X

Volvo V60 Plug In Hybrid: Заряжается от розетки, в Ялту из Киева доедет без дозаправки

Пока другие производители экспериментируют со своими экологически чистыми автомобилями, компания Volvo тихо со скандинавской основательностью и хладнокровием приготовила бомбу: Volvo V60 Plug-in Hybrid имеет 215 дизельных + 70 электрических лошадей, почти 650 Нм суммарного крутящего момента, привод на все колеса, разгоняется до сотни за 6,9 сек (!) и расходует в смешанном цикле (!!!) 1,9 л/100км.

 

Шведская компания Volvo в первую очередь известна нам своими крайне безопасными легковыми автомобилями, хотя Volvo также производит популярные грузовики, строительную и сельхозтехнику, двигатели для катеров и кораблей и даже для реактивных самолетов. К сожалению, в Украине Volvo в последние годы незаслуженно подзабыта, хотя в родной Швеции занимает 24% рынка легковых автомобилей, а в России ее доля в одно время доходила до 10%. И это при том, что автомобили c символом мужского начала на капоте относятся к ПРЕМИУМ сегменту. Ближайшие планы по обновлению модельного ряда, постоянное повышение безопасности и применение в автомобилях совершенно новых технологий позволяют надеяться на достойный интерес к автомобилям Volvo в нашей стране. Главное, чтобы импортер и дилеры проявляли нужную активность, а производитель обеспечил достаточное для нашего рынка количество автомобилей.

На прошлой неделе Volvo показала журналистам свой революционный V60 Plug In Hybrid (Plug In=можно заряжать от розетки), разработанный в тесном сотрудничестве с шведской энерго-консалтинговой компанией Vattenfall. Такой кооперацией в Volvo гордятся как компьютерщики «камнем» Intel:

Впервые автомобиль вживую можно было увидеть весной на Женевском автосалоне

..а сейчас показали уже практически предсерийный прототип.

Более того, названа точная дата начала продаж автомобиля в Европе – она стартует на 46 неделе 2012 года (запишите себе в напоминалку). Такая вот хладнокровная и основательная скандинавская плановая экономика.

Если говорить совсем просто, то в обычный переднеприводный Volvo V60 (у нас Виннер Автомотив продает такую модель уже больше года), с дизельным мотором добавили электродвигатель, вращающий задние колеса. Такая конструкция придала этому красивому 5-местному семейному универсалу фантастические характеристики: мощность  215+70=285 л.с. (не уверен, что можно просто арифметически складывать мощность дизельного и электродвигателей, зато так выглядит очень эффектно), крутящий момент 440+200=649 Нм (), разгон до 100 км/ч за 6,9 сек (!) и расход в смешанном цикле (внимание!!!…) 1,9 л/100км.

Как они смогли достичь таких удивительных цифр? Все просто: классная идея + умный софт + ниндзя-инжиниринг. А если серьезно, то это чрезвычайно сложный автомобиль. Так что давайте начнем от простого к сложному.

Почему для гибридизации выбрали  именно эту модель? А потому что V60 одна из самых новых моделей Volvo, ее размеры оптимальны для размещения дополнительного оборудования, кузов универсал имеет бешенную и растущую популярность в Швеции и других странах Европы.

В то время, как другие производители обычно выбирают бензиновые двигатели небольшого объема (например, Opel Ampera, где ДВС выполняет функцию удлинителя пробега электромобиля) в Volvo пошли своим путем. Они выбрали мощный и экономичный пятицилиндровый 2,4-литровый дизельный двигатель D5, который через автоматическую шестиступенчатую коробку передач при необходимости отдает свои 215 л.с. и 440 Нм крутящего момента передним колесам. Старт-стоп и другие умные программы помогают ему делать это достаточно экономно.Соответственно, под капотом изменений почти незаметно.

