X

ГАЗ-13 «Чайка»: хроника полета

В 1957 году после публичной критики Молотова, Кагановича и ряда других партийных работников из названия «Горьковский автомобильный завод имени Молотова» последние два слова удалили. Именно в это время горьковские автостроители в экспериментальном цехе готовили очередной подарок партии к предстоящему съезду – первый опытный образец нового автомобиля высшего класса ГАЗ-13.

В 1957 году после публичной критики Молотова, Кагановича и ряда других партийных работников из названия «Горьковский автомобильный завод имени Молотова» последние два слова удалили. Именно в это время горьковские автостроители в экспериментальном цехе готовили очередной подарок партии к предстоящему съезду – первый опытный образец нового автомобиля высшего класса ГАЗ-13.

В 1957 году после публичной критики Молотова, Кагановича и ряда других партийных работников из названия «Горьковский автомобильный завод имени Молотова» последние два слова удалили. Именно в это время горьковские автостроители в экспериментальном цехе готовили очередной подарок партии к предстоящему съезду – первый опытный образец нового автомобиля высшего класса ГАЗ-13.

Большой семиместный седан должен был сменить на конвейере устаревший как внешне, так и технически ГАЗ-12 «ЗИМ» и стать новым флагманом марки. Внешний вид новинки был разработан с оглядкой на американский стиль, понравившийся советскому политбомонду. Кстати, дизайн и конструкция опытной «Чайки» были отмечены в 1958 году Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе.

Мелкосерийное производство машины было начато 16 января 1959 года. И когда встал вопрос о том, как назвать новую машину, остановились на имени «Чайка». «Горьковчане – жители города, стоящего на Волге, часто любуются красивым, стремительным полетом чаек над гладью великой реки», – пояснял зарубежным потребителям каталог «Автоэкспорт».

Создание такого автомобиля стало значительным шагом вперед в советском автомобилестроении. V-образная «восьмерка» с алюминиевым блоком цилиндров объемом 5,5 литра развивала мощность 195 л. с. Рабочую смесь готовил четырехкамерный карбюратор. Даже полностью нагруженный автомобиль легко разгонялся до 160 км/ч.

Заводские конструкторы использовали совершенно новые агрегаты – автоматическую коробку передач, гидроусилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов. Несущим элементом «Чайки» являлась Х-образная рама без боковых лонжеронов. На ней через резиновые подушки в шестнадцати точках крепился кузов. Ходовая часть имела независимую пружинную подвеску спереди и неразрезной мост на продольных полуэллиптических рессорах сзади.

Наряду с базовым седаном ограниченной партией выпускались лимузин ГАЗ-13А с внутренней перегородкой, кабриолет ГАЗ-13Б и медицинский универсал ГАЗ-13С, который собирали на заводе «РАФ». На базе последнего в единственном экземпляре был создан опытный образец катафалка.

«Чайки» красили исключительно в черный цвет: они предназначались только для служебного пользования в высших государственных учреждениях. Исключение составили ярко-красная машина начальника Главного управления пожарной охраны Москвы и белая «Чайка» Валентины Терешковой.

Приобрести «Чайку» в личное пользование было невозможно. Случаи, когда этот автомобиль попадал в частные руки, единичны. Счастливыми обладателями «Чайки», кроме первой женщины-космонавта, стали Фидель Кастро, Галина Уланова и Михаил Шолохов.

В 1963 году 13-ю «Чайку» попытались модернизировать – был изготовлен опытный образец со сдвоенными передними фарами, иными решеткой радиатора и бамперами, но дальше дело не пошло. С учетом новых веяний в американском дизайне, а также изменений в политическом руководстве страны на заводе в Горьком разработали новую «Чайку» – ГАЗ-14. В серию новинка пошла в 1977 году, однако ГАЗ-13 продолжали выпускать до 1981 года. Всего их было изготовлено 3179, включая 20 универсалов и 8 кабриолетов. Сегодня отреставрированный автомобиль стоит порядка 15 – 20 тысяч долларов.

 ГАЗ-13 «Чайка»
Общие данные
Тип кузоваседан
Дверей4
Мест7
Габариты Д/Ш/В, мм5600/2000/1620
База, мм3250
Колея передн./задн., мм1540/1530
Клиренс, мм180
Масса снаряж./полн., кг2100/2625
Объем бака, л80
Двигатель
Типбенз. карб.
Расп. и к-во цил./кл. на цил.V8/2
Объем, см куб.5520
Мощн., кВт(л. с.) при об/мин144 (195) 4200
Макс. кр. мом., Нм при об/мин402/2200
Трансмиссия
Тип приводазадний
КПП3-ст. автомат.
Ходовая часть
Тормоза передн./задн.барабан./барабан.
Подвеска передн./задн.незав./зависим.
Усилитель рулягидро
Шины8,20-15
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/ч160
Ср. расх., л/100 км14

Сергей Иванов
В съемках принимали участие: автомобиль ГАЗ-13 «Чайка», Ирина Беспрозванных, стилист Анастасия Яворская, фото Юрия Нестерова

Редакция благодарит киевский клуб «АвтоРетро» за помощь в организации съемки