X

Три удовольствия в одном

Bombardier Sea-Doo 3D













На рынке гидроциклов, медленно, но уверенно сокращавшемся,
настоящий ажиотаж. Bombardier презентовал революционную модель Seа-Doo
3D, настоящий трансформер. Как оказалось, канадцы не были готовы к
такому взрыву продаж – дилеры моментально расхватали весь «тираж»
3D и просят «добавки». Постараемся разобраться, в чем же секрет популярности
3D.

Специалистов BRP (Bombardier
Recreational Products) не могло не беспокоить уменьшение продаж. Как свидетельствует
статистика компании, по сравнению с 1995-м спрос на рынке водных мотоциклов
сократился с 230 тыс. до 103,5 тыс. в 2003 году. Основная причина – постоянное
усложнение и, соответственно, удорожание продукции «большой четверки»
(Bombardier, Kawasaki, Polaris, Yamaha). Нечто подобное можно было наблюдать
в автопромышленности в 60-е. Но если на автомобильном рынке освободившиеся
ценовые ниши (в самом низу) заняли сначала японские, а затем корейские
фирмы, то на рынке аквабайков «азиатские львы» делают лишь первые шаги.
Возрастание средней цены гидроциклов (с $5 тыс. до $8,5 тыс.) неизбежно
повлекло за собой «старение» среднестатистического аквабайкера: с 35 лет
в 1995-м до 42-х в 2002-м. А ведь гидроциклы, даже самые доступные, становились
не только сложнее и мощнее, но и экстремальнее, превращаясь из средства
развлечения в спортивный снаряд. В результате положительная динамика продаж
более или менее сохранилась лишь в классе комфортабельных и, соответственно,
дорогих аквабайков. Одновременно уменьшилась доля молодежи (18 – 25 лет)
среди покупателей водных мотоциклов: c 18% в том же 1995-м до 7% в 2002-м,
что повлекло за собой обвал продаж в самых популярных нишах спортивных
и бюджетных гидроциклов.

Проект Barracuda

BRP постарался сконструировать модель, которая удовлетворила бы и юных,
и зрелых. Sea-Doo 3D – первый и пока что единственный (хорошие идеи, увы,
быстро заимствуются) аквабайк, созданный по концепции «три в одном»: в
зависимости от выбора благодаря модульной схеме он может быть меньше чем
за минуту трансформирован в три совершенно разных типа – Kart, Moto и
Vert. Каждый из них имеет свои особенности управления и позволяет испытать
неповторимые экстремальные впечатления.

С итогами трехлетней работы Bombardier – проектом под кодовым названием
Barracuda – можно было познакомиться 4 июня в Сочи (российский рынок для
BRP – один из пяти стратегически важнейших). И благодаря официальному
дилеру Bombardier в Украине, фирме «Логос-Спорт», протестировать.

Kart

Начинать знакомство с «барракудой» лучше всего с этого варианта компоновки.
В данном исполнении рулевая колонка фиксируется в нижнем положении, а
на платформу устанавливается кресло с развитой боковой поддержкой. Картинговая
посадка с вытянутыми ногами (для которых предусмотрены специальные упоры)
обеспечивает максимально низкий центр тяжести. А значит, и максимально
возможную устойчивость, которой спортивным аквабайкам не хватает по определению.
Кроме того, регулируется и сама рулевая дуга (три позиции наклона), что
позволяет выбрать наиболее удобное для рук положение: ручка дросселя ложится
либо под указательный, либо под большой палец правой руки. Для непосвященных
поясню, что такое внимание к «гашетке» не случайно – все маневры на аквабайках
осуществляются только с помощью дросселя и поворота руля. Тормозов на
байке нет, и накатом машина не «едет»: стоит закрыть газ – и она через
пару метров замирает на месте.

Хотя на 3D использован не самый мощный в гамме «бомбардиров» Rotax RFI,
при старте «газ в пол» ощущения сродни тем, которые испытывает велосипедист,
пересевший на спортбайк. Как-никак 110 л. с. на 268 кг – такому соотношению
позавидовала бы добрая половина спортбайков схожего литража. Но максимальная
скорость, какой бы высокой она ни была, для спортивной «гидры» не самоцель.
Куда важнее, что при таком низком центре тяжести машина позволяет на полном
газу входить в поворот любой крутизны. Резким движением выворачиваете
руль, и 3D, ни секунды не раздумывая, следует по заданной траектории,
попутно круша все ваши представления о силах инерции и законах физики.
Более того, в отличие от абсолютного большинства гидроциклов, не прощающих
ошибок в поворотах, Kart ведет себя как кукла-неваляшка: кренится, но
возвращается в исходное положение. Переворачивается он с неохотой, позволяя
пилоту (капитану?) до последнего спасать положение. Пару раз после особо
крутых поворотов, уже находясь головой вниз, умудрялся газом «вытащить»
3D из, казалось бы, неминуемых объятий Нептуна. Восьмой год езжу на гидроциклах,
но ничего подобного проделывать на сидячей «гидре» не удавалось.

