X

Mazda 323/Mazda3: Занимательная нумерология

В Стране восходящего солнца «3» – одно из счастливых­ чисел. Символично, что именно под этой цифрой в ­компании Mazda уже много лет выпускается одна из самых популярных моделей марки.

Речь пойдет об истории третьего поколения Mazda3, которую представили в сентябре 2013 года. С данной новинкой в компании планируют войти в тройку самых продаваемых хэтч­беков в Европе. Все это ожидает нас в недалеком будущем. Мы же попытаемся проследить путь Mazda3 и обратим свои взоры на полвека назад, в 1963 год, когда в Японии дебютировало первое поколение Mazda 323, известное у себя на родине под именем Familia.

Модель Mazda 323 оказалась настолько популярной, что продержалась на­ ­конвейере 40 лет.

Это был компактный автомобиль, который предлагался в самых разнообразных кузовах: 2- и 4-дверный седан, 3-дверный универсал, пикап и купе. Над его обликом трудился молодой Джорджетто Джуджаро, работавший в ателье Bertone. Третью генерацию представили в ­1973-м,­ а всего модель Familia пережила 9 поколений.

Перезагрузка
В 3-м месяце ­2003 года на автошоу в Женеве Mazda презентовала концептуальный хэтчбек MX Sportif, который позволил увидеть, как будет выглядеть новая компактная модель С-класса в третьем тысячелетии. А в сентябре того же года на Франкфуртском автошоу показали первое поколение Mazda3. В Японии авто получило имя Axela, образованное из английских слов accelerate (ускорять) и excellent (отлично). Звучит неплохо и уместно, если вспомнить, как быстро в Mazda сумели трансформировать прототип MX Sportif в серийную модель. Для этого потребовалось… всего три месяца.

Первоначально на рынок вышел пятидверный хэтчбек, один из самых больших и просторных в своем классе, а через несколько месяцев к нему присоединился седан. В дизайне Mazda3 во многом унаследованы черты флагмана – Mazda6. Эту традицию компания сохранила во всех трех поколениях, включая новое.

Первая генерация Mazda3 предлагалась с тремя бензиновыми моторами и двумя турбодизелями. Поначалу были доступны 1,6-литровый 105-сильный и более мощный 2,0-литровый 150-сильный двигатели нового семейства MZR. Третий мотор этого ряда – 1,4-лит­ровый бензиновый MZR, а также два 1,6-лит­ровых дизельных появились в начале 2004-го. В качестве базовой КП для модели выбрали обновленную 5-ступенчатую «механику», а для 1,6-литровых версий предлагался спортивный 4-ступенчатый «автомат» Activematic с электронным управлением. Первое поколение Mazda3 имело полный перечень сис­тем активной безопасности: ABS, EBD, Brake Assist, TCS и DSC. По сравнению с Mazda 323 новинка стала крупнее. База увеличилась на 30 мм, а длина, ширина и высота – на 170, 40 и 55 мм соответственно. Кроме того, по размерам колесной базы (2640 мм) Mazda3 превосходила своих главных оппонентов: Opel Astra – на 26 мм, VW Golf – на 62 мм.

Три года спустя
В 2006 году компания провела плановую модернизацию Mazda3. Авто получило новые передние панели кузова, видоизмененный бампер и окантовку задних фонарей, что сделало его внешность еще более спортивной и динамичной. Для удобства была применена новая сис­тема бесключевого доступа в салон и запуска мотора, а интег­рированная акус­тическая система дополнена 20-гигабайтным жестким диском, позволяющим записывать до 3000 песен. Гамма двигателей не изменилась. Но благодаря ряду доработок моторов и аэродинамики кузова на 6% улучшилась экономичность и снижены вредные выбросы. Помимо фейслифтинга, компания презентовала спортивную версию Mazda3 MPS c 2,3-литровым турбированным бензиновым агрегатом с непосредственным впрыском (260 л. с.) и 6-ступенчатой МКП. Для разгона до «сотни» ей требовалось 6,1 с, а «максималка» достигала 250 км/ч.

Новогодний подарок
Презентация второго поколения Mazda3 состоялась на автошоу в Болонье 3 декабря 2008 года. В Италии дебютировал хэтчбек, а седан показали в Лос-Анджелесе. Очередное поколение авто – серьезное оружие в борьбе с конкурентами по обе стороны Атлантики: в его создании принимали участие инженеры и дизайнеры из Японии, США и Европы. О важности модели для компании свидетельствует то, что на долю Mazda3 приходится треть всех продаж авто марки.

В соответствии с современными традициями Mazda3 каждые 3–4 года подвергалась модернизации.

В экстерьере второго поколения модели вновь видны стилистические элементы более крупной Mazda6. Платформа, как и у предшественницы, во многом унифицирована с родственным Ford Focus. Облик Mazda3 стал более эмоциональным за счет выразительной пластики передних крыльев и оригинального решения бампера с крупными прорезями воздухозаборников.

Помимо яркой внешности, машина получила новую панель приборов. Для лучшего восприятия приборный щиток упростили: вместо прежних трех – два циферблата. Информация об уровне топлива, температуре охлаждающей жидкости и прочее теперь подается на небольшой ЖК-экран бортового компьютера. В линейке моторов для европейских покупателей – известные бензиновые двигатели объемом от 1,4 до 2,0 л, а также 1,6-литровый турбодизель, доступный в двух версиях 90- и 190-сильной.

В марте 2009-го в Женеве дебютировала «заряженная» версия Mazda3 MPS c уже знакомым 260-сильным турбомотором 2,3 л. Еще одно важное событие – презентация Mazda3 с уникальной сис­темой i-stop, которая намного быст­рее традиционных систем Stop/Start за счет использования энергии ДВС.

Еще через 3 года – осенью ­2011-го – на автосалоне во Франкфурте Mazda презентовала обновленную Mazda3 второго поколения. Внешние изменения коснулись замены бамперов, задней светотехники. В спис­ке опций появились 16- и 17-дюймовые легкосплавные диски нового дизайна, а также новые цвета и материалы отделки. Базовая бензиновая 1,6-лит­ровая версия получила опционную автоматическую трансмиссию Activematic.

2013 год  стал премьерным для Mazda3 третьего поколения. Но это уже иная история.