Здесь и далее об автомобиле рассказывает его главный конструктор г-н Per-Arne Reinholdsson:

Заранее извиняюсь за качество звука на всех видео, снимал mp3-плейером, а Швеция страна очень ветреная:

Под полом багажника скрывается 12kw литий-ионный аккумулятор, разработанный в сотрудничестве с LG. Его можно заряжать от ОБЫЧНОЙ домашней розетки (полная зарядка за 3ч при 16А).

В пути аккумулятор также можно подзарядить от генератора дизельного двигателя, а также при плавном торможении за счет рекуперации кинетической энергии.

Батарея «украла» всего около 6 см высоты багажника:

Зато выглядит все это так же эстетично, как дорогая саунд-инсталляция: фрагмент батареи виден сквозь прозрачную крышку с подсветкой:

Хотя, честно говоря, это больше похоже на элемент технологического тюнинга и будет доступно в виде опции. Для перевозки чемоданов более практичным будет гражданский варинт, когда коврик багажника сплошной:

 

Аккумулятор используется для привода электродвигателя, который «посылает» свои 70 л.с. и 200 Нм крутящего момента на задние колеса.

Гибридный V60 внутри почти не отличается от обычного V60: как и принято у Volvo, все удобно и просто в использовании:

За зарядом батареи можно следить с помощью специального приложения для мобильных телефонов. Кстати, с его помощью можно дистанционно прогреть автомобиль или охладить его до начала поездки, но это другая лекция.

Три кнопки на приборной панели позволяют выбирать из трех режимов движения: Pure/Hybrid/Power (Чистый/Гибрид/Мощный):

 

Pure. В этом режиме автомобиль едет почти в полной тишине, в движение его приводит только электродвигатель. Так он может проехать до 50 км со скоростью до 100км/ч с нулевым уровнем выбросов.

Справа от спидометра находится индикатор заряда батарей и мгновенного потребления электроэнергии. Если удерживать индикатор в синей эко-зоне (регулируется «газом»), то дизельный двигатель включаться не будет. С падением мощности батареи круг синей эко-зоны сужается и в нужный момент подключится дизель. Инженер рассказывает об этом на простом английском:

 

Почему всего 50км? Инженеры нашли оптимальную цифру между размерами батареи и потребностями людей. По статистике около 75% европейцев в повседневной эксплуатации вообще могут обойтись без солярки, заряжаясь лишь ночью от розетки:

Поскольку дизельный двигатель не работает постоянно, то усилитель руля и привод кондиционера сделаны электрическими. Для экономии энергии диски колес специально дополнены карбоновыми вставками, снижающими аэродинамическое сопротивление:

Перед тестовыми заездами журналисты получали краткую инструкцию от инженеров. Нам повезло больше других – нашим экскурсоводом был главный конструктор:

Hybrid. Является программой по умолчанию. Софт определяет наиболее эффективное сочетание дизельного и электрического двигателей. На низких скоростях в основном работает электромотор, на более высоких – дизельный двигатель. Это позволяет достичь фантастического среднего расхода топлива почти 1,9л/100км:

Даже с уменьшенным топливным баком (для освобождения пространства под батареи его уменьшили со стандартных 67,5 до 45 литров), пробег без дозаправки составит внушительные 1200км. А если вы согласитесь с немного большим аппетитом авто, то мощности автомобиля хватит для буксировки прицепа, весом 1800 кг. Никакой потребительской ущербности!

Power. Иногда ведь хочется проехаться и с ветерком, согласитесь?:-) В этом режиме автомобиль больше похож на спорткар, чем на экологически чистый семейный универсал. Режим Power далек от экономичности, зато он мобилизует мощность всех моторов. Разгон до 100км/ч всего всего 6,9 с при максималке в 230км/ч.

Режим Power активируется кнопкой на приборной панели или просто резким ускорением, которое активирует дизельный двигатель и переводит автоматическую коробку передач на пониженную передачу («кикдаун»). Это важно, например, при завершении опасного маневра обгона.

