X

VOLVO: Шаг за шагом к успеху

Компании Volvo – 80 лет.

Компании Volvo – 80 лет.

«Сегодня мы производим столько же автомобилей за три часа, сколько было изготовлено нами за весь 1927 год. Начиная с того знаменательного апрельского дня 1927-го, Volvo выпустила уже почти 15 млн. машин. За 80 лет мы накопили большой опыт, знания и передовые технологии, и каждый год делаем еще один шаг вперед».

Фредрик Арп, президент Volvo Car Corporation

Создатели Volvo – Ассар Габриэльсон и Густав Ларсон – встретились в 1924 году на заводе SKF, где они вместе работали. Их объединила идея основать собственное автомобильное производство. Пока Густав нанимал молодых механиков, Ассар изучал экономическую почву для осуществления их задумки. Летом 1925-го Габриэльсон, заручившись моральной и финансовой поддержкой SKF, инвестировал собственные сбережения в сборку пробной партии из 10 легковых машин. Успешные испытания доказали жизнеспособность и перспективность нового проекта. После разработки технической оснастки и прочих регламентных работ началось серийное производство.

Поскольку одним из основных направлений деятельности главного инвестора проекта – компании SKF – являлось изготовление подшипников, для автомобилей было предложено название Volvo, что в переводе с латыни означает «я качусь». Для начала решили выпустить тысячу седанов и кабриолетов – по 500 каждого вида.

От Якоба к PV444

Первый серийный Volvo OV4 «Jacob» выехал с завода Хисинген в Гетеборге 14 апреля 1927 года. Четырехцилиндровый мотор развивал мощность до 28 л. с., а максимальная скорость достигала 90 км/ч. Колеса имели съемные ободья, а спицы были выполнены из дерева. Откидной верх пятиместного 4-дверного кузова устанавливался на раму, сделанную из ясеня и бука. Салон был отделан кожей. Стоил кабриолет OV4 4800 крон, а седан PV4 – на 1000 крон дороже.

В апреле 1929 года состоялась презентация новой модели PV651. Буквы PV на шведском означают «экипаж», а цифры 651 – 6 цилиндров, 5 сидений и 1-я серия. PV651 был длиннее и шире, чем «Jacob». 6-оконный кузов устанавливался на новую мощную раму. Под капотом машины помещалась 55-сильная рядная «шестерка» объемом 3010 см куб., что позволяло полуторатонной машине разгоняться до 110 км/ч.

Спрос возрос, Volvo стали отправлять на экспорт – сначала в Финляндию и Норвегию, а затем в континентальную Европу и даже в Южную Америку. С прицелом на эти рынки в 1935-м дебютировал седан PV36 Carioca, которому дали имя модного в то время латиноамериканского танца. 84-сильная рядная «шестерка» объемом 3670 см куб. была шагом вперед, но революционный дизайн кузова опередил свое время, и машина не нашла должного сбыта. За три года сделали всего 500 седанов и один кабриолет.

В декабре 1936 года появилось семейство PV51/52. Новинка получила более сдержанный дизайн кузова и продавалась значительно дешевле предшественника (5800 против 8500 крон). Спрос на PV51 и более дорогую, но лучше укомплектованную модификацию PV52 превысил все ожидания – так, в 1937-м рост продаж составил 52% (6235 машин).

Вторая мировая война привела к серьезному энергетическому кризису. Однако Volvo уже занималась газогенераторами, и ей удалось быстро наладить производство моделей, работающих на древесном угле.

Во время войны выпуск автомобилей не прекращался, более того, в КБ велись разработки новой модели PV444. Ее первые прототипы с четырехцилиндровым 40-сильным мотором были изготовлены весной 1944 года. Коробка передач – 3-ступенчатая с синхронизаторами второй и третьей передач. На автосалоне в Стокгольме машина вызвала живой интерес – 2300 заказов. Клиенты готовы были заплатить двойную цену, чтобы получить машину без очереди. К началу 1947-го на базе PV444 разработали 10 модификаций. Планировалось выпустить 12 тыс. машин этой серии, причем 10181 из них была заранее продана. В 1949 году количество произведенных автомобилей превысило 100 тыс., из них 20 тыс. ушло на экспорт.

Эпоха Амазона

В середине 50-х Volvo возглавил Гуннар Энглу. Новый руководитель компании решительно взялся за обновление модельного ряда и формирование характерного фирменного стиля, первенцем которого стал седан 120 Amazon, дебютировавший в 1956 году. Первоначально автомобиль комплектовался 60- сильным мотором, но со временем его мощность выросла до 95 л. с. На базе Amazon было построено несколько версий, в том числе двухдверный седан и универсал. В 1959-м Amazon и PV544 получили трехточечные ремни безопасности. Компания Volvo первой в мире предложила их установку на серийных моделях.

