X

Детальный разбор автомобилей и техники из сериала Чернобыль 2019

Сериал «Чернобыль» уже называют шедевром. А как с точки зрения автомобилей и техники - не допущено ли в нем киноляпов?

Неизвестно, ожидали ли создатели мини-сериала «Чернобыль», что их фильм станет настолько популярен. Но факт остается фактом – сейчас у него самый высокий рейтинг на IMDb, побивший рекорды всех иных сериалов.

Да, этот фильм не опишешь привычными словами «отличный» и «замечательный». Он страшный, и, пожалуй, слишком сильно отличается от всего того, что мы видели раньше. Талант и невероятная реалистичность – вот то, о чем говорят буквально все.

Мы же, как автомобильный сайт не станем давать оценок, насколько это кино шедеврально. А попробуем разобраться, действительно ли в сериале «Чернобыль» все настолько правдиво с точки зрения советской техники.

Читайте також:
Яркие фото ЗАЗ-968 со съёмок сериала Чернобыль 2019

Для этих целей будут использованы скриншоты из видео. Надеюсь, их плохое качество все же позволит понять, какой транспорт был использован в фильме, и соответствует ли он реалиям УССР середины 80-х годов прошлого века.

Для тех, кто не жил во времена аварии на Чернобыльской АЭС, подобный экскурс в прошлое может стать любопытным. А вот те, кто хорошо все помнит, если что, меня поправят. Так, коллективно, быть может, нам удастся воссоздать те события, ничего не упустив и не переврав.

Читайте також:
Чернобыль 2018: новые фото заброшенной техники из зоны отчуждения

Как и где снимали сериал “Чернобыль”

Если вы еще не видели 5-серийный сериал «Чернобыль», он рассказывает о крупнейшей техногенной катастрофе, произошедшей в 1986 году на Чернобыльской АЭС в советской Украине.

Эта трагедия имела последствия страшнее, чем на Фукусиме, и при ядерных ударах Хиросимы и Нагасаки. Люди, которых зацепила Чернобыльская катастрофа, до сих пор расплачиваются своим здоровьем и жизнями. А снятый об этом сериал очень живописно показывает весь ужас катастрофы. Реалистичный вид которой, в частности, формировали за счет полного воссоздания обстановки, антуража, одежды, причесок и машин тех лет и той местности.

Хвала богам, авторы «Чернобыля» не стали использовать в фильме не аутентичную событиям технику. А почитали книги, послушали консультантов – бывших ликвидаторов и участников событий, и применили правильные модели машин.

Сам фильм американцы в Украине снимали минимально. Во-первых, в нашей стране не действуют налоговые льготы для иностранных кинопроизводителей. А, во-вторых, за более, чем 30 лет нужные для фильма локации разрушились и обветшали, что было бы видно в кадре. Поэтому, Чернобыльскую АЭС и Припять в фильме «сыграли» остановленная в 2009 голу литовская Игналинская АЭС, имеющая реакторы того же типа. И спальный район Вильнюса, похожий типовыми постройками на Припять. Украинские съемки проводились в Киеве – на Подоле и Оболони, на Крещатике, в Институте гидробиологии, помещениях Киевской госадминистрации, а также университетов КПИ и НАУ. Остальное создавалось с помощью компьютерной графики.

Коротко о том, что стало с настоящими автомобилями и техникой, находившейся когда-то в Чернобыле

Личный транспорт граждан по большей части остался в зоне отчуждения. Его не разрешали забрать, лишь единицы выехали на своих машинах. Именно брошенную технику использовали ликвидаторы аварии в самой зоне отчуждения.

Затем данный транспорт был отправлен в отстойники – первоначально думали, что спустя время его можно будет использовать. Ходят слухи, что с оставленного транспорта скручивали разные детали, и затем, не взирая на радиационное загрязнение, продавали по всему Союзу. Однако, правда это или нет, теперь не проверишь.

Позже все фонящие машины, находящиеся в зоне отчуждения, либо раздавили гусеницами и захоронили в могильниках, либо переплавили. Много техники так и осталось гнить, единично – машинам проводилось обеззараживание и разрешалось выезжать.

Читайте також:
Техніка ЧАЕС: найцікавіші машини з Чорнобильської зони

Автомобили и техника сериала «Чернобыль»

На самом деле, в сериале «Чернобыль» машин было показано достаточно, чтобы понять, какую технику в те годы эксплуатировали. Однако, внимание на ней авторы не заостряли – в некоторых моментах автомобили видно плохо, и лишь по крошечным деталям можно понять, что они такое.

