X

Land Rover: 60 лет на полном приводе

Одна из самых известных британских марок отмечает юбилей – 60 лет назад на автошоу в Амстердаме впервые был представлен внедорожник Land Rover.

Одна из самых известных британских марок отмечает юбилей – 60 лет назад на автошоу в Амстердаме впервые был представлен внедорожник Land Rover.

Одна из самых известных британских марок отмечает юбилей – 60 лет назад на автошоу в Амстердаме впервые был представлен внедорожник Land Rover.

Создатель необычного авто – один из членов совета директоров компании Rover Морис Уилкс. Все свободное время он предпочитал проводить на своей ферме в небольшом поместье на острове Энглси в Северном Уэльсе, и ему просто необходимо было универсальное транспортное средство с возможностями легкого трактора. Поэтому Морис приобрел на распродаже армейского имущества американский Willys. Его брат Спенсер как-то спросил, что тот будет делать, когда Jeep износится. «Куплю такой же, – отвечал Морис, – ведь ничего другого нет». После этого разговора братья решили сами сконструировать подобный автомобиль. Кстати, Морису принадлежит и авторство названия машины – Land Rover (с англ. – «землепроходец»).

В 1953 году Черчиллю на 80-летие подарили Land Rover.
Land Rover серии III на службе у спасателей.

В целях максимального упрощения конструкции кузов выполнили из трех собранных на болтах частей, каждую из которых в отдельности можно было легко демонтировать. Немалую роль при проектировании шасси играла экономия. Общепринятая практика – изготовление деталей рамы способом штамповки из листовой стали – требовала наличия сложных дорогостоящих клише и прессов. Инженеры Rover предложили другое решение – варить элементы шасси прямоугольного сечения из стальных полос. Полученные таким образом лонжероны и поперечные балки сваривались затем в раму лестничного типа, что обеспечивало высокую жесткость конструкции.

На первом прототипе руль и водительское сиденье были расположены посередине…
…а на серийной версии руль занял традиционное положение, а вместо одного установили три сиденья.

Прототип был сделан в течение весны – лета 1947 года. Для автомобиля выбрали 4-цилиндровый бензиновый двигатель объемом 1,6 л и мощностью 50 л. с. от легковой модели Rover P3 60. У нее же позаимствовали и 4-ступенчатую коробку передач, добавив к ней понижающую с передаточным числом 2,52. Машина имела постоянный привод на все колеса, а наличие вала отбора мощности позволяло использовать соответствующее навесное оборудование. Рулевое колесо и сиденье водителя размещались посередине, что делало автомобиль несколько похожим на трактор. Позднее руль расположили традиционно – справа.

После испытаний опытной партии из 25 машин собравшийся в сентябре 1947 года совет директоров компании распорядился запустить модель в серию. До конца года было выпущено 48 автомобилей.

1-й экземпляр Station Wagon (1948 г.) с цельнометаллическим кузовом.
Station Wagon (1953 г.) на 86-дюймовом шасси.

Серия I

В апреле 1948 года Land Rover впервые предстал перед публикой на автосалоне в Амстердаме. Первенец имел открытый кузов на шасси с короткой 80-дюймовой (2032 мм) базой. В рекламе новинки подчеркивалась возможность использования машины с разнообразным сельскохозяйственным оборудованием.

Экспериментальный образец на гусеничном ходу.
Пожарная версия модели Forward Control (1962 г.).

В 1950-м модель получила версию с закрытым кузовом. Постоянный полный привод заменили подключаемым. Для включения и отключения переднего привода служил дополнительный рычаг коробки. На высших передачах можно было двигаться как на полном приводе, так и только на заднем, а на низших – лишь с приводом на оба моста. Год спустя 1,6-литровый мотор заменили 2,0-литровым. В 1953-м колесную базу увеличили до 86 дюймов (2184 мм), а также появились первая длиннобазная 107-дюймовая (2718 мм) версия с закрытым 4-дверным кузовом и пикап. В 1956-м была представлена 10-местная модель Station Wagon, а колесную базу увеличили до 88 (2235 мм) и 109 (2769 мм) дюймов соответственно. Рабочий объем бензинового двигателя вырос до 2,3 л, а через год на Land Rover впервые установили дизель объемом 2,0 л.

Серия II

Десятилетний юбилей компания отметила презентацией в Амстердаме Land Rover II с 2,25-литровым бензиновым мотором нового семейства. Автомобиль отличался более широким кузовом с округленными боковинами.

Парадная версия Land Rover для королевы Великобритании.
Бортовой Land Rover 110 Forward Control (1966 г.).

В 60-е годы значительно расширилась гамма выпускаемых моделей. В начале десятилетия очередная модернизация привела к появлению серии IIA с 2,3-литровым дизелем. Тогда же был предложен бескапотный длиннобазный вариант увеличенной грузоподъемности, а также 12-местный Station Wagon. В 1965-м компания Rover приобрела лицензию у GM на легкий 3,5-литровый V8, который тут же установили на внедорожник, а двумя годами позже в гамме появилась 2,6-литровая бензиновая «шестерка».

Расширяя модельный ряд, в 1968 году фирма предложила армейскую версию пикапа грузоподъемностью 500 кг. По заказу военных была также разработана специальная облегченная машина, предназначенная для переброски ее по воздуху в район боевых действий. Одно из последних изменений в многолетней истории серии IIA произошло в 1969 году, когда с учетом новых требований к осветительным приборам фары перекочевали с панели радиатора на передние крылья.

Land Rover Station Wagon серии III (1971 г.).
Экспериментальный грузовик повышенной проходимости.

Серия III

В 1971 году была выпущена новая серия III с пластиковой решеткой передней панели, полностью синхронизированной КП и более эффективными тормозами. Во второй половине 70-х для военных нужд производилась бескапотная модель со 101-дюймовой (2565 мм) базой и 3,5-литровым V8. С 1979-м этот двигатель сменил «шестерку» и в обычном Land Rover, который теперь легко узнавался по изменившемуся оформлению передка. Годом позже гамма двигателей расширилась за счет двух 4-цилиндровых моторов – бензинового и дизельного. В 1982-м модельный ряд Land Rover пополнился универсалом County с улучшенной отделкой и пикапом увеличенной грузоподъемности.

90-й год стал знаковым для Land Rover – семейство 90/110 наконец получило имя собственное Defender (с англ. – «защитник»).

«Скорая помощь» на длиннобазном шасси серии IIA.
Облегченный вариант для десантирования с воздуха поставляется на службу в ряд европейских стран.

В современной модельной гамме, кроме него, есть машины других семейств: люксовый Range Rover, спортивный Range Rover Sport, компактный Freelander и универсальный Discovery.

Колонизация наоборот

На пороге нового тысячелетия Land Rover вошел в состав многонациональной семьи Ford. Фордовцы инвестировали немало средств в развитие марки, создание концептуальных и серийных моделей. Но экономический кризис, охвативший автомобильную индустрию США, привел к тому, что накануне своего 60-летия Land Rover был продан индийскому машиностроительному концерну Tata. Остается надеяться, что новые инвесторы смогут сделать то, что не удалось американскому Ford…

Сергей Иванов
Фото Land Rover