AUDI: Сердца четырех
Проблема выбора, в частности
какую из иномарок выбрать, пришла к нам вместе с рыночной экономикой.
Решается она чаще всего на основе старых привычек и сложившихся пристрастий.
Подобно Швейцарии, безраздельно господствующей в «царстве часов и шоколада»,
Германия лидирует на европейском рынке автомобилей. И совсем неудивительно,
что сегодня многие из наших сограждан отдают предпочтение автомобильной
продукции именно этой страны.
Люди, ездившие в свое время на заднеприводных «Волгах», предпочитают
классическую компоновку Opel и Ford, либо, при наличии финансовой возможности,
покупают более дорогие Mercedes или BMW.
Те же, кому по вкусу солидные немецкие машины с передним приводом единогласно
отдают предпочтение продукции Audi. Впрочем, выпускаются и полноприводные
Audi, в название которых добавляется слово «Quattro».
Если вы ездите на Audi и уже успели убедиться в том, что она стоит заплаченных
за нее денег, то жизнеописание этой марки безусловно вам будет интересно.
А в случае, если частенько посматриваете на удаляющуюся четырехкольцевую
эмблему на багажнике обогнавшей вас машины, прочтенный материал поможет
вам понять, где вы просчитались.
Начинать рассказ о фирме Audi стоит с самого названия – что оно означает
и почему именно Audi. «Предком» ее была не одна, а сразу несколько компаний.
Но обо всем по порядку.
Началась история Audi в конце минувшего столетия, когда молодой и одаренный
немецкий инженер Август Хорьх поступил на работу на предприятие Карла
Бенца. Проработав там не так уж долго – три года, которые пролетели в
непрестанной учебе и постижении азов автомобилестроения, Август решил,
что ему и самому по силам заняться автомобилестроением.
Началом карьеры автопроизводителя Августа Хорьха стал автомобилестроительный
завод в Кельне. И как было его назвать, как не именем основателя и хозяина
– «Horch».
Молодая компания за считанные годы завоевала сильные позиции на автомобильном
рынке. Этому всячески способствовали крупные успехи новых моделей в автоспорте,
обусловленные применением ряда прогрессивных технических решений, которые,
после испытания их эффективности на гоночных машинах, получали «путевку
в жизнь» в серийном исполнении.
Как и большинство поднимающих новое дело на ноги, Август Хорьх уделял
больше внимания технической стороне, нежели собственному положению в компании.
Как результат этого – упущенный контроль за управлением фирмой. После
десяти лет работы на созданном им же заводе Хорьх уходит.
Не мог талант этого человека пропадать впустую – Хорьх создал новую компанию.
Называлась она, конечно, уже не «Horch».
Дело в том, что права на название «Horch» принадлежали новым владельцам
компании и судебным решением было запрещено использовать «Horch» как название
вновь созданной компании. Такие условия поставили Августа Хорьха в положение,
при котором без хитрости было не обойтись.
Несмотря на то, что с раннего детства нас всех учили, что хитрая лиса
– плохой персонаж, немного подрастая каждый понимал, что хорошим и нехитрым
в этой жизни приходится очень и очень непросто. Вот и «товарищ» Хорьх
решил так же. Свою новую фирму он назвал Audi. На первый взгляд ничего
общего с Horch, но на самом деле эти два слова в переводе (Horch – с немецкого,
Audi – с латыни) означают одно и то же – послушай. Так что можно считать,
что название не изменилось, а лишь стало благозвучнее, сохранив прежнее
содержание. А это главное.
После того, как долгие трудности организационного характера остались
позади, завод приступил к производству машин. Первая модель появилась
в 1910-м году и носила незатейливое название Audi В. Автомобиль получился
очень удачным и быстро завоевал себе место под солнцем на рынке прогулочных
и спортивных машин. Успеху модели опять-таки способствовала победа Августа
Хорьха в автогонках, проводимых в Альпах. Уникальный случай в истории
автогонок – экипаж этой модели не заработал за все время гонок ни одного
штрафного очка! Машина, оснащенная двигателем объемом 2600 см3, за победу
в этих гонках получила второе название -Alpensieger (Победитель в Альпах).
Уже через год появилась новая вариация этой машины с более мощным двигателем.
Объем нового силового агрегата составлял 3500 см3, а мощность достигла
умопомрачительного, естественно, по тем временам, показателя – 35 л.с.
Путем несложных подсчетов можно получить коэффициент 1 л.с. со 100 см3.
Сейчас это выглядит смешно, как, наверное, будет выглядеть современный
бортовой компьютер автомобиля через 50 лет. Но это еще не все – скорость
этого монстра составляла ни много ни мало – 43 мили в час (70 км/час).
Но все же судьба оказалась неравнодушной к Audi и, чтобы не давать скучать
светлым умам в руководстве, подкинула проблемку выживания в условиях экономического
кризиса конца 20-х – начала 30-х годов. Оказавшаяся практически на пороге
банкротства компания выход нашла в объединении, а точнее – присоединении
к более крупной и состоятельной компании DKW. Случилось это событие в
1928-м году. Руководителем всего этого «сплава» стал Йорген Скафте Расмуссен,
правящий прежде только своим DKW.
