X

Алексей Михайличенко: «Я люблю машины и умеренную скорость»

Его любят, помнят, узнают. Он совсем не изменился, как говорится, годы не властны над ним. Хотя время и быстротечно, но он, как и прежде, остается высоким блондином с обворожительной улыбкой, профессионалом в своем деле и интеллектуалом в жизни.

Его любят, помнят, узнают. Он совсем не изменился, как говорится, годы не властны над ним. Хотя время и быстротечно, но он, как и прежде, остается высоким блондином с обворожительной улыбкой, профессионалом в своем деле и интеллектуалом в жизни.

Его любят, помнят, узнают. Он совсем не изменился, как говорится, годы не властны над ним. Хотя время и быстротечно, но он, как и прежде, остается высоким блондином с обворожительной улыбкой, профессионалом в своем деле и интеллектуалом в жизни.

Сегодня лучший футболист СССР 1988 г., олимпийский чемпион, чемпион Италии и Шотландии – Алексей Михайличенко, – поведает читателям «Автоцентра» о себе и о своих автомобильных пристрастиях.

– Алексей, за Ваше отсутствие, какие изменения произошли в киевском «Динамо»?

– Изменилось буквально все. Я уезжал еще из команды «Динамо» Советского Союза. А вернулся уже в украинский футбольный клуб «Динамо», у которого есть свой президент, финансовый отдел и который сам себя обеспечивает. Клуб стал более независимым, финансово устойчивым и перспективным. Пришла талантливая, раскрепощенная, уверенная в своих силах, молодежь. И это здорово.

– Я знаю, что у Вас есть сын Алексей, и он, наверное, будет, как папа, играть в футбол? Расскажите о своей семье.

– С женой мы выросли в одном доме на Борщаговке. Начали встречаться лет в 13, вначале это была детская дружба, которая переросла в любовь. С 13 лет мы всегда были вместе. Растет наш сын Алексей, он увлекается компьютером, теннисом, а вот, как папа, уже не получиться, у него своя дорога. Сейчас у молодежи много других увлечений, поэтому, что он выберет, то и будет его. Он неплохо разбирается в компьютерах, хорошо знает английский, предпочитает смотреть фильмы в оригинале и программы на английском. Моя задача – помочь, направить его в нужное русло.

– Насколько я поняла, видимо, именно семья дает Вам ощущение счастья?

– Да, когда в семье все хорошо, когда занимаешься любимым делом, когда видишь, что ты кому-то нужен – вот это и есть счастье. На свою прошедшую жизнь я не могу жаловаться. У меня было все: взлеты, падения, неудачи, застои – т. е. нормальная жизнь во всем. Но мне не хотелось бы уже это перебирать, мне кажется, нужно просто жить, хотя я люблю и помечтать, и повспоминать.

– Тогда давайте вернемся в прошлое и Вы вспомните, когда впервые сели за руль автомобиля.

– Где-то в 23-24 года, это было на базе, где мы жили. Мы выезжали в лес и там нас учили водить машину. Потом я ходил на курсы, успешно сдал экзамены. А вот первую машину я купил в 1985 году и это была 24-я «Волга». Она была на станции, я сел и поехал, а был декабрь –
шел сильный мокрый снег, тяжелая дорога. Но, слава Богу, я ехал аккуратно и все обошлось.

Наша справка

Родился 30 марта 1963 года, женат, имеет сына; заслуженный мастер спорта, чемпион СССРЛ 1985-86гг., обладатель Кубка СССР 1987г., серебряный призер чемпионата Европы 1988 г., олимпийский чемпион 1988 г., лучший футболист СССР 1988 г., обладатель Кубка Кубков, чемпион Италии и Шотландии.

Первая футбольная школа – уличные турниры в Киеве на ул. Зодчих, где жил Алексей. В 10 лет он и еще несколько ребят решили испытать счастье – попасть в динамовскую школу – и фортуна была к ним благосклонна. Окончил 131-ю киевскую школу. Потом был Институт физической культуры. В команде киевского «Динамо» Алексей играл с 1981 года, в основном составе – с апреля 83-го. В этой звездной команде он играл 10 лет, потом год – в Италии в «Сампдории», и 5 лет в шотландском «Глазго рейнджере». Сейчас Алексей – один из тренеров киевского «Динамо».