 

Интересно, что с изменением режимов меняется и приборная панель:

 

Поехали? Проверим разные режимы и поговорим в дорогес умными людьми. Обратите внимание как на 2:28 минуте при резком ускорении ожил дизель:

А теперь попробуем разогнаться до «сотки» в разных режимах:

Во время презентации гибридного V60 на Женевском автосалоне 2011 генеральный директор Volvo Стефан Якоби заявил: "Заставляя истинных автолюбителей думать об экологии, нельзя лишать их возможности гонки за адреналином, способствующей подлинному удовольствию от вождения. V60 Plug-in Hybrid имеет все традиционные характеристики истинного  спортивного автомобиля. Но мы приправили его передовыми технологиями… Просто выберите режим, который подходит вам лучше всего".

Примерно это же, но своими словами, нам рассказывал главный конструктор автомобиля г-н Per-Arne Reinholdsson во время тестов:

Есть несколько дополнительных и интересных опций, которые хотелось бы отметить:

EL AWD: На сколькой дороге при обнаружении проскальзывания колес этот режим обеспечит интеллектуальный полный привод. Передние колеса будут вращаться дизельным двигателем, задние – электромотором. Умный софт перераспределит крутящий момент на нужные колеса, чем обеспечит дополнительную стабильность автомобиля на такой дороге.

Save EL: Эта кнопка позволит сэкономить заряд батареи в дороге или подзарядить ее с помощью дизельного двигателя, чтобы потом ехать в «Чистом» режиме.

Безопасность. Бортовая сеть питания электродвигателя Volvo V60 Plug In Hybrid работает под напряжением 400В. Страшно представить, что может случиться с пассажирами в случае аварии, когда под напряжением окажутся металлические части кузова. Поэтому в известном на весь мир креш-центре Volvo сейчас разбивают один за другим прототипы, чтобы добиться максимальной безопасности батарей в случае удара сзади.

Volvo всегда уделяла безопасности своих автомобилей особое внимание, но тут у конструкторов возникла новая – «электрическая» задачка. Решили ее созданием зоны деформации между задним бампером и батареей:

 

Тишина. Volvo уже пару лет проводит экспериментальную эксплуатацию своих полностью электрических автомобилей на базе модели C30.

В результате обнаружилась еще одна неизвестная ранее задача – оказалось, что теперь надо изучать и изолировать шумы второго порядка малости. Ведь если выключить двигатель внутреннего сгорания и ехать только на электромоторе, то водитель и пассажиры услышат много других звууков: писк электрических преобразователей энергии, щелкание всевозможных реле, шум электроприводов усилителя руля и кондиционера и т.д. А в случае гибрида сюда можно добавить и шум плескающегося в баке топлива (кстати, это уже «полечили» за счет большого количества внутренних перегородок).

Никто также не отменял традиционные шумы шин, особенно на крупнозернистом асфальте – на видео автомобили едут исключительно на электроприводе: 

Поэтому у специалистов по шумоизоляции появились новые задачи – нужно изучить источники таких шумов и найти способы их изоляции. Ведь Volvo помимо безопасности всегда славились своей тишиной в салоне, это один из принципов конструкторов Volvo. Об этом  свидетельствует размер одной из самых современных лабораторий в мире в индустрии акустики – это многоэтажное здание размером с СКБ киевского завода автоматики им.Петровского, где я в прошлой жизни трудился 7 лет. И это только звуко- и виброзащита автомобилей!

На фото мой коллега, заместитель главного редактора журнала MotorNews Евгений Егоров готовится прослушать запись микрошумов гибридного Volvo в специально калиброванных наушниках:

.. а главный у Volvo «по тишине» инженер-акукстик Martin Spang темпераментно делится с ним своими секретами:

В некоторых странах, особенно в США, уже обеспокоились такой проблемой, как угроза пешеходам, которые не слышат звук приближающегося электромобиля. В этом направлении уже работает разработчик первого в мире электромобиля Tesla – на автошоу в Женеве можно было увидеть их автомобиль, который на касание педали «газа» (по сути – потенциометра) отзывался громким звуком 12-цилиндрового монстра

Акустики Volvo также работают в этом направлении, придумывая как бы мог звучать V60 Plug In Hybrid. Кстати, каждый желающий может подключиться к этим исследованиям, послушать уже придуманные звуки и предложить свой "голос" для этого автомобиля на специальной странице в фейсбуке.

