X

Карьера менеджера

«Я сделал блестящую карьеру, и именно Америка предоставила мне эту возможность. Я воспользовался полученным шансом, но я вовсе не был вундеркиндом. У меня ушло на это 40 лет упорного труда.»

«Я сделал блестящую карьеру, и именно Америка предоставила мне эту возможность. Я воспользовался полученным шансом, но я вовсе не был вундеркиндом. У меня ушло на это 40 лет упорного труда.»

«Я сделал блестящую карьеру, и именно Америка предоставила мне эту возможность. Я воспользовался полученным шансом, но я вовсе не был вундеркиндом. У меня ушло на это 40 лет упорного труда.»

Лидо Энтони Якокка (Ledo Anthony Iacocca) родился 15 октября 1924 года в семье итальянских иммигрантов в городе Аллентаун, штат Пенсильвания. Инженерное образование получил в Принстонском университете. Еще до его окончания в 1946 году Якокку пригласили в Ford. Работая на различных заводах компании, благодаря своему трудо?любию и целеустремленности Ли постепенно продвигался по служебной лестнице.

«56 за 56»

К 1953 году Якокка достиг поста помощника управляющего отделением сбыта в Филадельфии. Продажи Ford в 1956 году были довольно вялыми, а Филадельфия вообще занимала последнее место. Необходимо было принимать радикальные меры. Якокка предложил интересную маркетинговую программу, которая называлась «56 за 56». Идея заключалась в том, что любой покупающий автомобиль Ford 1956 модельного года мог сразу оплатить лишь 20% стоимости машины, а затем на протяжении следующих лет выплачивать по 56 долларов ежемесячно. Подобная система кредитования позволила компании существенно увеличить объем реализаций, а Филадельфия по продажам переместилась с последнего на первое место. Идея была одобрена высшим руководством и стала составной частью общей маркетинговой программы концерна. Якокку перевели в Вашингтон руководителем отделения сбыта. В том же году он женился на Мэри Маклири. Но Энтони недолго оставался в Вашингтоне – начался стремительный взлет его карьеры.

Отец «Мустанга»

В ноябре 1960 года пост президента компании Ford занял Роберт Макнамара, а Якокка был назначен на его прежнюю должность – вице-президента и генерального управляющего отделением Ford. Еще в 1959 году на рынок вышла первая компактная модель Ford Falcon. Теперь перед компанией стояла непростая задача: создать автомобиль, который отвечал бы изменившимся запросам покупателей. Этим и занялся Якокка. Он собрал «под своим крылом» группу молодых людей из отделения Ford, маркетологов, производственников и рекламистов. Проведенные ими исследования позволили сделать выводы, что новому поколению нужна совершенно новая по концепции модель, иная, чем Falcon. Тем не менее, Якокка предложил не разрабатывать автомобиль с нуля, а взять узлы и агрегаты уже выпускаемых моделей, в том числе и Falcon, и ограничиться разработкой авангардного дизайна. В итоге вместо 300 – 400 млн. долларов потребовалось бы всего 75 млн. Так в 1964 году под руководством и во многом благодаря настойчивости Якокки был создан Ford Mustang – один из самых ярких автомобилей в американской истории. Интересно, что в первый год продаж он стоил всего 2368 долларов! Только за первых два года реализации Mustang принесли компании чистую прибыль в размере 1,1 млрд. долларов.

Первый после Форда

Умелое руководство и тщательное планирование привели Якокку 10 декабря 1970 года на пост президента второй по величине автомобилестроительной компании в мире, объем продаж которой достигал 14,9 млрд. долларов. И первое, что он сделал на новой должности, – создал программу сокращения себестоимости продукции под названием «4 по 50». Она ставила цель снизить операционные затраты на 50 млн. долларов в каждом из четырех направлений: нарушение графика, сложность конструкции, оптимизация дизайнерских работ и устаревшие методы хозяйствования. Успешное ведение дел новым президентом постепенно стало вызывать патологическую зависть у Генри Форда II, который, хоть и поддерживал многие начинания Якокки, со временем стал его бояться. К тому же Ли был в курсе многочисленных финансовых махинаций Форда. Все это, помноженное на независимый характер итальянца, привело к тому, что 13 июля 1978 года Ли Якокка был уволен.

Спасение Chrysler

Уйдя из Ford, безработным Якокка оставался недолго и всего через несколько месяцев, в ноябре 1978 года, принял предложение возглавить не менее известную американскую автомобильную компанию Chrysler. В конце 70?х она испытывала большие трудности. На момент прихода Якокки потери компании составляли 158,8 млн. долларов. Ему пришлось полностью перестраивать деятельность корпорации, чтобы она вновь заработала эффективно.

Попав в Chrysler, Якокка с удивлением обнаружил, что в корпорации 35(!) вице-президентов, но они работают, словно не зная о существовании друг друга. Полный хаос, царивший здесь из-за кадровых ошибок, вынудил Ли в течение трех лет уволить 33 из них.

Еще одна проблема, которая стала следствием первой, – плохие отношения с дилерами и наличие на складах компании множества непроданных машин. Одно время их количество достигло 100 тысяч, то есть запас готовой продукции стоил почти 600 миллионов долларов. Производство автомобилей не имело никакой связи с заказами покупателей на определенные модели и дополнительное оборудование или с заявками дилеров, отражающими конкретный спрос в рознице. Стало привычным делом распродавать машины в конце каждого месяца со скидками, что приводило к потере миллиардов долларов. Эту пагубную практику необходимо было изжить.

