X

Бернард Чарльз Экклстоун: Просто Берни

Одни называют его Ringmaster, что можно перевести и как «хозяин», и как «властелин кольца». Другие – «Мистер Э». На парковке же паддока «Формулы-1» место, где обычно красуется его лимузин, обозначено лаконичной табличкой «Берни».

Одни называют его Ringmaster, что можно перевести и как «хозяин», и как «властелин кольца». Другие – «Мистер Э». На парковке же паддока «Формулы-1» место, где обычно красуется его лимузин, обозначено лаконичной табличкой «Берни».

Одни называют его Ringmaster, что можно перевести и как «хозяин», и как «властелин кольца». Другие – «Мистер Э». На парковке же паддока «Формулы-1» место, где обычно красуется его лимузин, обозначено лаконичной табличкой «Берни».

Он необычайно прост и невероятно богат. Он является классическим примером self-made man – человека, который сделал себя сам. Его карьеру постоянно сопровождает рой слухов и сплетен, возникающих на пустом месте. Его адреса и телефоны не значатся в справочниках. Его достижения просто невероятны – он владеет целым миром. Миром под названием «Формула-1»…

Он вышел родом…

Бернард Чарльз Экклстоун (Bernard Charles Ecclestone) родился 28 октября 1930 года в захолустном английском городке Сент-Питерс. Когда ему исполнилось девять, семья перебралась в Лондон, где Берни и получил образование – сначала обычное, а затем и техническое по специальности «инженер-химик». Однако с самого раннего детства Экклстоуна интересовали исключительно автомобили и мотоциклы. На последних он гонял примерно лет до пятнадцати, но после нескольких аварий решил, что четыре колеса как-то надежнее.

 Так говорит Берни

«…«Формула-1» похожа на огромную арену, где проводятся рок-концерты. Из года в год появляются и исчезают команды, точно так же, как приходят и уходят поп-звезды. Элвис умер, но шоу продолжается. Когда не станет меня, будет то же самое – «Формула-1» останется неизменной…»

Даже под страхом смерти ни один биограф не рискнет назвать Экклстоуна выдающимся гонщиком; впрочем, неких успехов он все же добился. Так, 13 мая 1950 года на автомобиле Cooper 500 он участвовал в гонке «Формулы-3», которая предшествовала самой первой, инаугурационной гонке «Формулы-1» (кстати, одним из его соперников был легендарный Стирлинг Мосс). Таким образом, можно утверждать, что Берни находится в «Формуле-1» со дня ее основания.

Чтобы закончить тему карьеры Экклстоуна-гонщика, упомянем еще один любопытный эпизод. Уже будучи владельцем команды Connaught, на Гран-при Монако 1958 года Берни понял, что оба его гонщика недостаточно быстры, чтобы пройти квалификацию. Тогда разъяренный босс сам вскочил в седло… то есть, конечно же, сел за руль одного из болидов с намерением «показать этим неудачникам». Правда, из этого благородного начинания ничего не вышло – машина была откровенно слабой, и на старт гонки Экклстоун, как и его пилоты, не попал. Аналогичный эпизод (и с тем же успехом) произошел чуть позже в Сильверстоуне – с тех пор Берни не пытался участвовать в гонках лично…

Триумфы и трагедии

Зато его карьера бизнесмена напоминала стремительно взлетающий «Конкорд». Еще с ранних лет Берни отличался деловой хваткой – говорят, он мог, например, пораньше приехать в школу, скупить в буфете все сладости, а потом с выгодой продать их одноклассникам. Сладости сменились часами и ручками; им на смену пришли любимые «двухколесные друзья». К 21 году Экклстоун владел собственным салоном по продаже подержанных мотоциклов в восточном Лондоне – кстати, одним из его первых клиентов был легендарный гонщик Джон Сертис. Возможно, именно он натолкнул Экклстоуна на мысль вложить деньги, помимо мотоциклов, автомобилей и недвижимости, в «Формулу-1»…

 Так говорит Берни

«….Я работаю в таком бизнесе, где нельзя пускаться в долгие объяснения. В «Формуле-1» ты либо быстр, либо мертв».

К 1957 году идея обрела реальные очертания. Экклстоун скупил имущество уже упомянутой команды Connaught и вошел в мир «Ф-1» в качестве бизнесмена. Однако первый блин оказался известно какой формы – болиды Connaught не могли составить конкуренцию не то что лидерам, а даже середнякам. В довершение несчастий 25 октября 1958 года после аварии на Гран-при Марокко скончался один из гонщиков Экклстоуна и его близкий друг Стюарт Льюис-Эванс. Эта трагедия заставила Берни уйти из «Формулы-1» и вернуться к привычному бизнесу.