Перевернулись? Ничего страшного – все без исключения, включая великих
аквагонщиков, начинали с того, что искали грань путем собственных ошибок.
На днище 3D предусмотрены специальные поручни, ухватившись за которые
и подтянувшись, легко вернуть гидроцикл в исходное положение.

Одним словом, 3D – идеальное средство для постижения азов аквабайкерства,
достаточно мощное, очень устойчивое и суперверткое: разворачивается буквально
на месте и может ездить по кругу практически боком.

Moto

Второй по сложности вариант назван так из-за схожести посадки. Картинговое
сиденье остается на берегу – на нем, как оказалось, очень удобно загорать.
Из рулевой колонки, как из перочинного ножика, достается… седло – точь-в-точь
как на кроссовых мотоциклах. Рулевая колонка фиксируется в максимально
верхнем положении. Всего и делов, но машина приобретает абсолютно другой
характер: езда на Moto тоже очень похожа на кроссовую – большую часть
времени вы на ногах. Причина в высоком центре тяжести, сделавшем 3D крайне
неустойчивым на прямой. Ездок вынужден постоянно балансировать, перенося
вес с одной стороны на другую. Через пять минут «козления» на Moto по
волнам (в первый день теста изрядно штормило) болели даже уши. Зато и
адреналин выделялся отнюдь не чайными ложками.

Vert

Наверняка Moto будет промежуточным вариантом между сидячим Kart и стоячим
Vert. В последнем случае кроссовое седло возвращается на свое место, а
рулевая колонка не фиксируется: она совершенно свободно двигается в вертикальном
направлении и немножко в горизонтальном. Для неискушенных: Vert – это
настоящее сражение, причем не столько со стихией, сколько с самим 3D,
так и норовящем избавиться от вас. После получаса езды на Vert вы даже
на суше будете двигаться как заправский амортизатор, подпрыгивая на каждом
шагу. И перестраховываться, приседая в повороте.

Поворачивать на полном газу на таком «садомазоаквабайке» – настоящее
искусство, которое можно постичь только после того, как научитесь одним
движением возвращать перевернувшийся аквабайк в исходное положение. Зато
прыгает Vert, как чокнутый фокстерьер, увидевший на ветке глухаря. Достаточно
присесть и вжать руль «в пол», и уже через секунду вы парите над волнами.
Ощущение сродни тому, как если бы вами выстрелили из ракетницы. А сам
полет… В общем, это стоит хоть раз попробовать…

 Мотор

На гидроцикле Sea-Doo 3D установлен хорошо
зарекомендовавший себя двухцилиндровый роторный двигатель
Rotax 782сс RFI мощностью 110 л. с. Этот мотор имеет малый
вес, чувствительную дроссельную заслонку, быстрый старт без
помощи воздушной заслонки и технологию газоочистки с по-новому
сконструированным холостым ходом, при котором теперь работает
только один цилиндр. Гидроцикл также оснащен сухой выхлопной
системой, защищенной от воды, – первой в своем роде в линейке
моделей Sea-Doo, позволяющей водителю выравнивать гидроцикл
и с правого, и с левого борта. Инновационная сухая система
выхлопа помогает уменьшить вероятность попадания воды в двигатель
и включает легендарную систему шумопонижения Sea-Doo «D-Sea-Bel».

 Bombardier
Sea-Doo 3D
Общие данные
Габариты, Д/Ш/В, мм2720/1120/960, 1120, 920*
Вместимость, чел.1
Объем топливного бака, л27
Резерв топлива, л5
Емкость масляного бака, л4
Объем багажного отделения, л5,4
Масса сухая, кг274, 268, 268*
Двигатель
ТипRotax RFI воздушного охлаждения
Объем, см куб.782
Макс. мощность л.с./об/мин,110/н. д.
Расп. и к-во цил./кл. на цил.2/2
Топливостанд. неэтилир. бензин
Эксплуатационные показатели
Макс. скорость в морской воде, км/ч110
Макс. скорость в пресной воде, км/ч100
Разгон 0 – 100 км/ч, с5,0
Ср. расход топлива, л/100 км8
Цена в Украинеот $11700
* Для версий Kart, Moto, Vert

Сергей Суховский
Фото автора и Андрея Огаренко

Редакция благодарит официального импортера Bombardier
в Украине «Логос-Спорт» за предоставленный на тест гидроцикл