Ford Consul Mk2: с чего начинается Бонд
Нам было интересно покататься на авто из первой серии бондиады – Ford Consul образца 1956-го. Эти недорогие и практичные авто, заслужившие уважение у британцев, в послевоенное время изготавливало подразделение Ford England, производственные мощности которого располагались в Великобритании.
Опробованный нами Ford Consul 1956 модельного года был вторым поколением популярного седана. Выпускались также кабриолет и универсал (последний только для австралийского рынка).
Ford Consul в 1956-м был одним из самых доступных на британском рынке и стоил всего 781 фунт стерлингов. За «Моквич-407» там просили на 22 фунта меньше. Consul стал массовой моделью – за шесть лет только машин второго поколения произвели 371585 экземпляров.
По местам!
Похоже, в 50-е годы британцы не особо увлекались перевозками имущества, ставя на первое место удобство пассажиров: в руководствах по эксплуатации указывается лишь полезный объем салона. Но «незаявленный» багажник весьма вместительный. Пятерым в салоне места достаточно, а на небольшие расстояния разрешалось передвигаться даже вшестером (спереди – диван).
Через скругленные по краям окна мир за массивными толстыми дверями кажется отдаленным, зато в салоне – уютная, почти домашняя обстановка. Материалы салона недорогие, но мягкие и теплые на вид. Практичный винил обивки прочный, легко моется, что, несомненно, большой плюс для недорогого семейного авто. Оформление интерьера можно смело назвать лаконичным и строгим, однако в нем просматривается стиль арт-деко. Так, щиток приборов напоминает о «старой» «Волге» ГАЗ-21.
Что такое эргономика, в середине 1950-х, британцы уже знали. К каждому переключателю и рычажку на торпедо дотянуться легко, все приборы хорошо читаются и днем, и ночью. Несмотря на то, что площадь остекления не очень большая, обзор вперед не затруднен. Отсутствие еще недавно модных килей и низкая, скошенная к дороге корма позволяют видеть все пространство позади автомобиля. Однако усесться с полным комфортом мне, человеку выше среднего роста, не удалось – либо педаль сцепления находится далеко, либо рулевое колесо расположено слишком близко.
База седана на несколько миллиметров больше, чем у Ford Focus современного поколения. Задним пассажирам в Consul удается удобно устроиться на диване, их колени не стеснены спинками передних сидений. Изобилие пространства на заднем ряду отмечали и киношники 1950-х, неспроста Шона Коннери в первом фильме о Бонде «Доктор Ноу» возили именно сзади. Объем багажного отделения «британца» составляет 566 литров – даже по современным нормам, внушительный показатель для бюджетного седана.
Мчимся!
Усевшись за рулем машины, закрыл за собой дверь и, не обнаружив ремней безопасности (авто на несколько лет старше первых серийных ремней), повернул ключ зажигания. Звук стартера мягкий, двигатель завелся практически сразу. В салоне вибрации от него почти незаметны, да и шум 1,7-литровой «четверки» не очень слышен – правда, касается это холостого хода при 800–850 об/мин.
Посмотрев в зеркала заднего вида, смело выруливаю со стоянки. Больше всего в движении понравилась тяга, которая ощущается уже на небольших оборотах – именно так проявляется максимальный крутящий момент в 124 Нм. В поворотах машина кренится мало, и угол крена не катастрофичен. Хотя даже при не очень резком маневрировании пассажиры могут почувствовать дискомфорт из-за отсутствия боковой поддержки сидений – в ту пору плоские подушки и спинки кресел были обычным делом. На извилистой холмистой дороге замечаю, что автомобиль проявляет чрезмерную раскачку.
