Toyota Prius: Экономное «сердце»
В переводе с латыни Prius означает «идущий впереди». Toyota Prius образца 2004 года собрала внушительный урожай призов – от премии за лучший двигатель International Engine Of The Year и экологическую чистоту ADAC EcoTest до европейского и американского Car of the Year. За что?
В переводе с латыни Prius означает «идущий впереди». Toyota Prius образца 2004 года собрала внушительный урожай призов – от премии за лучший двигатель International Engine Of The Year и экологическую чистоту ADAC EcoTest до европейского и американского Car of the Year. За что? |
Явно не за красивые глазки – стилистам, работавшим над дизайном машины, можно вручить приз еще и за создание самой невыразительной внешности. И не за превосходные управляемость и ходовые качества – Ford Focus и «копейка» BMW в этом отношении явно предпочтительнее. Между тем, на только что состоявшемся Car of the Year’2005 Prius набрал почти в два раза больше очков, чем ставший вторым Citroёn C4.
Кроме того, автомобиль пользуется высоким спросом – в Японии, США (по 36 тысяч) и Европе (5 тысяч) весь годовой тираж «Приусов» раскупили за первые девять месяцев 2004 года. Объемы продаж ограничиваются только возможностями производства.
Секрет успехов героя нашего романа – в его силовой установке Hybrid Synergy Drive («гибридно-совмещенный привод»), состоящей из двигателя внутреннего сгорания и электромотора. Ее вполне можно назвать «гибридом в квадрате», но об этом чуть позже. Впрочем, никакого секрета нет и быть не может: гибридный хэтчбек Toyota Prius выпускается без особых изменений с 1997 года и за это время обрел 167 тысяч владельцев в Японии и США. Переизданная в нынешнем году версия отличается от исходника немного измененной внешностью и, в соответствии с мировыми тенденциями, чуть прибавила в размерах. Под капотом изменения также незначительны. Так, мощность ДВС выросла с 72 аж до 78 л. с. К слову, на сегодняшний день силовая установка Hybrid Synergy Drive – наиболее совершенная из выпускаемых серийно по части экологических норм и энергосбережения. Судите сами: в городском режиме ее средний расход топлива – 2,82 л/100 км. Плюс сверхнизкий уровень токсичности отработавших газов: выброс CO2 у ДВС в смешанном цикле составляет всего 104 мг/км, что значительно меньше порога Евро 4. Кроме того, Prius отвечает еще даже не введенным жесточайшим нормам токсичности Super Ultra Low Emission Vehicle («ультрасупернизкий уровень выхлопа») и Advanced Technology Partial Zero Emission Vehicles («частично нулевой стандарт выхлопа»), которые вступят в силу в Калифорнии в 2007 году.
Как оно работает
Гибридная установка включает в себя 1,5-литровый ДВС с системой изменения фаз газораспределения VVT-i, генератор переменного тока, 68-сильный синхронный электродвигатель на постоянных магнитах и аккумулятор, подзаряжающийся как от ДВС, так и от колес при торможении. Аккумуляторные батареи, разработанные Toyota совместно с Panasonic, не простые, а никель-металлогидридные, с высочайшей выходной пиковой мощностью, эквивалентной 28 л. с. Обычные же аккумуляторы «напрягаются» изо всех сил, чтобы раскрутить 2-сильные стартеры. Кроме того, у «Приуса» аккумуляторы подзаряжает генератор, поэтому нет потребности в их зарядке от внешних источников электроэнергии.
Гибридной установкой управляет электроника, в различных комбинациях задействуя двигатель внутреннего сгорания, электромотор и генератор.
Как видим, можно использовать только ДВС, только электромотор или оба агрегата сразу. Причем даже при работе бензинового двигателя часть мощности перераспределяется на генератор, в систему управления и далее – на тяговый электромотор. Таким образом японские конструкторы оптимизировали режим работы ДВС в соотношении обороты/нагрузка, что положительно влияет на расход топлива.
В итоге КПД Prius составляет 37% против 16% у обычной 1,5-литровой легковушки при движении в городском цикле.
И это еще не все
Силовой установкой перечень ноу-хау Prius не заканчивается. Впервые в гибридной машине переключение в режим электродвигателя осуществляется одним нажатием кнопки. Применена и принципиально новая, полностью электронная система кондиционирования, работающая независимо от двигателя (у нее свой электромотор), что позволяет значительно уменьшить расход топлива.
Разумеется, Prius оснащен ABS, EBD и новейшей версией системы стабилизации движения VSC+, которые дополняют друг друга и делают движение по любой поверхности ровным и безопасным. Кроме того, Prius – первый автомобиль, паркующийся без водителя. Правда, система автоматической парковки пока предусмотрена только как опция; ее установка обойдется в $2000.
Через пару лет третий по величине концерн мира намерен производить 300 тысяч «гибридников» в год. Так, уже в 2005-м силовую установку Hybrid Synergy Drive получат RAV и Camry, продажи которых только в США достигают 400 тысяч экземпляров в год.
Toyota Prius |
|