X

Bristol Blenheim: Тридцать лет на конвейере и не «Жигули»

Это один из самых роскошных европейских luxury car. Бестселлер британской Bristol Cars Ltd – двухдверный седан 1975 модельного года, конструкция шасси которого уходит корнями в 30-е, двигателя и КПП – в 60-е, а внешность не менялась с 1983 года.

Это один из самых роскошных европейских luxury car. Бестселлер британской Bristol Cars Ltd – двухдверный седан 1975 модельного года, конструкция шасси которого уходит корнями в 30-е, двигателя и КПП – в 60-е, а внешность не менялась с 1983 года.

Это один из самых роскошных европейских luxury car. Бестселлер британской Bristol Cars Ltd – двухдверный седан 1975 модельного года, конструкция шасси которого уходит корнями в 30-е, двигателя и КПП – в 60-е, а внешность не менялась с 1983 года.

При этом подданные Ее Величества вовсе не считают Bristol Blenheim последним живым динозавром. В патриархальной Великобритании как нигде ценят верность традициям и однажды найденным решениям. Наверное, именно поэтому британский автопром постепенно уходит в прошлое.

Bristol Aeroplane Co, основанная в 1910 году в одноименном городе, сделала себе имя на штурмовиках, бомбардировщиках и прочем летающем милитаризме. В марте 1945 года фирма отпраздновала выпуск 14-тысячного самолета, прекрасно отдавая себе отчет, что скоро останется без работы. Специальная «конверсионная» комиссия, созданная при правительстве Уинстона Черчилля, предложила одному из крупнейших поставщиков «оборонки» заняться автомобилями, гарантируя государственный займ и налоговые послабления. Но первый блин оказался даже не комом: из-за конструкторских просчетов прототип в буквальном смысле слова развалился. Однако военные умеют хранить свои тайны – ни фотографий, ни характеристик, ни воспоминаний о той машине так никто и не опубликовал. Известно лишь, что первенец был родстером классической компоновки с несущим кузовом и что авария произошла в начале лета 1945 года.

Наследие BMW

Чуть позже через ту же комиссию самолетостроители получили всю доставшуюся Соединенному Королевству в качестве репараций техдокументацию с автозаводов BMW, включая чертежи и сохранившиеся образцы серийных, спортивных и перспективных моделей. Нужно ли говорить, что попытка № 2 не имела права на провал? Поэтому Bristol 400 был построен по принципу «лучшее – враг хорошего»: мотор BMW 328 (R6, 1971 см куб., 80 л. с.), ходовая BMW 326 и кузов тудор* BMW 327. И хотя эксплуатационные характеристики 400-го не были откровением даже в то время, благодаря жестким производственно-сборочным стандартам оборонного предприятия, высококачественным материалам и комплектующим плюс современнейшему оборудованию седан тут же попал в число элитных автомобилей.

Экспресс делового человека

Появившаяся в 1948-м модель 401 закрепила за Bristol репутацию производителя высокотехнологичных автомобилей. Дело в том, что шасси и кузов 401-й проектировали сами авиаконструкторы. В их работе качество всегда было вопросом жизни и смерти, поэтому никто не шел на компромиссы ради сокращения затрат. Сам кузов был построен по авиационной технологии Superleggera: легкосплавные панели крепились к каркасу трубками малого диаметра. 401-й, как и самолеты Bristol, продувался в аэродинамической трубе. Под капотом по сравнению с 400-м ничего принципиально не изменилось, однако новинка стала заметно резвее (165 км/ч против 150), поэтому британская пресса нарекла ее «экспрессом делового человека» – это определение Bristol использует до сих пор.

