X

Немецкий машинка для рюский фаньюшка

или как самому собрать «Мерседес» в заводских условиях


Каждый из нас хоть раз в жизни ездил в автомобиле «Мерседес-600».
Но мало кто знает, что придумал и сконструировал эту популярную, практичную
и недорогую машину наш соотечественник — Павел Петрович Клаксон, долгое
время работавший в Германии. Сегодня выдающийся конструктор любезно сидит
в нашей редакции и отвечает на вопросы нашего корреспондента.

Корреспондент: Скажите, Павел Петрович!..

Клаксон: Можно просто — Паша-Мерседес…


Корр.: Скажите, Паша, «Мерседес» — это ведь ваша разработка?


Клаксон: Моя, хотя, конечно, и немцы тоже тут поработали. Но, скажем, «Мерседес-600-Schvein» — это целиком мое детище, я эту тачку
придумал специально для российского потребителя. Там, если Вы обратили внимание,
кресло водителя сделано в виде малинового пиджака, салон отделан норкой,
выхлопная труба — медная, лепной потолок в салоне, в багажнике — мини-сауна
с бассейном, а к рулевому колесу приварены такие массивные золотые перстни:
вставил пальцы в перстни, и — рули!.. Очень удобно.


Корр.: Паша, вот Вы долгие годы работали в Германии. А как Вам удалось туда
попасть?


Клаксон: Я попал в Германию через плен, как и многие русские. В 1941 году,
если Вы помните, шла война. Я был шофером, возил генерала Власова. И вот везу
я как-то его по Украине, а он мне и говорит: ехай, Паша, направо. Я ему — там же «котел», туда
нельзя! А он: ты что, давно на губе не сидел?! Ну, делать нечего, повернули…


Глядим — люди у дороги голосуют. Одеты не по-нашему,
лопочут что-то непонятное. Власов говорит: «Давай подвезем». А это фрицы оказались!..
Повязали нас и на работу в свою Германию угнали.


Генерал сделался власовцем, а меня определили на автозавод. Я же в машинах-то
маленько разбирался — вон, генерала возил, да еще до войны десять лет на автозаводе
в городе Кушка учеником отпахал… А немцам грамотные специалисты были ой
как нужны…


Корр.: Ну, и Вы, конечно же, сразу там дело как надо поставили?


Клаксон: Ну, не сразу, а постепенно. Немцы — они ведь
не дураки. Пленному работнику они первым делом дают много есть. И смотрят:
если много ест — расстрелять! Ну, а я схитрил: половину съел, а половину какому-то
гауляйтеру в рожу выплеснул!..


Фрицам понравилась моя хитрость, видят — парень смышленый. Дали мне кисточку
и заставили красить машины. А немец неподалеку пульверизатором красил. И я
покрасил быстрее и лучше, чем фашист! Меня сразу все зауважали, вскоре я на
разряд сдал, стал мастером. Предлагали в партию вступить, да я не пошел, сказал,
что недостойный.


Корр.: А Вы не пытались бежать из немецкого плена?


Клаксон: Как не пытался?! Всякий месяц пытался. Помню, уже колючую проволоку,
которая вокруг завода, перекусил, как вдруг гляжу — кассир зарплату несет.
Тьфу ты, доннер веттер, думаю (я уже немецкий-то изучил!), опять бежать не
удалось! И так все пятьдесят четыре года…


Корр.: И даже после нашей Победы?


Клаксон: Так я же лет сорок не знал, что наши победили!!! Завод же секретный,
никому ничего не говорят! Я смотрю — немцы живут хорошо, ну, думаю, они и
победили!.. Вот только недавно удалось оформить визу и бежать…


Корр.: И что же, у Вас все эти годы никаких сомнений, подозрений не возникало?


Клаксон: Сказать по правде — возникало… Турок много
стало на заводе. Это непонятно — вроде, с турками не воевали…


Корр.: А скажите, как сложилась Ваша личная жизнь в Германии?


Клаксон: Ну, вначале, когда я еще простым пленным был, на меня никто из женщин
внимания не обращал. Одежка у меня была незавидная —
роба полосатая, да валенки, кто на такого позарится. Но с получки купил
себе гольфики, шорты кожаные, шляпу с пером да гармошку губную и — пошло
дело! Раза три-четыре был женат, но с немками трудно ужиться — я весь день
на работе, домой придешь, а у них на уме только кирха да киндер!


Да еще какой-нибудь Кюхля в твоих гольфах на кюхне сидит…


Корр.: Хорошо… Ну, а теперь давайте все-таки вернемся к нашим «Мерседесам»…
Знаете, многие русские шофера жалуются, что в вашей машине отсутствует кривой
стартер. Многие не могут даже завести этот ваш «600-й»!


Клаксон: Что правда, то правда! Я уж дирекцию свою измордовал докладными
записками на эту тему! Уж доказывал и так, и этак, что без кривого стартера
никак невозможно, ведь без него, как без рук, ведь придется тогда машину с
толкача заводить… Но немцы, они же упрямые — мол, деды
наши ездили без кривого стартера, и мы будем! Темный народ… Темный, но
аккуратный. Я вот в некоторые машины собственноручно кривой стартер засовывал,
да эти «педанты» из ОТК все равно выбрасывают!


Корр.: Знаете, Павел Петрович, нет-нет, да и поговаривают, что машины
ваши — только
для молодых и богатых людей. А ведь у нас в стране теперь появилось много
пенсионеров. Что же для них?


Клаксон: Знаете, для пожилых людей я придумал сделать в «Мерседесе» такую
уточку под сиденье. Очень удобно, я считаю… Или, например, специальное лобовое
стекло-линзу для близоруких. Можно ездить без очков, а то ведь пенсионеры
все время очки забывают, или они запотевают на морозе, а протереть их сил
нет…


Корр.: Конечно! А так — «дворниками» раз-раз, и готово! Большое
Вам спасибо, Павел Петрович, за интересный рассказ. Не каждый день удается
познакомиться с человеком столь уникальной судьбы…


Клаксон: А почему уникальной? Я не один такой! Вон, главный конструктор «БМВ» — Борис Михайлович Васин — тоже мой друг, мы с
ним вместе в плену начинали. На «Сузуки» главный инженер, Супонев Устин
Кирьянович, еще на Халхин-Голе в плен попал. Так что ничего уникального…


Корр.: Еще раз гроссен данке вам, Павел Петрович, за увлекательный шпрехен.
Ауфвидерзейн!


«Красная Бурда», ноябрь 1997 г.