Ярким событием стало появление в январе 1960-го на автошоу в Женеве двухместного элегантного спортивного купе P1800. Такой машины от Volvo не ожидал никто. Четырехцилиндровый двигатель объемом 1778 см куб. развивал мощность 100 л. с. Огромную популярность модель получила благодаря телесериалу «Святой», в котором герой Роджера Мура разъезжал на новом P1800. Интересно, что и в обычной жизни Мур длительное время отдавал предпочтение этой модели.

Период обновлений

В августе 1966 года вышла новая модель Volvo 144. На нее устанавливалась тормозная система с двумя контурами по диагонали, дисковые передние и задние тормоза. Кузов был выполнен с расчетом зон деформации спереди и сзади, а рулевая колонка стала секционной. Машина получила 4-цилиндровые моторы мощностью 85 или 115 л. с. Новинка не только завоевала титул «Автомобиль года» в Швеции, но и стала популярной на зарубежных рынках. Спустя год на ее платформе был создан универсал, получивший индекс 145 и купе 142, а в 1968-м к ним присоединился люксовый Volvo 164 с 3,0-литровой 145-сильной «шестеркой». Таким образом, к 1970 году компания выпустила 2 миллиона легковушек.

Из Голландии с любовью

70-е годы в истории марки ознаменовались расширением модельной гаммы и увеличением объемов производства. В 1971 году на базе купе Р1800 дебютировал стильный двухдверный спортуниверсал 1800ES. Оригинальный дизайн был создан итальянским кузовным ателье Coggiola. Вместо обычной задней двери установили большое стекло, которое крепилось двумя петлями и обеспечивало доступ в просторный багажник. Новинка, рассчитанная, в первую очередь, на американский рынок, оснащалась 2,0-литровым 4-цилиндровым мотором мощностью 135 л. с. За два года производства изготовили 8078 универсалов 1800ES.

В 1972-м компания Volvo купила 33% акций голландского предприятия DAF, где выпускался легковой автомобиль DAF- 66 с оригинальной вариаторной трансмиссией. Совершенствование компактной модели привело к появлению весной 1976 года Volvo 343, с которого начался период завоевания нового для Volvo сегмента рынка. Машина оснащалась 1,4-литровым 70-сильным мотором. Несмотря на небольшие размеры, 343-я была комфортабельной, а благодаря складывающимся задним сиденьям позволяла перевозить различные грузы.

50-летие компания отметила презентацией седана 244 и купе 262, «нарисованного» итальянским ателье Bertone. Автомобиль имел кожаный салон, кондиционер, автомагнитолу и полный электропакет. V-образная «шестерка» под капотом развивала 140 л. с.

Смена поколений

Новое десятилетие началось с презентации первой турбированной модели – Volvo 240. В 1982 году появилась флагманская модель 760 с 156-сильным мотором. 300-я серия также претерпела ряд изменений, главным из которых был инжекторный двухлитровый двигатель. Среди оригинальных новинок тех лет стоит отметить двухдверное купе 780 Bertone и спортуниверсал 480, ставшие преемниками моделей 262 и 1800ES.

Динамичные 90-еНа смену 700-му семейству пришло 900-е. Флагманская модель 960 получила шестицилиндровый трехлитровый мотор мощностью 204 л. с. и автоматическую КП с электронным управлением. Новый двигатель имел два распредвала и четыре клапана на каждый цилиндр.

В июне 1991 года состоялась презентация модели 850. Среди инноваций – поперечно расположенный 5-цилиндровый мотор, задняя многорычажная подвеска, преднатяжители ремней безопасности на передних сиденьях, а также подголовники новой конструкции и травмобезопасная рулевая колонка с регулировкой в двух направлениях.

В середине 90-х совместно с компанией Mitsubishi было создано новое семейство компактных автомобилей, пришедшее на смену 400-й серии и получившее индекс S40/V40. Теперь буквы означали тип кузова (S – седан, V – универсал и С – купе/кабриолет), а цифры – семейство. На выбор предлагалось три двигателя: бензиновые объемом 1,8 и 2,0 л, а также 1,9-литровый турбодизель. Осенью 1996 года в Париже дебютировало купе С70, а чуть позже презентовали кабриолет на его базе. Тогда же на смену 850-й серии пришло семейство S70/ V70, а седаны и универсалы 900-й серии переименовали в S90/V90. В том же году был произведен 10-миллионный автомобиль.

Новая страница в истории Volvo началась с появления в 1998-м переднеприводной модели Volvo S80. Это была настоящая революция в дизайне и философии марки. Компания с уверенностью смотрела в новое тысячелетие…

Сергей Иванов
Фото Volvo