Официально известно, что предварительный подбор этой техники создатели сериала проводили по книге «Советские автомобили» английского писателя-документалиста Энди Томпсона. После чего искали требуемые для съемок автомобили в нескольких странах бывшего СССР.

Волга ГАЗ 24

Итак, в первых же кадрах фильма (по сюжету это было спустя 2 года после аварии, то есть в 1988 году) можно увидеть темную машину, в которой сидят кэгэбисты, «пасущие» одного из главных героев – химика-неорганика Валерия Легасова.

Похоже, это «Волга» ГАЗ 24. И здесь ее использование вполне оправданно – такие «Волги» в свободную продажу в СССР поступали мало, а использовались различными государственными ведомствами, в том числе и КГБ.

Машину эту выпускали с 1967 по 1985 годы, и значит, ее использование в 1988-ом – резонно.

Еще один кадр с Волгой ГАЗ-24. По сюжету фильма на ней к работникам шахты приезжает высокопоставленный аппаратчик – целый Министр угольной промышленности.

Читайте також:
Винницкие чернобыльцы получили «Таврии»

РАФ-22031 «Латвия»

Учитывая сюжет киноленты, неудивительно, что в ней мелькает множество машин скорой помощи, роль которых в те годы в СССР выполняли микроавтобусы РАФ-22031 «Латвия». Их выпуск был начат в 1977 году, а приостановлен – в 1997-ом. Вплоть до начала 2000-х этот микроавтобус продолжали использовать в качестве карет скорой помощи в нескольких постсоветских странах.

По правде говоря, у этих автомобилей была довольно паршивая репутация с точки зрения комфорта, оснащения, надежности и технических характеристик. Одним словом, всего того, что нужно скорой. Однако, их использование в фильме абсолютно правдоподобно.

Читайте також:
Які авто творці Гри престолів викотили на вулиці Києва (відео)

ЗИЛ-130

Пожарных автомобилей в сериале мелькает тоже множество. И все они ЗИЛ-130, грузовик, выпуск которого в СССР продолжался с 1964 по 1994 годы.

Автомобиль этот в те годы выполнял множество миссий – выступа, как в роли пожарных авто, так и армейских и строительных самосвалов. С этим создатели сериала «Чернобыль» тоже не промахнулись.

Читайте також:
Пожарный ЗИЛ-130 преобразили до неузнаваемости (фото)

УАЗ-469 и ГАЗ-3102

На этом кадре два авто – УАЗ-469 и ГАЗ-3102.

Вездесущий 469-ый «УАЗик» встречается в фильме несколько раз. Выпуск этих неубиваемых, и простых, как угол дома, советских джипов начался в 1972 году, а закончился в 2003-ом. Внешне и внутренне максимально аскетичный, гремящий, как сказочная тарантайка, и жрущий бензин что дурной, этот автомобиль многие годы был чуть ли не единственным советским армейским внедорожником. Всепроходный, дешевый и легко ремонтируемый, работал и в патрульной милиции. Съемка данной машины в сериале также резонна и соответствует действительности.

«Волга» ГАЗ-3102 – результат глубокой модификации ГАЗ-24.

Этот автомобиль и вправду часто использовался советскими чиновниками, партаппаратчиками, и различными «товарищами» из правоохранительных и секретных служб. Выпускался с 1981 по 2008 год. Применен в фильме адекватно.

ВАЗ-2101 «Жигули»

Популярный жигулевский ВАЗ-2101, как известно, является почти точной копией Fiat 124. В народе эту машину называли «копейкой».

Советский заднеприводный легковой автомобиль начали выпускать в 1970 году. На момент событий с Чернобыльской АЭС он уже перестал быть престижным и приобрел статус рабочей лошадки. Использовался повсеместно, а потому в кадрах фильма выглядит органично.

БРДМ-2 и Москвич 2140

В этом кадре задействована легко бронированная разведывательная машина БРДМ-2, серийно выпускаемая с 1963 по 1986 годы. При условии малой защищенности, БРДМ-2 – обладательница высокой проходимости. По воспоминаниям участников событий, ее и вправду применяли в ликвидации катастрофы на ЧАЭС. А вот нечетко видный белый автомобиль – это явно Москвич 2140, выпускаемый с 1976 по 1988-ой. И вновь попадание – авторы фильма логично использовали данное авто, его тогда и вправду было много на улицах советской Украины.

