторные, с запасом прочности, средств и трудовых ресурсов на подобные объекты тогда не жалели. По словам местного населения, советских «богатств» хватило надолго. Материалов и комплектующих на складах было запасено более чем на 200 млн. рублей, от кирпича и простейших ЖБИ до дорогущего башенного подъемного крана и приготовленного к монтажу ядерного реактора. По воспоминаниям очевидцев, в разгар работ на стройплощадку приходило по два груженых железнодорожных состава в день, и дней таких было немало. Это имущество  продолжали «приватизировать» вплоть до времен независимости и даже во время ее.

Но кроме картины разрухи в современной жизни станции есть и позитивные моменты. Так, с 1995 по 1999 года именно здесь, в машинном зале первого энергоблока проходил ежегодный фестиваль электронной музыки Kazantip. Сейчас объект пребывает в руках частного владельца, частично он уже разобран. По неподтвержденной информации, здесь должен вырасти  большой развлекательный центр – место с географической и логистической точки зрения очень удобное.

Встретившиеся здесь местные ребятишки поведали о том, что остатки былого величия вошли в Книгу рекордов Гиннеса как самая дорогая в мире атомная электростанция. Прогуливаясь вдоль стен АЭС-рекордсмена, мы с помощью телефона МТС (модель МТС 547, если кому интересно) на память фотографировали детали уходящего от нас в прошлое рукотворного исполина.

Самое эффектное изображение бетонного монстра я оставил на время в качестве заставки на экране телефона. Уж не знаю точно, чем он меня так впечатлил: то  ли как образчик непрофессионализма, то ли – как предмет гордости: ведь мало какой народ может позволить себе так запросто строить АЭС и потом бросать их посреди чистого поля. Да, радует, что некие новые технологии в этой местности присутствуют: та же связь МТС обеспечивает в Крыму помимо прочего 3G-покрытие. У нас был соответствующий 3G-модем, и благодаря  этим обстоятельствам в крымской поездке в нашем ноутбуке почти всегда был интернет.

Некоторые местные, жители ближайшего 11-тысячного города (вообще застройка рассчитана на 20 тысяч человек) жалеют о том, что станцию не достроили. Но все же большинство крымчан (и мы вместе с ними) рады тому, что строительство приостановили, ведь тогда Крым, мог запросто потерять свой статус всесоюзной здравницы. Во всяком случае, полуостров запросто мог стать иным. Куда бы мы тогда ездили на отдых?