X

Nissan Patrol: Полноприводный авианосец

Ровно 55 лет назад министерство торговли Японии заказало Nissan партию среднеразмерных открытых полноприводных автомобилей. Появление первого японского внедорожника стало «началом конца» господства на рынке авто 4х4 американских и европейских марок.

Ровно 55 лет назад министерство торговли Японии заказало Nissan партию среднеразмерных открытых полноприводных автомобилей. Появление первого японского внедорожника стало «началом конца» господства на рынке авто 4х4 американских и европейских марок.

Ровно 55 лет назад министерство торговли Японии заказало Nissan партию среднеразмерных открытых полноприводных автомобилей. Появление первого японского внедорожника стало «началом конца» господства на рынке авто 4х4 американских и европейских марок.

Своим рождением Patrol обязан советнику Nissan Motors Сидзите Мураяме. За глаза его называли «Хромым успехом»: из-за покалеченного на войне коленного сустава правая нога отставного артиллериста не сгибалась, отчего он ходил подпрыгивая. Но при этом успевал везде, управляя сразу несколькими своими и чужими предприятиями. Именно Мураяма, ссылаясь на уже имеющийся у фирмы опыт, «пробил» госзаказ на создание полноприводных пикапов для полиции, лесных и коммунальных хозяйств. Хотя опыт был не ахти: с 1934 года завод в Йокогаме переделывал нераспроданные малолитражки а-ля Austin-Seven в пикапы для мелких торговцев. Но появившийся в 1950-м первый прототип 4W60 не имел ничего общего с «тщедушными» пикапами. Ведь он создавался для новой армии, стыдливо называемой «силами самообороны», которую Японии, вообще-то, иметь запрещалось. Хотя к тому моменту Nissan выпускал легкие грузовики подобного тоннажа для нужд оккупационных властей, точкой отсчета при создании Patrol все же выбрали Willys MB. Почему? Все просто: одним из «бизнесов» Мураямы была утилизация штабной техники американского корпуса в Японии. Кстати, если взглянуть на самые дешевые малолитражки фирмы тех лет, трудно не заметить на них знакомые по МВ радиаторы, оптику, стекла, дверные ручки и т. д.

Гуманитарная помощь

В том, что Patrol без стеснения копировал Willys, нет ничего странного. Да, янки разбомбили все более или менее значимые заводы, стерли с лица земли Хиросиму и Нагасаки, унизили всю нацию подписанной на линкоре «Миссури» безоговорочной капитуляцией императорской Японии. Но в то же время были заинтересованы в скорейшем возрождении страны – их единственного дальневосточного форпоста перед лицом нарастающей «красной угрозы».

В основу «патруля» легли принципы конструкции Willys: прочность, надежность, ремонтопригодность. Отсюда та же жесткая ферма, рессорные подвески, 3-ступенчатая КПП и подключаемый передний мост. Единственным отличием стала мощная 3,7-литровая 85-сильная «шестерка» от грузовой «полуторки» Nissan. Проверенная огнем и медными трубами конструкция плюс отсутствие нормальных дорог за пределами Токио предопределили успех этой машины, хотя даже в середине 50-х основным транспортом японцев были велосипеды с моторчиком от Соичиро Хонды. Patrol приглянулся и пограничникам, и лесникам, и браконьерам. Впрочем, удивительно другое: в стране, где для более или менее сносного проживания пригодно только 10% и без того крохотной территории, схожая техника должна была появиться куда раньше. Успех Patrol помог Nissan пережить «клиническую смерть» в 1952 году! Формальной причиной банкротства концерна стала кончина его главы Йошисуке Айкавы, которая фактически вызвала паралич в управлении компанией. Дело в том, что ею попытались «порулить» все три основных инвестора. Да еще в то время, когда всю машиностроительную промышленность лихорадило от стачек. Из-за постоянных забастовок (на Nissan они длились два года!) заводы и фабрики остановились, легковушки просто некому было делать и покупать. Возобновить производство Nissan сумел во многом благодаря стабильному спросу на Patrol, который тут же «призвали» для участия в корейской войне.

Евроремонт

Естественно, в такой ситуации было не до модернизаций. Апгрейт внедорожнику сделали только в 1960-м: мотор подрос до 4 литров и 125 сил, в «раздатке» появилась понижающая передача, а в самой КПП – синхронизаторы на высших передачах. Patrol II (серии G60) в одночасье стал одной из самых скоростных и грузоподъемных (125 км/ч и 1,1 т) машин на островах. Так, накануне Токийской олимпиады 1964 года на различные модификации «патрулей» пересели представители практически всех муниципальных служб столицы Японии.

Низкая покупательная способность в стране вынуждала искать новые рынки сбыта. Начавшийся в 1958 году экспорт «патрулей» через четыре года удвоился. А еще спустя пять лет, когда Япония обогнала США по производству легковушек, Patrol II стал самой продаваемой иномаркой в своем классе. К 1974 году его выпуск превысил десятитысячную отметку.

Третье поколение Patrol III (в Японии – Safari) увидело свет в 1980-м. Это уже был современный и комфортабельный автомобиль, предлагавшийся на выбор с карбюраторной и дизельной (с предкамерным впрыском) «шестерками», двумя типами кузова (универсал и пикап) и пятью вариантами базы. И куда более привлекательным экстерьером: за предыдущие 20 лет внешность внедорожника ни разу не менялась! Но уже через четыре года модель перенесла несколько операций. Концерн Nissan оказался неготовым к колоссальному спросу на экспортных рынках Австралии, Европы и обеих Америк, чьи дилеры заказали более половины тиража!

В соответствии с модой японцы поручили студии ItalDesign разработку экстерьера и интерьера. Patrol 1983 года получил абсолютно новый 2,9-литровый 115-сильный турбодизель, с которым при массе 2,9 тонны разгонялся до 150 км/ч. В базовой комплектации появились дифференциалы ограниченного трения и дисковые тормоза на всех колесах. Модель оказалась настолько удачной, что ее до недавнего времени производили на «ниссановском» филиале под Барселоной, а в Иране собирают до сих пор! И это при том, что уже вовсю (с 1989 года) выпускалось пятое переиздание бестселлера. Впрочем, эта модель – из учебника по новой истории марки Nissan, которую мы проходим в рубрике «Подержанные автомобили».

Но самое главное, что Patrol стал настоящим авианосцем: с 1979 года он послужил основой для создания целой когорты самостоятельных семейств: Pickup, Terrano, X-Trail, X-Terra, Rasheen, Pathfinder, Armada. В итоге сегодня внедорожная модельная линейка Nissan длиннее, чем у таких классиков жанра, как Jeep и Land Rover.

Сергей Суховский
Фото Nissan