Москвич-2137, ЗИЛ-131 и Жигули ВАЗ-2103

Слева: в задней части темно-зеленого универсала угадывается Москвич-2137, выпускавшийся с 1976 по 1985 на базе Москвича-2140. Таких семейных машинок в 1986-ом было немало в нашей стране. В центре – военный ЗИЛ-131, трехосный грузовик повышенной проходимости. Благодаря высокой ремонтопригодности очень активно использовался в советских войсках, и выпускался более 30 лет, начиная с 1966-го. Справа: ВАЗ-2103, преемник ВАЗ-2101, выпускался с 1972 по 1984. Аутентичная для той эпохи машина, к тому же, с правильным номерным знаком.

ИЖ-2125 Комби

Здесь в кадре виден ИЖ-2125 Комби, причем его пластиковая черная решетка говорит о том, что это модель, выпускаемая с 1982 года. Очень популярная в свое время машина.

Запорожец ЗАЗ-968М

Появился в сериале и представитель украинского автопрома. Это Запорожец ЗАЗ-968М, модель 1979 года, о чем говорят его прямоугольные задние фары, меньшее количество хромированных деталей и пластиковые бока бампера. В годы катастрофы на ЧАЭС этот автомобиль был самым дешевым транспортным средством. И выглядит он в фильме очень логично.

Автобус ЛАЗ-699 и ЛАЗ-697

Еще одна машина украинского производства, мелькающая в фильме – неуклюжие, как бегемоты, заднемоторные и мало комфортабельные автобусы ЛАЗ. Модели сложно различить, но, похоже, один автобус ЛАЗ-699 (нач. вып. – 1964), а второй – ЛАЗ-697Р (нач. вып. – 1978), выпускаемые Львовским автобусным заводом. В сериале они становятся транспортом, эвакуирующим население из Припяти.

Кстати, известно, что в реальности для выполнения работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС Минтранс поручил ЛАЗу построить 5 автобусов ЛАЗ-692, с воздушными фильтрами на крыше и обшитых свинцовыми листами, закрывающими крышу и окна. Эти 5 спецавтобусов вместе с обычными ЛАЗ-695Н и вправду использовали для эвакуации местного населения и доставки ликвидаторов на ЧАЭС. Впоследствии все эти автобусы были уничтожены, потому что нещадно фонили.

Припять до аварии

ГАЗ-63

На этом кадре хорошо видны грузовики ГАЗ-63, выпускаемые в СССР с 1948 по 1968 годы. По воспоминаниям ликвидаторов аварии, в реальности на базе данных грузовиков в ЧАЭС были созданы радиометрические лаборатории АРЛ-1. Различные модификации ГАЗ-63 с лебедками применялись для расчистки завалов и транспортировки грузов.

УАЗ-452

На переднем плане мы видим опять УАЗ-469, а вот за ним «улыбающаяся буханка» – полноприводный грузопассажирский автомобиль УАЗ-452, выпускавшийся в период с 1965 по 1979. Увы, информации о том, применяли ли эти машины в Чернобыле, найти не удалось. Но, вполне вероятно, так и было, ибо в те годы на базе данного авто часто делали военные санитарные машины.

КАвЗ-685

Эти автобусы – КАвЗ-685, и их производили с 1973 по 1989 годы. На шасси данного автомобиля создавали не только пассажирский транспорт, но и самосвалы, бортовые грузовики, цистерны, молоковозы и пожарные машины.

ИЖ-2715

На фото легко различается ИЖ-2715 – грузо-пассажирский автомобиль, причем второго поколения, выпускавшегося после 1982 года. Машина предназначалась для объемных легких грузов, и использовалась совершенно в разных отраслях, в том числе почтовой службой и даже инкассаторами. То, как эта машина снята в «Чернобыле», не вызывает никаких вопросов.

Луноход

И никак нельзя не отметить необычную технику, показанную в сериале. Это луноход – ровер, изначально предназначенный для поездок по Луне, но в августе 1986 года действительно примененный на крыше ЧАЭС. Конечно, в фильме использована не аутентичная машина – создателям сериала попросту негде было такую взять.

Реальный луноход, называвшийся СТР-1, выглядел так:

Создателям «Чернобыля» удалось построить почти его копию.

Кстати, в разработке оригинала некогда принимало активное участие киевское предприятие «Электронмаш». Настоящий луноход, тогда, в 1986 году, умудрился выдержать, не сломавшись, более 3000 рентген.

Итак, можно сказать, что мини-сериал «Чернобыль» с точки зрения примененного в фильме транспорта, оказался практически безукоризнен. Видно, что его создателей консультировали люди, которые в этом, разбирались.