Ультимативное общение Якокки с дилерами привело-таки к тому, что компания избавилась от «сбытового запаса». Была создана новая система, при которой сбытовики работали с каждым из дилеров, вместе формировали заказ на ближайший месяц и разрабатывали прогноз потребностей на последующие два месяца. В результате корпорация получала четкие заявки от дилеров, которые и составляли основу графика производства машин.

У Chrysler была еще одна проблема, с которой Ли Якокка также успешно справился. Оказалось, вместо того, чтобы продавать машины прокатным фирмам Hertz и Avis, их сдавали в лизинг. И каждые шесть месяцев компания выкупала их, невольно превращаясь в агента по продаже подержанных машин. Дилеры не желали торговать этими автомобилями, поэтому приходилось сбывать их по дешевке на аукционах. За первый год пребывания в корпорации Якокка списал 88 миллионов долларов в виде убытков по подержанным машинам. Он избрал альтернативный вариант: продавать автомобили прокатным фирмам, даже если при этом прибыль оказывалась минимальной. Пусть у этих фирм болит голова, как впоследствии избавляться от таких машин. Меньше всего корпорация нуждалась в том, чтобы на ее шее висели 60 тысяч подержанных авто.

После решения этих и других проблем, вызванных ошибками менеджмента, Якокка стал формировать свою команду.

Государственный кредит

Компании катастрофически не хватало средств на преодоление последствий экономического кризиса, грянувшего в 1979 году. Якокка прибегнул к последнему средству – обратился за помощью к правительству. Вот где сработало его уникальное умение общаться – конгрессменов удалось убедить, и Chrysler получил кредит в размере 1,2 млрд. долларов, который необходимо было вернуть до 1990 года. Компании удалось погасить кредит уже в 1983 году!

Одним из эффективных шагов Якокки было то, что он установил себе зарплату в размере доллара в год. Таким образом он хотел убедить всех в том, что для спасения корпорации необходимо идти на определенные жертвы, и жертвовать придется каждому сотруднику.

Компактный, конкурентный…

Главная задача, стоявшая перед Якоккой и Chrysler, – выпуск новой модели, которая помогла бы вывести компанию из кризиса. Работы по созданию новой машины под заводским индексом «К» начались еще в 1977 году. Спустя три года на рынок вышли Dodge Aries и его «брат-близнец» Plymouth Reliant. В базовой версии Dodge Aries был оснащен 84-сильной 2,2-литровой «четверкой» и приводом на передние колеса. В качестве альтернативы предлагался 2,6-литровый 92-сильный мотор Mitsubishi. Dodge Aries выпускался с тремя кузовами – 2- и 4-дверный седан, а также 4-дверный универсал. Только за первый год был произведен 155781 экземпляр модели Aries. С появлением Dodge Aries/Plymouth Reliant компании Chrysler удалось получить прибыль и наладить выпуск других машин, таких как Dodge 600, Chrysler NewYorker и Chrysler LeBaron. Следующей удачей стало появление в производственной программе минивэнов Dodge Caravan и Chrysler Voyager. В 1984 году корпорация Chrysler во многом благодаря этим моделям смогла получить рекордную прибыль в 2,4 млрд. долларов.

За пределами автоиндустрии

Блестяще написанная «Автобиография» Ли Якокки (в русском переводе – «Карьера менеджера») разошлась в мире тиражом 6,5 млн. экземпляров. Весь гонорар автор передал Джослинскому диабетическому центру в Бостоне.

Еще в годы работы в Chrysler Якокка ежегодно получал около восьми тысяч приглашений выступить с лекциями. Сейчас он читает по 5 – 6 лекций в год и за получасовое выступление получает 50 – 60 тыс. долларов. На вопрос журналистов, почему он, более чем обеспеченный человек, продолжает зарабатывать деньги, Якокка ответил, что хочет накопить 20 – 30 миллионов и пожертвовать их на исследование проблем диабета, от которого в 1983 году скончалась его жена Мэри. Он уже пожертвовал около 15 млн. собственных сбережений Институту исследования конкуренции имени Якокки при университете, в котором учился. После ухода в отставку в 1992 году Ли попробовал в течение трех лет побыть пенсионером, но, как он потом признавался прессе, за это время устал больше, чем за 47 лет работы. В 90-е годы он руководил целой сетью ресторанов «Ку-ку-ру», а также был исполнительным директором компании EV Global Motors, изготавливающей и реализующей по всему миру электрические велосипеды. За заслуги в развитии американского автопрома имя Ли Якокки увековечено в «Зале автомобильной славы» в Детройте.

 Советы менеджеру от Ли Якокки

«Вовсе не обязательно принимать каждое рационализаторское предложение, но если не воскликнуть: «Отлично придумано!» – и не похлопать придумавшего по спине, он уже никогда ничего вам больше не предложит. Такого рода реакция показывает человеку – он что-то значит».

 Советы менеджеру от Ли Якокки

«Хорошему управляющему надо уметь слушать не меньше, чем говорить».

«Повышение – это момент, когда удобнее всего возложить на человека дополнительную ответственность».

Сергей Иванов
Фото Ford и DaimlerChrysler