Немного информации о компании DKW. Автомобильный завод DKW свою первую
машину выпустил в 1919-м году (!) То есть находился в авангарде мирового
автомобилестроения. Автомобили DKW занимали нишу дешевых и экономичных
транспортных средств. Они оснащались сначала двух-, а позже четырехцилиндровыми
двигателями небольшого объема (до 1000 см3). Судьба этой марки попала
сначала в руки Daimler-Benz, a позже -• Volkswagen, который, перекупив
ее, и вовсе закрывает производство на заводах DKW. Случилось это в 1966-м
году. Но это было потом, а пока DKW – сильная компания, величаво принявшая
под свою протекцию Audi.
После присоединения Audi дальнейшие несколько лет в судьбе компании можно
охарактеризовать как объединительный синдром с укрупнительными наклонностями.
Не прошло и четырех лет, как хлебнувшая несладкой жизни гордая марка
Horch решила примкнуть к стройным рядам DKW. В то же время к этому объединению
присоединилась и автомобильная фирма Wanderer. В результате такой интеграции
образовалась новая компания, получившая наименование Auto Union. Этот
автомобильный союз начал производство переднеприводных машин. Так как
каждая из вступивших в объединение компаний преуспела в определенном направлении
автомобильных технологий, то и обязанности в Auto Union были распределены.
Wanderer, к примеру, взял на себя обязательство обеспечивать производство
двигателями.
Одной из первых машин, произведенных этим объединением, стала Audi Туре
225 Front. Эта модель имела два варианта кузова – седан и кабрио. 225-я
оснащалась рядным шестицилиндровым двигателем с незаурядным для того времени
решением – распредвалом, расположенным под головкой цилиндров. Его максимальная
скорость – 65 миль в час (105 км/час) не вызывала сомнений в спортивных
корнях технологий.
С наступлением войны фирма Auto Union, как, собственно, и все остальные,
вынуждена была перестроить свои производственные мощности под военные
нужды страны. Завершение военных действий не принесло ей ничего хорошего.
Все входящие в состав Auto Union компании были национализированы и впоследствии
реорганизованы в структурные подразделения Объединения народных предприятий
по выпуску автомобилей.
Благодаря привлечению большинства акций фирмы Mercedes-Benz компания
Auto Union была реформирована и возрождена,
Ну а где же название Audi? – спросите вы. Дело в том, что оно стало применяться
вновь только в 1965-м году. Возрождение из пепла этого славного имени
произошло вследствие перехода под покровительство VW. Эта процветающая
компания помогла подняться Audi «на ноги», вложив в обновление производства
определенную сумму марок, причем совсем не почтовых. Уже вскоре после
этого появился новый переднеприводный автомобиль, а в 1968-м – Audi возвращается
на рынок с широкой гаммой новых моделей. Рейтинг компании быстро растет
и позиции крепчают с каждым днем.
VW в 1964-м приобрел компанию Neckarsulmer Automobilwerke, более известную
как NSU, хотя это название вряд ли что-то скажет читателю, не посвященному
в автоисторию. Но чтобы иметь хотя бы представление о роде выпускаемых
этим автозаводом машин, приведем яркий пример его продукции. Наш ЗАЗ 968
как две капли воды похож на немецкий NSU конца 60-х. Если быть точным,
то его немецкий прототип все же отличался, как внешне так и технически,
но отличия были не столь уж существенны. Проще говоря – на заводах NSU
занимались выпуском маленьких дешевеньких машинок. После очередного слияния
образовавшаяся компания получила название Audi NSU Union. Это был последний
этап объединения. Наконец ситуация на рынке стабилизировалась, а у компании
появилась возможность серьезно заняться созданием автомобилей, достойных
имени Audi.
Принципиально новая модель Audi 100, представленная рынку в 1968-м году,
стала самой удачной из обновленной производственной программы компании.
Со временем 100-я модель переросла в легенду автомобилестроения Германии.
Ее вариант Quattro (с приводом на все колеса) – был первой ласточкой зарождающегося,
а на сегодняшний день достаточно большого и при этом динамично развивающегося
сектора рынка полноприводных легковых автомобилей.
Все время изменяясь, компания меняла и свое название. И вот наконец,
немного сформировавшись и получив возможность нормально развиваться, в
1985 году снова вернулись к названию, наиболее приближенному к первоначальному
Audi – Audi AG.
На сегодняшний день компания Audi продолжает придерживаться принципов,
заложенных еще Августом Хорьхом в начале столетия – постоянный поиск и
внедрение новых технологий. Среди общеизвестных технических новшеств этой
фирмы – пятицилиндровый двигатель, пять клапанов на каждый цилиндр, широкое
применение алюминия и его сплавов при постройке кузовов автомобилей. Благодаря
такой интенсивной исследовательской деятельности и, зачастую, очень нетрадиционным
и смелым дизайнерским решениям у Audi появляются все новые и новые покупатели.
С 1994 года в течение двух лет был полностью изменен весь модельный ряд
автомобилей Audi. Нынешний ряд моделей (A3, А4, А6, А8) существенно отличается
от предыдущего (80, 100, V8), и это лишь подтверждает вышесказанное.
P.S.: Audi работает над созданием собственного музея.
Это событие должно произойти в 2000-м году. На постройку музея площадью
4000 квадратных метров в Ингольштадте выделено 30 миллионов немецких марок.
«Этот музей должен связать прошлое и будущее компании» – сказал нынешний
глава Audi – Франц Йозеф Пайфен. Что ж, прошлое нам известно, а будущее
– увидим.