Эволюция и еще раз эволюция

Герой нашего рассказа – тудор Blenheim, названный в честь знаменитого штурмовика второй мировой, был прямым наследником седана 401. В разные годы он назывался 603 Saloon (1975 г.), Brittania (1981 г.) и Brigand (1983 г.). Но кардинальные отличия между этими моделями заключались только в названиях да, в меньшей степени, в дизайне двухдверного кузова. Шасси ведет cвою родословную еще от BMW 326. А двигатель (5,9-литровый V8 Hemi) и КПП (3-скоростной «автомат» с кнопочным управлением Torgue Flite) с 1961 года исправно поставляет канадское отделение Chrysler. И также без особых изменений. Применение заокеанских комплектующих, несмотря на подчеркнутое недовольство британского истеблишмента, очень помогло Bristol снизить издержки. Во-первых, содержание собственного производства «оттягивало» значительную долю небольшого оборота. Во-вторых, к тому времени собственные моторы устарели и уже явно не справлялись со своими обязанностями: 85 – 100 сил для «экспресса» было недостаточно. Канадские же V8 были сверхмощными и сравнительно доступными. По поводу лошадиных сил и ньютонометров Bristol, как и Rolls-Royce, никогда не распространялся, но задекларированного Chrysler табуна в 250 «голов» хватало за глаза – с ним пятиметровые двухтонные «дредноуты» развивали 193 км/ч. А когда в 1980-м британцы вслед за BMW, Porsche и Saab решились на применение турбонаддува, «максималка» подскочила до 225 км/ч. Не всякий Ferrari мог похвастаться таким приданым, не говоря уже о прямых конкурентах – Bentley и Jaguar!

Секрет ее молодости

Справедливости ради нужно сказать, что установка американских агрегатов была едва ли не последней серьезной модернизацией в карьере Blenheim. Следующие 30 лет прошли без особых изменений.

Так ради чего две сотни толстосумов ежегодно расстаются с 140 – 200 тысячами фунтов, предварительно отстояв 10-месячную очередь? Ради, мягко говоря, старомодного дизайна, который не выглядел современным и на заре своей молодости? Ради двухдверного кузова, где сзади с комфортом разместятся двое взрослых мужчин, но которые из-за гигантских передних сидений вряд ли туда пролезут? Ради архаичной ходовой, напоминающей о временах расцвета Британской Индии? У Blenheim все та же рамная конструкция, стальной трубчатый каркас и алюминиевые кузовные панели. Задняя зависимая (!) подвеска на торсионах, передняя – независимая на пружинах.

В салоне наступление XXI века угадывается разве что по CD-ресиверу. В остальном все, как и 30 лет назад: россыпь «волговских» циферблатов, «торпедо» из корня ореха, кожа Connolly, шерстяные коврики Wilton – все это больше напоминает интерьер частного самолета или яхты.

Самые большие изменения последних лет – под капотом: в 1997-м мотор получил электронные системы самодиагностики и распределенного впрыска топлива. И возможность работать на… сжиженном газе. Только непонятно, зачем? Чтобы владелец, выложив круглую сумму, экономил затем на дешевом газе? Видимо, умом Bristol, всегда разрабатывавший свои модели вне веяний автомоды, не понять. Как не понять поклонников марки, для которых главными достоинствами были и остаются не ТТХ или соотношение цена/качество, а «классический» дизайн, ручная сборка, бесшумная работа и стопроцентное британское подданство – на сегодня Bristol является единственным независимым в Соединенном Королевстве производителем автомобилей люкс-класса.

 Bristol Blenheim 3G
Общие данные
Тип кузоваседан с несущей диагональной стальной рамой
Число дверей/мест2/4
Габариты Д/Ш/В, мм4870/1765/1441
База, мм2890
Колея передн./задн., мм1416/1435
Диаметр разворота, м11,9
Масса полная, кг1728
Объем бака, л82
Двигатель
Типбенз. с распр. впр.
Расп. и к-во цил./кл. на цил.V8/4
Объем, см куб.5900
Мощн. кВт (л.с.)/об/мин287(390)/6000*
Трансмиссия
Тип приводазадний
КППавтомат. 4-ст.
Ходовая часть
Тормоза передн./задн.4-порш. диск., вент./2-порш. диск., вент.
Подвеска передн./задн.пружин./торсион.
Усилитель рулягидро
Шины225/60 R16
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/ч250*
Разгон 0 – 100 км/ч, с6,4
Цена базовой версии139825 фунтов
*Официально не сообщаются

Сергей Суховский
Фото Bristol