X

Что может машина с автопилотом

Автомобиль с водителем постепенно превращается в машину без него: она обрастает функциями, заменяющими живого драйвера практически в любой ситуации. В своем немецком исследовательском центре в Аахене Ford показал «Автоцентру» набор систем, вплотную приближающих нас к машинам с автопилотом.

Паркуется сам

Система активной помощи при парковке сама находит свободное место для машины и загоняет ее туда. Авто выезжает обратно на дорогу. Участие водителя сводится к нажатию двух кнопок: одна – «Хочу запарковаться» и вторая (после обнаружения машиной подходящего места) – «Паркуйся!» (или «Выезжай!»). О ходе процесса автомобиль докладывает посредством надписей на центральном экране, но главное – что машина сама не только вращает баранку, но и переключает передачи АКП, а также тормозит. Вторая кнопка должна удерживаться человеком до завершения маневра. Но стоит водителю отпустить ее, как автомобиль тут же затормозит. И со стороны, и изнутри машины процесс парковки выглядит естественным, все происходит плавно и без заминок. В настоящее время конструкторы работают над увеличением скорости движения авто при заезде в «окно» и выезде из него. Хотя «Автоцентр» готов поручиться, что все происходит и так довольно быстро. Как и другие показанные тут системы, автоматический парковщик появится на товарных «Фордах» в течение ближайших двух лет.

Автоматический парковщик повышает безопасность непростого процесса постановки машины на стоянку в условиях стесненного пространства. И статистика европейских страховых компаний, и опросы водителей свитетельствуют, что парковка до сих пор остается одним из самых сложных и опасных маневров. А еще робот-парковщик ставит машину в окно с минимальным запасом, чего многие водители делать не умеют.

Заглянет за угол

Двухрежимная задняя камера с углом обзора 180° разработана для облегчения движения задним ходом при выезде с парковки из ряда плотно стоящих автомобилей на проезжую часть через тротуар или, скажем, дворовой проезд. Необычайно широкий сектор обзора камеры гарантируют новая конструкция объектива и обновленное программное обеспечение. На экране картинка выглядит разделенной на три зоны: центральную с прямым, фронтальным взглядом и боковые, снятые под большим углом зрения. Искажения во всех секторах минимальны (крайние лишь повернуты по отношению к центральному). Захват и в самом деле широк, благодаря чему камера существенно помогает выезжать задним ходом на дорогу из ряда плотно стоящих машин либо, к примеру, со двора или из гаража. Предусмотрен и второй режим – с привычным углом зрения на случай, когда потребуется точная оценка расстояния. Новинка не должна отразиться на цене машины, поскольку дорогостоящих изменений в конструкции камеры нет: железо осталось  практи­чески прежним, изменения в программном обеспечении работы камеры минимальны. Учитывая европейскую статистику аварийности, которая на первое место в ряду ДТП ставит процесс парковки и выезда, это будет очень полезным  усовершенствованием.

Тормозит без водителя

Система Cross Traffic Alert сама остановит машину, если водитель не видит опасности при выезде с парковки. Электроника поможет в одном из самых сложных и опасных маневров – выезде задним ходом со стоянки, когда машина была запаркована поперек к полосе движения. Главное – что автомобиль сам останавливается, «увидев» приближающуюся по дороге машину. Датчики-радары, имеющие угол обзора 160° и спрятанные в углах заднего бампера, заглядывают за габарит стоящих рядом машин и видят приближающуюся опасность намного раньше, чем сидящий за рулем водитель. Едва электроника выезжающего с парковки автомобиля замечает несущегося вдоль улицы по ближайшей полосе гонщика, водитель слышит и видит пре­дупреждающий сигнал. И если он не реагирует, а продолжает движение, Ford замирает как вкопанный. Движущийся вдоль улицы автомобиль-опасность при этом может приближаться на скорости до 60 км/ч. Реакция системы безопасности 1,0-1,2 с. Этого достаточно, чтобы избежать столкновения. Важно, что система способна замечать велосипеды и мотоциклы.

Не догонишь

Новая система безопасности Evasive Steering Assist поможет исключить типичную аварийную ситуацию на автобанах – попутное столкновение со стоящим или резко замедляющимся автомобилем. Да и на скоростных магистралях в городах подобные ситуации вполне типичны.Датчик-радар и фронтальная камера новой системы, увидев впереди в полосе движения медленно движущийся или стоящий объект, передают данные для оценки процессору. Если он признает неизбежность столкновения, автоматика немедленно активирует экстренное торможение. Однако до нуля машина сама не тормозит, то есть автоматическим торможением она подает сигнал водителю, который после этого сам продолжит торможение и тем или иным образом завершит маневр. Если же водитель, оценив ситуацию, захочет объехать угрожающий ему автомобиль, Evasive Steering Assist поможет ему сделать это как можно точнее. Фордовские эксперты пока не раскрывают, каким именно образом оказыается  помощь в маневре – подтормаживанием некоторых колес или доворачиванием руля. По ощущениям журналиста «Автоцентра», опробовавшего новую систему в деле, машина помогает увернуться от стоящего объекта скорее подтормаживанием некоторых колес,  нежели используя во­зможности руля.

По встречной

Технология Wrong Way Alert не пустит Ford на встречную полосу движения, она поднимает тревогу, если водитель ошибся с выбором направления. В принципе, такое может случиться довольно часто там, где есть сложные транспортные развязки. Особая опасность такого положения в том, что водитель, выехав на встречную полосу, может довольно долго не понимать, что происходит, пока не возникнет аварийная ситуация. То есть пока он не увидит автомобили, едущие по правилам ему навстречу. Система Wrong Way Alert сама понимает, когда водитель выехал на встречную полосу, причем происходит это сразу, без задержек. Бортовой процессор прибегает к информации о дорожных знаках (которые, возможно, прозевал водитель) и к данным GPS-позиционирования. Используются уже проверенные составляющие: система распознавания дорожных знаков (Traffic Sign Recognition), а тем более – GPS-навигация применяются на серийных фордах давно и успешно. Останавливать автомобиль электроника не будет, оставляя право на принятие решения за человеком. Единственное: она может поднять тревогу только лишь посредством звуковой и визуальной сигнализации (Сheck driving direction!).

Фото автора и Ford