Недостатки. Несмотря на выдающиеся характеристики у V60 Plug In Hybrid есть и недостатки. Дизельный D5 не самый экономичный и тихий в гамме двигатель. Такой выбор конструкторы объясняют желанием создать бескомпромиссный автомобиль в плане мощности, а также проверенной конструкцией и надежностью этого двигателя. Кроме того, в 2013 году ожидается появление новых 4-цилиндровых дизелей.

Объем багажного пространства уменьшен за счет батарей в подполье. Из-за батереи, электродвигателя и преобразователей автомобиль будет весить на 130кг больше обычного – почти две тонны. Соответственно, его грузоподьемность будет меньше. Зато есть и  положительный эффект – дополнительный вес на корме обеспечит почти идеальное распределение веса: 48% на переднюю ось, 52% на заднюю.

На задних сиденьях при ускорении слышен легкий шум электродвигателя и писк электронных преобразователей. Хотя лично мне такие звуки показались даже приятными. Акустики Volvo работают в этом направлении и обещали устранить даже такие микрошумы.

Переход между дизельным и электрическим режимом может сопровождаться небольшим рывком. Кроме этого, т.к. иженеры сейчас вовсю экспериментируют с программным обеспечением, на прототипе, который нам удалось протестировать, иногда вылезали «баги» софта:

Конструкторы утверждают, что это просто "детские" болезни прототипа, которые будут устранены в серийных автомобилях.

И, наконец, немаловажный вопрос – цена. Но задавать его пока рано, ведь с ценой шведы еще не определились. Они прекрасно понимают, что для массового потребителя этот вопрос будет главным и обещают потрудиться над снижением такой экологической переплаты до минимума.

Возьмем калькулятор и произведем простой теоретический расчет.

Например, V60 Plug In Hybrid будет дороже обычной V60 на 10000 Евро. Такую сумму в Volvo пока осторожно называют максимально возможной (батареи очень дорогие пока), но обещают существенно снизить. Тогда при стоимости топлива на наших заправках около 1Евро/л за эти лишние 10000Евро можно купить солярки на 160 тыс.км (средний расход обычного V60 с дизелем 2,4л 6,2л/100км). Люди, которые ездят в день 50км + отпуск проезжают в год около 20 тыс.км. Значит этой солярки хватит на 8 лет эксплуатации автомобиля. Даже в нашей стране мало кто так долго ездит на одном автомобиле. А замен дорогих батарей за это время будет как минимум две.

При большой эконаценке особого экономического эффекта в покупке такого автомобиля не видно. Однако, если у вас душа зеленого цвета и вы переживаете за будущее планеты, то захотите купить именно такой автомобиль. Особенно, если к тому времени наши государственные командиры созреют к поддержке энергосберегающих технологий, а Volvo сумеет снизить переплату до минимума.

Не надо забывать, что и другие «зеленые» автомобили тоже недешевые. Например, у Tesla моделей дешевле $100тыс пока нету, а уже серийный Nissan Leaf в Европе стоит около 30 тысяч евро (и это уже с учетом государственных субсидий). Для дальних поездок помимо такого электрического мобиля потребуется и второй автомобиль, ведь Nissan Leaf с ними не справится, или же на заправках придется курить и пить кофе по нескольку часов. С V60 Plug In Hybrid дела обстоят совершенно по-другому, ему не знакомы подобные заботы.

В заключение хочу поставить жирную позитивную точку: Volvo сконструировала впечатляющий своими характеристиками автомобиль, максимально экологичный и достаточно мощный. Думающие экологично люди, а их с каждым годом становится все больше, выберут такой автомобиль скорее эмоционально, а не рационально, и будут счастливы.