Впрочем, долго обходиться без автоспорта Экклстоун не смог. В середине шестидесятых он возвращается в «Ф-1» в качестве менеджера австрийского гонщика Йохена Риндта. И надо же такому случиться, 5 сентября 1970 года, досрочно завоевав чемпионский титул, погибает и Риндт! Словно злой рок навис над Берни – однако и этот удар судьбы не стал для него нокаутом. Мужественно пережив случившееся, Экклстоун за 200 тысяч фунтов покупает гоночную команду Brabham.

 Так говорит Берни

«…Не в моем характере любезничать с людьми, чтобы с помощью этого чего-то от них добиться. Меня не интересует, что думают обо мне другие, и у меня достаточно денег, чтобы не быть коррумпированным…»

Через тернии к звездам

Именно с этого момента начался стремительный взлет Экклстоуна к тому невероятно высокому положению в обществе, которое он занимает сейчас. Под его руководством команда Brabham одержала 22 победы и завоевала два чемпионских титула (Нельсон Пике в 1981 и 1983 годах). Естественно, в этом немалая заслуга и гонщиков, и главного конструктора команды Гордона Мюррея – однако кто, как не Берни, разглядел их таланты и предложил сотрудничество? Тем не менее к концу 80-х Экклстоун принял решение продать команду (кстати, без Берни она смогла просуществовать лишь 4 года и, благополучно обанкротившись, покинула «Ф-1») – ведь его ждали поистине великие дела.

Еще в 1971 году, купив Brabham, Экклстоун автоматически приобрел и членство в Ассоциации Конструкторов «Формулы-1» (FOCA). Уже спустя год он по сути возглавил эту организацию, хотя номинально стал всего лишь ее секретарем. Шесть лет спустя, в 1978-м, Берни официально занял пост президента FOCA, сумев с тех пор превратить ее из посредника между хозяевами команд и организаторами гонок в мощную структуру, установившую тотальный контроль над всеми доходами «Формулы-1». На этом пути ему пришлось выдержать и войну за власть с Международной федерацией автоспорта FISA, и битву с владельцами команд, закончившуюся подписанием «Договора Согласия» (намек на площадь Согласия в Париже, где в основном и проходили переговоры). Назвать этот путь легким язык не повернется. К чему же он привел?

 Так говорит Берни

«…Если я приду к вам в гости и увижу криво висящую картину, я ее поправлю. Все, что я делаю, я делаю тщательно и честно. Если я заключаю сделку, вовсе не обязательно фиксировать ее на бумаге – я не откажусь от своих обязательств».

Кто Вы, «Мистер Э»?

На сегодняшний день Берни Экклстоун остается президентом FOCA, а также одним из богатейших людей Великобритании. Его состояние в 2001 году оценивалось в 4 миллиарда фунтов, что автоматически ставило его на третье место в списке самых состоятельных людей страны. Впрочем, юридически это несметное богатство принадлежит не Берни, а его красавице-жене, хорватской супермодели Славике, с которой Берни познакомился в 1981 году (с тех пор они живут в любви и согласии, вырастив двоих дочерей, Тамару и Петру). Собственно говоря, семейный трастовый фонд Экклстоунов так и называется SLEC, что означает SLavica ECclestone.

При всем этом Берни остается простым в общении и жестким в бизнесе человеком со своеобразным чувством юмора. «Меня похоронят в автобусе, в котором я веду дела в дни Гран-при, – как-то сказал он. – Выроют прямо в паддоке яму такой величины, чтобы туда поместились и я, и весь автобус…» Исчерпывающий автопортрет, вы не находите?

 Из жизни Экклстоуна
Еще будучи владельцем Brabham, Берни однажды увидел, как один из его механиков в расстроенных чувствах треснул ключом по неисправному узлу болида. В ответ Экклстоун что есть силы врезал по личной машине этого механика, сказав: «Ты сломал мое имущество – я испорчу твое!».
Однажды на Гран-при Испании Экклстоун общался с журналистами, когда у него зазвонил мобильный телефон. «Алло! Нет… сейчас не могу… перезвоните минут через двадцать». На вопрос, кто это был, Берни ответил: «Карлос. Король Хуан-Карлос. Ничего страшного, он перезвонит – вы для меня сейчас важнее…».
Как-то раз, гуляя с важными гостями по пит-лейн перед Гран-при Австралии, Берни заметил, что бетонные площадки перед боксами слишком влажные от дождя. Он тут же распорядился доставить несколько рулонов водопоглощающей ленты, «…да не серой или черной, а разных цветов, согласно окраске болидов каждой команды». Каково же было изумление гостей, когда миллиардер Экклстоун у них на глазах, встав на одно колено, принялся резать эту ленту и показывать рабочим, как правильно ее расположить!

Владимир Некрасов
Фото GaleForce, AFP