X

Дневные ходовые огни – более чем требование ПДД

В Украине движение с включенным светом в дневное время является обязательным на дорогах вне населенных пунктов с 1 октября по 1 мая.

Кое-кто считает, что это еще одно надуманное требование, и повод для штрафов. Однако в Европе намного раньше столкнулись с проблемой повышения аварийности из-за большого числа автомобилей. И дневные ходовые огни – одно из решений этой проблемы. А с 2011 года на всех производящихся или продаваемых в Европе автомобилях наличие штатно установленных дневных ходовых огней является обязательным.

Дневные ходовые огни (ДХО) ничего не освещают. Их назначение в другом – повысить безопасность за счет того, что автомобиль становится заметнее для других участников движения. Но если это дневные ходовые огни, значит, их включают днем, когда солнце светит – но разве можно средь бела дня не заметить автомобиль? О том, за счет чего ДХО повышают безопасность, рассказывается и в цикле передач «АвтоЛикбез» на Авторадио, техническими консультантами которой выступили специалисты компании OSRAM, которая как раз и является одним из крупнейших поставщиков ДХО на конвейеры автопроизводителей.

В новых Правилах включение ДХО предписано только владельцам тех автомобилей, на которых они уже установлены штатно. Остальным же предписывается включать ближний свет фар. Однако в дневное время ближний свет может быть совсем неэффективен, так – безопасность для галочки. О том, чем отличается свет ближних фар в дневное время от света дневных ходовых огней, а также и о том, как использование фирменных ДХО, например OSRAM DRL позволяет автовладельцам сэкономить, мы расскажем в данной статье.

Но для начала – историческая справка. Первым человеком в истории, который использовал свет днем, был Диоген Синопский. Тот самый, который жил в трехметровой бочке с корабля-танкера для перевозки вина и ходил, в прямом смысле, «днем с огнем». Это дало последующим поколениям много пищи для шуток, однако, великий философ был вовсе не глуп, о чем свидетельствует фраза, сказанная Александром македонским: «Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном». И хотя сам Диоген и утверждал, что он днем с огнем ищет достойного собеседника, или просто порядочного человека, на самом деле огонь служил… конечно же для привлечения внимания. Не ходи Диоген днем с огнем по улицам – никто бы его не заметил, не выделил среди прочих философов, которых в те времена в каждом городе было предостаточно.

Вот то же самое и с дневными ходовыми огнями для автомобилей – ДХО OSRAM, которые эффективно привлекают внимание на чисто рефлексивном уровне. Всем живым существам с развитым зрением свойственно автоматически реагировать на источники света. Не редки случаи, когда водители после ДТП заявляют: «Да я его не видел, он ниоткуда появился». И подозревать большинство таких водителей в обмане нет оснований – только сумасшедший ринется на легковушке наперерез джипу армейского образца. Значит – действительно не видели, хотя он там был. Секрет в том, что мы видим далеко не все, что попадает на светочувствительные рецепторы нашего глаза. Глаз только воспринимает кванты света, а картинку строит мозг по законам не оптики, а психологии восприятия.

«Автомобили, автомобили, все вокруг заполонили» – кажется, так поется в песенке. А ведь тогда многие и представить себе не могли, что значит «заполонили» по нашим, современным меркам. Автомобили везде – на дороге и вдоль дорог. Одни едут, другие просто стоят. Мы ежедневно видим столько автомобилей, что они перестали быть объектом, привлекающим внимание. По этой причине надо как-то выделять автомобили на фоне окружающего пейзажа. Средством такого выделения и служат дневные ходовые огни OSRAM DRL.

Человек видит не глазами. Конечно, световые волны воспринимаются чувствительными клетками глазного дна. Но картинка формируется в зрительном анализаторе мозга. А данные зрительного анализатора берутся в работу системой нашего ориентирования в пространстве, и при этом многое фильтруется, отбрасывается. И чем привычнее выглядит объект, тем больше вероятность, что он окажется незамеченным. Также можно упустить из поля внимания встречную машину на загородной дороге, особенно на участках, где из-за близости лесопосадок чередуются затененные и более освещенные участки. Фактор движения на периферии зрения при езде не срабатывает, а цвет привлекает внимание, если появится ярко-желтая или красная машина на сером фоне.

В отличие от предметов источник света, во-первых, с точки зрения инстинктивного восприятия явление неординарное. А во-вторых – достаточно простое, не занимающее много внимания по объему, поэтому система ориентировки в пространстве не считает необходимым отбрасывать этот сигнал. ДХО помогают машине не затеряться среди других объектов в поле зрения, причем не только в пасмурную погоду, но и в ясную – ведь ДХО от таких европейских производителей, как OSRAM, хорошо видно, в отличие от ближнего света фар, даже в солнечный полдень.

Человек, несмотря на угол обзора до 180 градусов, хорошо фиксирует только объекты в угловом секторе от 35 до 45 градусов, в обе стороны от оси, по которой направлены глаза. То есть поле эффективного зрения – не шире 90 градусов. Таким образом, все, что на периферии зрения – примерно половина всего, что попадает в фактическое поле зрения, практически не замечается. Если конечно, там не появляется нечто, резко выделяющееся на общем фоне благодаря движению или цвету. Единственное, что всегда привлекает внимание, оказываясь на краю поля зрения – это именно источник света.

Свет помогает не только повысить заметность, но и верно оценивать расстояния. Зачастую дистанция от собственного автомобиля до перекрестка – переоценивается, а расстояние от того же перекрестка до движущегося к нему по перпендикулярной дороге автомобиля, напротив – недооценивается. Дело в том, что на свой участок пути мы смотрим в длину, а на участок дороги перед другим автомобилем – сбоку. Этот обман зрения часто становится причиной ДТП на нерегулируемых перекрестках.

Мы оцениваем расстояния не только по напряжению мышц, которые сводят и разводят глазные яблоки, но и навскидку. Потому, что сфокусировать зрение на сложном объекте, вроде автомобиля – довольно сложно. А вот на точки – источники света, навести резкость зрения намного проще. Доказано, что пешеходы значительно реже перебегают дорогу в опасной близости от приближающегося автомобиля, если на нем включен свет. Им легче понять, как быстро сокращается дистанция.

Однако безопасность – не единственный плюс ДХО. Они также позволяют сэкономить на замене ламп и топливе, о чем читайте в продолжении данной статьи.

Материал подготовлен международным маркетинговым агентством «AGV-Aftermarket»