Сэкономили
Под массивным капотом скрывается 1,7-литровый рядный четырехцилиндровый бензиновый силовой агрегат. В отчетах 1956 года журналисты отмечали, что по характеристикам – мощности, тяговитости и плавности хода – «четверка» сравнима с более старыми «шестерками». С ростом скорости шум двигателя в салоне увеличивается, хотя посторонних скрипов и других малоприятных звуков мы не наблюдали. При нажатии на педаль акселератора на скорости 100 км/ч машина продолжает уверенно разгоняться.
Неплохая динамика мало отражается на экономичности авто: на трассе Ford Consul потребляет чуть более 7 л на 100 км. Стоит отметить, что современники седана особое внимание уделяли экономичности. Еще бы, в те годы в связи с нефтяным кризисом правительство Великобритании ввело квоту на пробег и количество приобретенного бензина, согласно которой подданные королевы могли покупать не более 9 галлонов (41 литр) топлива в месяц и проезжать не больше 300 км. Владельцы Ford Consul укладывались в установленные лимиты благодаря его умеренному «аппетиту».
По ощущениям, в трехступенчатой механической коробке передач передаточные числа подобраны очень удачно. Вместе с гибкой характеристикой мотора это позволяет реже переключаться при движении в городском потоке. В качестве опции покупателям также предлагался трехступенчатый «автомат».
До упора
Рулевое управление характеризуется коротким ходом (3 оборота от упора до упора). На высокой скорости машина рулится довольно точно. На парковке руль, по современным меркам, туговат, но в целом вполне податлив. Во время тест-драйва мы заметили, что при активном маневрировании седан отличается избыточной поворачиваемостью.
Наш экземпляр оснащен барабанными тормозами всех колес, которых вполне достаточно, чтобы поубавить желание черного седана уноситься вперед. Однако с 1960 года за дополнительную плату этот автомобиль могли оснастить более эффективными дисковыми тормозами передних колес.
Отцы и дети
Опробовав этот хорошо сохранившийся экземпляр из далеких «шестидесятых», мы можем согласиться, что Ford Consul получился удачным. Об этом говорит и тот факт, что за него когда-то своим кошельком проголосовали более 350000 покупателей. Современный его «одноклассник» – Ford Focus немецкого производства – в таком количестве продается каждый год. Но разве это значит, что старина Consul был чем-то хуже своего далекого наследника?
Первое поколение машины – Ford Consul Mk1 – производилось с 1951-го по 1956-й. Протестированная нами модель второго, последнего поколения – Consul Mk2 – выпускалась до 1962 года. Но имя Consul исчезло из автомобильных каталогов только в 1975-м, когда им перестали называть мощные версии Ford Granada. Интересно, что в 50-х одновременно в одном классе Ford выпускал три соплатформенные модели – Consul, Zephyr и Zodiac, отличающиеся экстерьером, оснащением и двигателями.
Ford Consul Mk2 | |
Общие данные | |
Тип кузова | седан |
Дверей/мест | 4/5 |
Габариты, Д/Ш/В, мм | 4382/1702/1511 |
База, мм | 2654 |
Масса снаряженная/полная, кг | 1089/- |
Объем салона, л | 4620 |
Объем багажника, л | 566 |
Объем бака, л | 47 |
Двигатель | |
Тип | бензиновый карбюраторный |
Расп. и к-во цил./кл. на цил. | R4/2 |
Объем, см куб. | 1702 |
Мощность, кВт(л. с.)/об/мин | 47(35)/4400 |
Макс. кр. мом., Нм/об/мин | 124/2300 |
Трансмиссия | |
Тип привода | задний |
КП | 3-ст. мех. |
Ходовая часть | |
Тормоза передние/задние | бараб./бараб. |
Подвеска передняя/задняя | независ./независ. |
Усилитель руля | – |
Шины | 5/90-13 |
Эксплуатационные показатели | |
Максимальная скорость, км/ч | 129 |
Разгон 0–100 км/ч, с | 23 |
Расх. трасса–город, л/100 км | 7,4-9,4 |
Фото Игоря Коваленко. Владелец – Дмитрий Харченко