X

Почему Норвегия стала лидером по продаже электромобилей

Многие слышали, что сейчас Норвегия лидирует по количеству электромобилей на душу населения. Но, знаете ли вы, в чем причина столь безудержной любви к авто на электротяге у граждан этой страны?

Сегодня, очутившись на дорогах Норвегии, вы удивитесь их тишине. Все дело в том, что электромобили Tesla, Nissan Leaf, BMW i3, VW e-Golf и Kia Soul, которых в Норвегии огромное множество, практически бесшумны.

Вообще же, то, сколько в Норвегии авто на электротяге, поражает любого туриста, посетившего эту небольшую скандинавскую страну. Недаром она сегодня входит в список тройки лидеров по количеству электромобилей на душу населения.

Но, в чем же секрет столь большой популярности у норвежцев «зеленых» автомобилей? И почему они, жители территории с довольно суровым климатом, не обращают существенное внимание на падение емкости батареи в условиях низких температур?

Конечно, увлеченность норвежцев электромобилями можно было бы объяснить их ярым стремлением защиты собственной экологии, о чем постоянно официально твердит правительство Норвегии.

Но, в реальности восторженное отношение норвежцев к авто на электротяге объясняется вовсе не заботой об экологии, а совершенно приземленной мотивацией – материальной выгодой.

Читайте також:
Какие электромобили предпочитают американцы

Как норвежцев заинтересовывают покупать электромобили

На самом деле, правительство Норвегии придумало множество способов заинтересовать своих граждан покупать электромобили.

Во-первых, приобретение такого транспорта частично финансируется государством. Происходит это посредством возмещения гражданину части стоимости купленного авто. Таким образом, приобретение электрокара зачастую обходится покупателю в те же, а то и меньшие деньги, чем дизельная или бензиновая машина.

Во-вторых, владельцы авто на электротяге полностью освобождаются от ежегодной уплаты транспортного сбора и дорожного налога, которые в Норвегии обходятся в немалые деньги – около $1600.

Ну, а, в-третьих, они получают множество иных полезных «плюшек» в виде уплаты только половины цены на паромные переправы, бесплатную парковку и даже возможность использования для движения дорожных полос общественного транспорта.

Как видите, быть владельцем электромобиля в Норвегии просто выгодно. Видимо, именно потому эта страна является третьим по величине рынком продаж электромобилей в мире после США и Китая. И это с населением всего-то 5,35 млн. человек.

Читайте також:
Электромобили оказывают благотворное действие на психику человека

Какова цена электромобиля в Норвегии

В Норвегии на сегодняшний день купить дизельное или бензиновое авто может далеко не каждый, ведь стоимость такого транспорта очень велика. Импорт автомобилей, работающих на ископаемом топливе, в Норвегии «обложен» высокими ставками налогов, в том числе 25% НДС.

В связи с этим, к примеру, цены на Honda CR-V здесь стартуют с 487 000 крон, что в пересчете составляет $61400. Это существенно дороже, чем даже в Украине, где стоимость новых автомобилей сложно назвать низкой.

Таким способом, правительству Норвегии удается добиваться нужных им рыночных цен – изначально недешевые в производстве электромобили здесь продаются дешевле, чем бензиновые и дизельные авто.

До введения в Норвегии налоговых льгот на электрокары, например, при сравнении электрического VW e-Golf стоимостью $37800 с его бензиновым 1,2-литровым собратом ценой $26550, первый серьезно проигрывал второму. Но, после старта государственной программы поддержки электротранспорта цифры стали выглядеть совсем иначе.

Читайте також:
Когда подешевеют электромобили и почему

Цена на бензиновую версию Гольфа, «отягощенная» высокой пошлиной и 25% НДС поднялась до $40960, что сделало ее дороже электрической на $3160. И здесь для покупателя выбор стал очевиден.

В результате, сегодня в Норвегии бензиновые и дизельные автомобили являются самыми дорогими в Европе. 

Читайте також:
Почему в ближайшие 5-7 лет весь мир перейдет на электромобили

Стоимость эксплуатации электромобиля в Норвегии

Но, как известно, купить автомобиль – это «полбеды», важно, во сколько обходится его эксплуатация. И в данный вопрос правительство Норвегии также активно вмешивается.

Путем мудрого государственного стимулирования работы энергетических компаний, ему удалось добиться существенного снижения рыночной цены на электроэнергию. Таким образом, зарядка электрокара обходиться гораздо дешевле, чем заправка ископаемым топливом. И это при том, что, как известно, Норвегия находится на 13-м месте в мире по объемам добычи нефти.

В итоге, зарядка электрокара в Норвегии в среднем в год стоит владельцу «зеленого» авто примерно $355, тогда как заправка бензином выливается в $1720.

Вот и считайте, что, к примеру, эксплуатация электрокара e-Golf, при учете более дешевой заправки и освобождения от уплаты дорожных налогов, обходится норвежцу минимум на $3000 дешевле, чем эксплуатация его бензинового аналога.

Похожая ситуация наблюдается практически во всех классах автомобилей, за исключением бензиновых мини-авто, на которых налоги в Норвегии очень маленькие.

Сейчас это единственная страна в мире, где эксплуатировать электромобиль в разы дешевле, чем авто с ДВС.

Читайте також:
Уганда начинает выпускать электромобили

До идеала еще далеко

Увы, несмотря на энтузиазм норвежцев полностью перевести свой транспорт на электротягу к 2025 году, цели этой достигнуть им вряд ли удастся.

Во-первых, не взирая на то, что Норвегия очень небольшая, но богатая страна, налоговые льготы электромобилям обходятся бюджету весьма недешево. Многие предрекают, что, вероятно, в обозримом будущем их отменят.

А, во-вторых, ее граждане, которые вынуждены по работе или из-за хобби передвигаться на длинные расстояния, до сих пор предпочитают владеть большими дизельными внедорожниками. Чаще всего в обычной норвежской семье есть минимум два автомобиля: электрокар и дизель. «Зеленый» автомобиль используют для передвижения по населенным пунктам, а дизельный – для длительных поездок. И по примерным подсчетам, так сейчас поступает порядка 70% граждан Норвегии. Вряд ли до 2025 года эта ситуация кардинально изменится.