X

Зеленая Европа

Экологическая тема вновь доминировала на Женевском автосалоне-2009. «Зеленые», «синие» и «нулевые» по выбросам технологии привезли не только лидеры мирового автопрома, но и небольшие компании со всего мира.

Экологическая тема вновь доминировала на Женевском автосалоне-2009. «Зеленые», «синие» и «нулевые» по выбросам технологии привезли не только лидеры мирового автопрома, но и небольшие компании со всего мира.

Экологическая тема вновь доминировала на Женевском автосалоне-2009. «Зеленые», «синие» и «нулевые» по выбросам технологии привезли не только лидеры мирового автопрома, но и небольшие компании со всего мира.

Наиболее дружелюбные к окружающей среде транспортные средства собрал на Женевском автошоу небольшой «зеленый» павильон. В нем были представлены маленькие электрокары, которые могли бы ездить даже внутри выставочного комплекса. Но стенды автопроизводителей открывали куда большее разнообразие. Каждый козырял низкими показателями выбросов СО2, расходом топлива и экономичностью по новой специальной шкале от А до G, как для бытовой техники.

Всеобщая гибридизация

Судя по названиям моделей, большинство концепт-каров оборудованы гибридными силовыми установками. Создавалось впечатление, будто производители причисляли свои модели к модным ныне гибридам, лишь установив табличку «гибрид» на номерной знак. Однако проверить это было невозможно, ведь в шоу-карах зачастую не открывают капот и даже двери. Серийных гибридов, которые поступили в продажу, оказалось несколько. Третье поколение Toyota Prius, очень похожая на нее в профиль Honda Insight, Lexus RX 450h в новой оболочке – вот, пожалуй, и все. Среди интересных действующих концепций следует выделить раллийный Citroёn C4 WRC HYmotion4. Все больше производителей стали устанавливать на серийных моделях системы stop/go, которые обеспечивают автоматическую остановку и запуск двигателя при кратковременных остановках.

Выставку в Женеве посетил губернатор наиболее «экологически чистого» штата США – Калифорния, известный киноактер Арнольд Шварценнегер.

Toyota Prius третьего поколения оснащена 1,8-литровым бензиновым мотором и 60-киловаттным электромотором.

Гибридный Lexus RX 450h третьего поколения оснащен 3,5-литровым V6 и двумя электромоторами мощностью 123 и 116 кВт.

Серийный Honda Insight оснащен 1,3-литровым ДВС и электромотором мощностью 10 кВт.

Мнение

Тадаши АрашимаПрезидент Toyota Motor Europe

Наша компания планомерно наращивает выпуск гибридомобилей. Например, в прошлом году их мировые продажи достигли 430 тысяч штук. В этом году мы поставили задачу реализовать порядка 600 тысяч, а к началу следующего десятилетия выйти на уровень миллиона гибридов в год. Линейка гибридных машин будет расширена за счет использования привода Hybrid Synergy Drive в ключевых моделях Toyota. А полноценный электромобиль Toyota появится на рынке в 2012 году.

Citroёn C4 WRC HYmotion4
Экологическая концептуальная версия раллийного автомобиля, помимо ДВС, имеет 125-киловаттный электромотор-генератор. Над топливным баком размещаются литиевые аккумуляторные батареи. Пробег HYmotion4 только на электротяге составляет 40 км, а работа в паре с ДВС обеспечивает почти 30-процентную экономию топлива. На экологию работает и кинетическая энергия торможения, которую преобразуют в электрическую для накопления и последующего использования.

Fisker Karma-S
Компания Fisker Automotive представила свою вторую модель – купе-кабриолет Karma S. Пока машина имеет статус концепта, но время начала серийного производства уже объявлено: конец 2011 года. Новинка создана на той же платформе, что и седан Karma: гибридная силовая установка Q-Drive от Quantum Technologies развивает мощность 403 л. с., запас хода на аккумуляторах составляет 80 км. В основе конструкции – алюминиевая пространственная рама. Машина четырехместная, жесткий верх складывается с помощью электропривода.

Frazer-Nash Namir

Итальянское ателье Giugiaro совместно с британской инжиниринговой компанией Frazer-Nash разработали гибридный суперкар Namir. С арабского имя Namir переводится как «тигр». И действительно, во внешности машины есть что-то от этой большой и быстрой «кошки». Силовая установка состоит из компактного роторного двигателя рабочим объемом 814 «кубиков» и четырех электромоторов-колес. Общая мощность установки – 270 кВт (367 л. с.). Экономичность и запас хода более чем достойные: 50-литрового бака и полностью заряженных литий-ионных батарей хватит на 2000 км пути. Максимальная скорость превышает 300 км/ч, а разгон до первой «сотни» занимает 3,5 с. На 100 км Namir потребляет всего 2,56 л. Выбросы CO2 не превышают 60 г/км.

Будущая заправка – розетка

Японские производители Nissan, Mitsubishi и Subaru видят развитие мирового экологически чистого автопрома в электромобилях. Они не делают акцента на «переходные» технологии гибридных силовых установок, а направили все силы на разработку новых батарей. Они должны быть дешевле, легче, иметь большую емкость и требовать меньше времени на зарядку.

