80 лет назад миру был представлен первый мотоцикл марки BMW.
80 лет назад миру был представлен первый мотоцикл марки BMW.
80 лет назад миру был представлен первый мотоцикл марки BMW. |
Дальше – больше: 1935-м BMW выпустил 745-кубовый R12. Это был первый байк с 4-скоростной КПП, телескопической передней вилкой и гидравлическими амортизаторами. Появившийся годом позже полулитровый R5 с регулируемыми передними амортизаторами задал новые стандарты управляемости и скорости в классе шоссейных аппаратов. Рама «пятерки» из гнутых труб соединялась электросваркой, что не только ускоряло процесс сборки, но и кардинально улучшало жесткость рамы на кручение. Таким образом, водители R5 могли проходить повороты со значительно большим креном, чем на других мотоциклах, без риска потерять управление.
Госзаказы
Мощные и надежные двухколесные «баварцы» пользовались уважением не только рядовых мотоциклистов, но и полиции и вермахта. И нет ничего удивительного, что предприятие, вышедшее на рынок, когда в одной Германии работало больше сотни мотофирм, в 1938-м выпустило свой 100000-й мотоцикл. В 1939 г. по заказу немецкой армии был создан R75 – 750-кубовый многоцелевой мотоцикл с приводом на заднее колесо и колесо коляски и пониженным рядом КПП, разошедшийся тиражом 19 тыс. экз. До конца войны, помимо R75, концерн выпускал всевозможное снаряжение для мотоциклов и колясок: эта модель эксплуатировались на всех фронтах, от Сахары до Кавказа.
В 1946-м году положение мотоциклетного BMW Motorrad было критическим. Заводов было всего два. Первый, мюнхенский, демонтирован в счет репараций. Второй, в Айзенахе, который в 1942-м перешел с выпуска автомобилей на R75, оказался в советской оккупационной зоне. Там была налажена сборка самого популярного среди одноцилиндровых BMW – R35. Поскольку во время войны BMW поставлял вермахту авиадвигатели и боеприпасы, всем его отделениям было запрещено что-либо выпускать с 1945 по 1948 год. Зато появилось время на восстановление производства и проектирование новой, более простой модели. Первый послевоенный BMW, показанный в 1948-м, – 250-кубовый одноцилиндровый R24 – стал символом возрождения компании из пепла: за два года было продано 12 тысяч «24-х», причем львиная их доля оснащалась коляской.
Возвращение в «высшую лигу» состоялось два года спустя с тяжелым «оппозитником» R51/2. Одновременно появился преемник R24 – одноцилиндровый R25 с пружинной подвеской заднего колеса вместо подпружиненного сиденья. Эта модель стала одной из самых популярных в истории BMW: продали 109751 экземпляр! В 1952-м на ее базе был создан 678-кубовый R68, который сейчас бы отнесли к категории спортбайков: эта модель легко разгонялась до 160 км/ч. Все было лучше некуда, но к концу 50-х Европа окончательно оправилась от военного лихолетья и потребность в мотоциклах как транспортных средствах резко снизилась. Для многих фирм, выпускавших простенькие одноцилиндровые модели, это стало концом. Баварцы пытались держаться на плаву, выпуская по лицензии итальянской ISO карликовый «кабиненроллер» Isetta c 250-кубовым мотоциклетным мотором. С 1955 по 1962 год, пока спрос на «головастиков» не сошел на нет, в Мюнхене собрали 160 тысяч «Изетт». BMW долго запрягал (новое поколение 500-, 600- и 750-кубовых «оппозитников» появилось лишь осенью 1969 года), но быстро поехал: продажи, особенно в США, буквально взлетели вверх.
500 тысяч за 50 лет
В 1973-м BMW Motorrad отметил полувековой юбилей выпуском полумиллионного мотоцикла. На вторую часть миллиона ушло почти втрое меньше времени: 18 лет. И это притом, что в Мюнхене уже никогда не производили доступных «бюджетных» моделей. Более того, кажется, только под маркой BMW можно было продать 7000 «сверхмотоциклов» К1. Эту модель, впервые показанную в 1989-м, до самого ее появления в шоу-румах расценивали не иначе как концепт-байк. Чего стоит один мотор, полностью управляемый электроникой! Не менее фантастической была и цена, равная стоимости BMW320. Сегодня баварский мотогигант – крупнейший европейский мотопроизводитель. В прошлом сезоне баварский концерн продал 92559 двухколесных BMW, в десятый раз кряду установив рекорд продаж. Все идет к тому, что в этом году он преодолеет 100-тысячный рубеж.