Spyker C8 Spyder: Made in Holland
Что мы знаем об автомобильной промышленности Голландии? Немного: принадлежащий американцам «грузовой» DAF плюс сборочный завод Mitsubishi в Борне. И все. Между тем в 1997-м там возродилась одна из старейших марок, которая в начале XX века выпускала автомобили самой передовой конструкции. И выпускает поныне.
Что мы знаем об автомобильной промышленности Голландии? Немного: принадлежащий американцам «грузовой» DAF плюс сборочный завод Mitsubishi в Борне. И все. Между тем в 1997-м там возродилась одна из старейших марок, которая в начале XX века выпускала автомобили самой передовой конструкции. И выпускает поныне. |
В этом году исполняется 105 лет с того дня, когда из ворот каретной мастерской Якобуса и Хендрика Спяйкеров выехал первый голландский автомобиль. Он не имел названия и отличался от Benz Victoria главным образом кузовом. Но лиха беда начало: через три года братья построили Spijker 50НР/4WD, навсегда вписавший их имена в анналы истории. Машина впервые в мире оснащалась шестицилиндровым мотором, первой в истории полноприводной трансмиссией и тормозами сразу на всех колесах, что по тем временам считалось неоправданной роскошью. Помимо легковых авто всех классов, Spyker* выпускал грузовики и даже самолеты.
Увы, в отличие от нашего, голландское правительство в те времена нисколько не заботилось о национальном производителе, никак не защищая свой авторынок квотами и пошлинами. В 1926 году Spyker обанкротился.
Второй шанс
Реинкарнация Spyker состоялась в 1997-м. Дизайнер и конструктор Маарэн де Бруйн в свободное от работы время прямо в саду ваял Silvestris – суперкар своей мечты. Отменная проработка конструкции, самые передовые ноу-хау, зрелый дизайн – все при нем. Не хватало проекту только щедрого инвестора и породистого имени вроде Bugatti и Maybach. Обычно на поиски этих компонентов уходят годы, но де Бруйну повезло. В первый же показ Silvestris настолько очаровал бизнесмена Виктора Мюллера, что тот буквально заболел идеей национального суперкара. В том же 1997-м Мюллер нашел инвестора – медиамагната Джона де Мола, подарившего миру риэлити-шоу. Еще меньше мороки было с именем – только Spyker! Тем более что и само семейство Спяйкеров с большим энтузиазмом отнеслось к идее возрождения фамильного бренда.
Ода алюминию
Так осенью 2000 года на автосалоне в Бирмингеме под старинной вывеской Spyker Automobilien BV миру представили Silvestris, переименованный в Spyker C8 Spyder. Его концепция на первый взгляд хрестоматийна для GT: задний привод, двигатель в базе, двухместный салон, пространственная рама, независимая подвеска. Но на этом обобщения заканчиваются. Та же рама выполнена из экструдированного алюминия, причем в нее интегрирован… каркас жесткости. Кузовные панели также выполнены из алюминия по особой технологии, разработанной Audi.
Не менее интересно шасси, по конструкции аналогичное… «формульному»: обе подвески полностью настраиваемые, только рычаги не из крылатого металла, как логично было бы предположить, а из «нержавейки». Зато двигатель самый алюминиевый из существующих – 4,2-литровый 405-сильный V8 от Audi. Он легко разгоняет 1050-килограммовый родстер до обязательных для суперкаров 300 км/ч, причем первая сотня преодолевается менее чем за 4,5 секунды. Электронных «поводырей» – самый минимум: отключаемые ABS, TCS и система управления мотором, которая позволяет одним нажатием клавиши значительно снижать мощность, если за руль сел менее опытный водитель. Плюс иммобилайзер, блокирующий стартер, если не застегнуты ремни. Да не простые, а настоящие формульные «четырехточечники» от Williams.
Первым делом – самолеты
Отчаявшись вписать в облик Silvestris характерные для «спикеров» овальный радиатор и каретные пропорции, де Бруйн стилизовал свое детище под одномоторный самолет 20-х, отдав дань недолгому, но славному авиационному прошлому фирмы. За что и получил в том же Бирмингеме Гран-при за лучший дизайн. Крышка бензобака перед лобовым стеклом, хромированные воздухозаборники в стиле авиационных пулеметов, пропеллеры везде, где только можно: в виде них выполнены даже спицы магниевых дисков. Не хватает разве что крыльев.
Больше Spyker, хороших и разных
В феврале 2001 г. на Амстердамском автосалоне RAI дебютировало купе С8 Laviolette с дверьми гильотинного типа, созданное на базе Spyder. Еще одним отличием новинки от предшественника стал форсированный до 450 л. с. V8. Но из-за возросшей до 1070 кг снаряженной массы динамические характеристики едва изменились: «максималка» – 306 км/ч, разгон до «сотни» – 4,2 с. В сентябре во Франкфурте показали гоночный 620-сильный Spyker C8 Double 12, нацеленный на входящие в «обязательную программу» для суперкаров «24 часа Ле Мана». То есть в течение всего одного календарного года крохотная фирма, в штат которой входил 21 человек, выдала на-гора сразу три модели! «Лишние» 170 сил, благодаря которым динамика улучшилась до 4 секунд и 320 км/ч, обеспечила пара турбонагнетателей от Cosworth. А за общую доводку V8 отвечал Mader Racing, в 80 – 90-е дорабатывавший «Косворты» для Lotus и Tyrrell. Чтобы реализовывать возросший потенциал мотора, голландцы модернизировали подвеску, расширили колею и добавили, казалось бы, абсолютно ненужное антикрыло. Дело в том, что профилированное днище Double 12 на больших скоростях создает такую прижимную силу, которая позволяет обходиться без значительно ухудшающих обтекаемость антикрыльев. Но поскольку регламент марафона запрещает использование граунд-эффекта, болид, в отличие от его дорожной версии 12S, пришлось оснастить задним крылом.
Хотя лавров Spyker эта гонка не принесла, продажи резко пошли в гору – в том же 2001-м удалось продать десяток суперкаров (215 тыс. евро за родстер и 240 тыс. за купе), то есть больше, чем за предыдущие 4 года существования фирмы.
Круче только Enzo
В 2000-м Spyker показал флагманскую версию C12 Spyder со съемной прозрачной крышей и 6,0-литровым 500-сильным W12 от Audi. С ним самый тяжелый из «летучих голландцев» (1400 кг) разгоняется до 325 км/ч. В зависимости от трансмиссии (6-ступнечатая «механика» или секвентальный «автомат») C12 стоит 290 – 296 тыс. евро против 232,5 тыс. за гоночный Double 12. Немало даже на фоне Ferrari, из которых дороже только Enzo! Тем не менее, благодаря нетрадиционному месту дебюта – закрытой для свободного посещения амстердамской «ярмарке миллионеров» (на нее ежегодно съезжаются толстосумы со всего мира), оба выставленных образца были проданы. Лиха беда начало – чуть позже на Пекинском автосалоне Spyder был обменян на 2 килограмма юаней, эквивалентные… 688 тыс. евро. Всего же за 2004 год удалось продать 22 Spyker. Согласитесь, совсем неплохо для фирмы, в успех которой не верили не то что банкиры, но даже довольно патриотичная голландская автопресса.
Spyker C8 Spyder |
|