Subaru Rle

Opel Ampera
К приверженцам электрического будущего примкнул и немецкий Opel, на стенде которого был представлен концепт Ampera. Правда, стоит отметить, что это не самостоятельная разработка, а уже давно знакомый американский электромобиль Chevrolet Volt в новом европейском «платье». Серийное будущее Opel Ampera уже предопределено. Концепт оснащен 111-киловаттным электромотором. На батареях он может преодолеть 60 км. Если же нужно увеличить запас хода до 500 км, то необходимо прибегать к помощи генератора, приводимого ДВС. Производство Ampera намечено на 2011 год.

Koenigsegg Quant
Концептуальный Koenigsegg Quant имеет четырехместный салон. Аккумуляторы FAES (Flow Accumulator Energy Storage), используемые в концепте, можно полностью зарядить всего за 20 минут, их энергии хватит на 500 км, а дополнительный заряд «бодрости» Quant получит в солнечную погоду благодаря фотоэлектрическому покрытию кузова. И это еще не все – заднеприводный суперкар имеет также систему рекуперации энергии при торможении со всех четырех колес. Электрический – не значит медленный. Мощность силовой установки 1780-килограммового концепта составляет 512 л. с., а максимальный крутящий момент достигает 715 Нм. Максимальная скорость – 275 км/ч, а на разгон до первой «сотни» Quant требуется 5,2 с.

Четырехдверный концепт Magna Steyr Mila EV оснащен 67-сильным электромотором с блоком литиевых батарей. Выпуск батарей собственного производства намечен на будущий год.

Мнение

Гайю УесугиГенеральный менеджер по развитию компании Mitsubishi

Новая стратегия компании Mitsubishi будет заключаться в развитии нескольких приоритетных направлений. Во-первых, мы хотим сконцентрироваться на создании новых компактных экономичных моделей малого класса – таких, как Colt. Не менее перспективным для нас является развитие экологических технологий в области электромобилей на литий-ионных батареях. В качестве свежего примера мы привезли в Женеву наш новый концепт i-MIEV Sport Air и его серийного собрата i-MIEV, который уже продается в Японии, а в будущем году появится и в Западной Европе.

Mitsubishi i MiEV и i MiEV Sport Air concept

Концептуальный i MiEV Sport Air имеет несущий каркас кузова из двух видов алюминиевых сплавов – легкого и жесткого. Облицовка кузова изготовлена из полимерных материалов. 60-киловаттный (82 л. с.) электродвигатель, который питается от литий-ионных батарей, в этой машине расположен сзади в одном корпусе с главной передачей и дифференциалом. Если будущее концепта пока достаточно туманно, то i MiEV (на фото справа) в нынешнем году поступит в продажу в Японии, а в будущем его начнут продавать и в Западной Европе.

Rinspeed iCharge concept
Какой же Женевский автосалон без Фрэнка Риндеркнехта и его компании Rinspeed? В нынешнем году он презентовал электромобиль iCharge, оснащенный 150-киловаттным (204 л. с.) электромотором и литий-ионными батареями. Купе способно разгоняться до 220 км/ч, а трех заряженных батарей хватит на преодоление расстояния в 90 км.

Protoscar Lampo
Число электрических автомобилей, выступающих в категории спорткаров, пополняется с каждым новым автосалоном. Новичок среди них – полноприводный электромобиль под названием Lampo, созданный швейцарской компанией Protoscar. Блок литий-ионных батарей обеспечивает запас хода на 200 км. Стандартный цикл зарядки батарей от домашней розетки занимает 12 часов. Два электромотора (по одному на каждую ось) дают суммарную мощность 268 л. с. и крутящий момент 440 Нм.

Lightning GT
Представители британской компании Lightning car company привезли элегантное купе на электротяге. Среди интересных особенностей этого автомобиля – четыре электромотор-колеса мощностью 120 кВт (163 л. с.) каждое и титано-литиевые батареи, выполненные с использованием нанотехнологий.

Газ или воздух?

Переводить свои автомобили на газ, выбросы от которого гораздо меньше вредят окружающей среде, призывают владельцы газозаправочных станций. Причем это еще и выгодно экономически: литр «95-го» бензина в Швейцарии стоит 1,39 франка (9,5 грн.), а кубометр природного газа – всего 1,07 франка (7,3 грн.).

Если использование газа в качестве топлива ни у кого не вызывает удивления, то «детище» люксембургской фирмы MDI воспринимается как что-то необычное. В течение 15 лет коллектив под руководством Ги Негре разрабатывал конструкцию двигателя, работающего на сжатом воздухе. В этом году фирма представила готовые к серийному производству модели. По утверждению создателей, владельцу понадобится всего 0,5 евро на 100 км пути – именно столько стоит заправка «малыша» воздухом. Автомобиль оснащен 175-литровым баком, в который в течение 2 минут закачивается сжатый воздух под давлением 350 бар. Этот воздух подается в поршневой мотор, который через трансмиссию приводит в движение ведущие колеса. Внешне AirPod напоминает модель Isetta от BMW, причем машина вместо руля управляется джойстиком. Первые образцы «поступят на службу» компаний AirFrance и KLM, а также мэрии Ниццы в мае нынешнего года.

Один из наиболее доступных способов сэкономить – оснастить автомобиль газобаллонным оборудованием, ведь газ на 30% дешевле традиционных видов топлива.

«Детище» компании MDI из Люксембурга AirPod приводится в движение сжатым воздухом и вместо руля управляется джойстиком.

Сергей Иванов, Сергей Матусяк
Фото авторов и Евгения Егорова