X

Компания ZF: Империя шестеренок

В этом году известный производитель трансмиссий, немецкая компания ZF Friedrichshafen AG, отмечает две очень важные даты в своей истории: собственное 90-летие и 40 лет c начала производства первых автоматических КПП.

В этом году известный производитель трансмиссий, немецкая компания ZF Friedrichshafen AG, отмечает две очень важные даты в своей истории: собственное 90-летие и 40 лет c начала производства первых автоматических КПП.

В этом году известный производитель трансмиссий, немецкая компания ZF Friedrichshafen AG, отмечает две очень важные даты в своей истории: собственное 90-летие и 40 лет c начала производства первых автоматических КПП.

Прежде чем обратиться к истории компании ZF, стоит вспомнить немецкого аристократа, пионера дирижаблестроения и просто великого мастера, вписавшего немало важных страниц в летопись развития техники, – графа Фердинанда Адольфа Хайнриха фон Цеппелина. Именно ему принадлежит идея создания ряда компаний-поставщиков для своих дирижаблей. Так 90 лет назад, в 1915 году, во Фридрихсхафене появилась Zahnradfabrik GmbH., о чем 9 сентября появилась соответствующая запись в государственном реестре предприятий. Объектом деятельности новой структуры стали трансмиссии и исполнительные механизмы для воздушного, наземного и водного транспорта. Основателями ZF были авиастроительная компания графа фон Цеппелина Luftschiffbau Zeppelin GmbH и швейцарская специализированная фирма Max Maag Zahnraderfabrik из Цюриха. Руководителями компании назначили графа Альфреда фон Соден-Фраунхофена и Теодора Винца.

Диверсификация

Первоначально приоритет в работе был отдан авиационной промышленности, но со временем компания расширила гамму продукции. Технический директор, граф фон Соден-Фраунхофен, разработал и сконструировал КПП ZF для автомобилей, которая принесла компании успех в этой области. Первые коробки передач ZF устанавливались на автомобили Adler, Benz, Wanderer и др. В 1925 году компания реализовала продукции на сумму три миллиона марок. Количество рабочих и служащих увеличилось с 580 в 1925 году до 4500 в 1938-м. В годы войны ZF была одним из главных поставщиков трансмиссий и КПП для армии Германии.

Быстрая реконструкция

В апреле 1944 года авиация союзников на 80% разрушила главные производственные мощности компании во Фридрихшафене. Восстановление завода и его реконструкция начались сразу же по окончании боевых действий. К счастью, завод оказался в американском секторе и поэтому избежал участи ряда других крупных предприятий, разграбленных под видом репарации по приказу Кремля.

Быстрое восстановление немецкой тяжелой промышленности в 50-х положительно повлияло и на ZF. Продажи выросли с 87,3 млн. в 1951-м до 356 млн. в 1960-м. С основанием ZF do Brasil компания впервые открыла производство на другом континенте. В 60-е годы ZF Friedrichshafen AG стала одним из ведущих европейских поставщиков элементов шасси и трансмиссии. В 1984 году в состав ZF вошла компания Lemforder. Спустя 10 лет компания достигла объемов продаж в размере 6,4 млрд. марок.

«Автомат» – еще один успех

Автоматические трансмиссии ZF для легковых автомобилей в этом году отмечают свое 40-летие. «Автомат» с надписью ZF, 3-ступечатый 3 HP 12, впервые выпустили в 1965 году. Первыми покупателями новой продукции стали компании BMW (2000С) и Peugeot (504).

В 1967 году эта КПП с индексом 3 HP 20 получила дальнейшее развитие. В 1975 году разработали конструктивно новую модель автоматической коробки, которую устанавливали на Alfa Romeo, BMW, Citroёn, Maserati, Opel и Peugeot. Но прогресс не стоял на месте. Мощности моторов росли, следовательно, появлялась потребность в увеличении количества передач. В 1982 году инженеры компании разработали 4-ступенчатую автоматическую трансмиссию 4 HP 22. Впервые «автомат» получил электронно-гидравлическое управление.

Экология и экономичность

В 1990 году ZF представила первую 5-ступенчатую автоматическую трансмиссию 5 HP 18. Увеличение количества ступеней позволило добиться снижения расхода топлива, а следовательно, и улучшения экологических параметров. Например, 6-ступенчатая КПП для BMW 7-й серии (2001 г.) позволяет экономить до 15% топлива по сравнению с 3-ступенчатым «автоматом». Переход от 3- и 4- к 5-ступенчатым автоматическим КПП естественным образом увеличил количество деталей для этого агрегата. Увеличение массы КПП достигло своего пика в середине 90-х с появлением модели 5 HP 24. Важным направлением деятельности стало снижение веса и уменьшение количества деталей.

Мощная и легкая

Конструкция нового 6-ступенчатого «автомата» 6 HP 26 (2001 г.) стала поворотным пунктом в развитии трансмиссий. Она на 10 кг легче, и в ней на 30% меньше компонентов по сравнению с моделью 5 HP 24. Секрет заключается в том, что инженеры использовали схему французского инженера Лепеллетье. Она позволяет получить шесть достаточно гармоничных ступеней минимальными средствами: двумя планетарными рядами и пятью управляющими элементами. Кроме того, для снижения веса отдельные металлические элементы, например, поддон картера, заменили прочным пластиком, и если раньше корпус КПП изготавливался из чугуна, то теперь его производят из алюминия.

Сегодня ZF – один из мировых лидеров по производству узлов и агрегатов шасси и трансмиссии. На 125 предприятиях в 26 странах мира в создании комплектующих ZF задействовано порядка 54,5 тысячи рабочих и служащих. Только за последние четыре года объемы производства ZF увеличились на треть. Для поддержания высокого уровня производства ZF и конкурентоспособности ежегодно инвестирует приблизительно 5% прибыли в научно-исследовательские работы.

Сергей Иванов
Фото ZF