– Тогда была «Волга», а сейчас?..

– В Лондоне – Jeep Mitsubishi Pajero, в Киеве – Mercedes-300 и Ford Fiesta.

– Такой выбор связан с тем, что за границей, наверное, дороги отличаются от наших?

– Отличаются всем: качеством, разметкой, поведением водителей на дорогах. В тех странах, где я был, ездить очень легко. А у нас иногда езда превращается в гонку на выживание. А знаете почему? Да потому, что нет самого элементарного – уважения. За границей, если пешеход не на «зебру» ступил, а на дорогу, то все равно машины остановятся, чтобы он перешел. У нас же – стараются прибавить газу, чтобы не успел проскочить. Но, нужно отдать должное, и у нас в этом плане есть некоторые сдвиги. Если ты пропустишь, то и тебя могут пропустить. Хотя, все-таки, есть люди, которые понимают, что 5 секунд в жизни ничего существенного не решают. Знаете, мне всегда нравилось смотреть на водителей возле светофора. Я думаю, что Шумахер на Формуле-1 быстрее не стартанет, чем наши таксисты на стареньких «Волгах».

– Дорога, как известно, без гаишников, не дорога. Вам, наверное, часто приходилось с ними встречаться, смешных и не очень смешных случаев тоже было, видимо, немало?

– Меня всю жизнь останавливали. Помню случай, когда я только вернулся в первый отпуск из Италии. Приехал в Киев, а тут бурным темпом пошла перестройка. Жить стало тяжелее. И если раньше, останавливая, говорили: «Леша, дай автограф», – и я уезжал, то теперь, по приезду, первый гаишник, который меня остановил, поставил вопрос ребром: «Чем будешь расплачиваться – долларами или рублями?» Но, к счастью, такие случаи – редкие эпизоды. Или вот еще история. У меня две машины Mercedes и Ford. Как-то возвращался я в Киев, ехал на Мерсе, а документы были на обе машины. И вот, когда меня остановили, то я по ошибке достал и дал документы на Ford. Что Вы думаете, гаишник, стоя возле меня и возле мерседесовского значка, говорит: «Ну, так что, если у тебя Ford, то значит, можно так гнать?» Я не стал ему ничего объяснять, расплатился и уехал. Но, видно, что он был очень «внимательным», так как там все было другое: и номера, и документы, и, в конце концов, другая машина. О чем он думал – не понятно. Что касается заграницы, то, например, в Америке водить машину не сложно. Если взять Шотландию, то там большинство мужчин водят машины так, как у нас женщины. Кстати, движение у них ведь по левой стороне и я пару раз заехал на встречную, пока не привык. А что до веселья, то в Америке меня предупредили – полиция строгая, шуток не понимает, вдруг что – сразу наручники. Но со мной, Бог миловал, такого не было.

– Как правило, многих останавливают за превышение скорости, а Вам нравится ездить «с ветерком»?

Признаюсь, я себя считаю неплохим водителем, хотя иногда слишком импульсивно вожу машину. Бывает, обгоняю или перестраиваюсь так, как профессионал бы не сделал, но стараюсь держать себя в руках. А что касается скорости, то мне действительно нравится ездить быстро, но, опять-таки, наши дороги к этому не приспособлены. По Киеву я езжу 60-70 км/ч.

– Большая скорость – большая опасность. А в Вашей автомобильной жизни были неприятные моменты?

– Еще когда у меня была «Волга», то ее много раз разбивали. Я устал уже рихтовать. Так получалось, что водителей я всегда отпускал и приходилось делать все за свой счет. Возмещать мне ущерб никто не спешил, а один даже не вернулся за своими правами. За 5-6 месяцев случилось 4 аварии и все – удары сзади. А один раз, помню, автобус ехал на списание и у него не было тормозов. Так вот, когда ждал «зеленого» на светофоре. Тормозом для него стала моя машина.

– Ну, Вы, наверное. Тоже были виновником аварий. Т еще, интересно, Вас узнавали потерпевшие и те, которые таранили?

– По моей вине авария произошла только один раз. Я отъезжал от бровки, а говорят, что в зеркалах бывают мертвые зоны. Так вот, я посмотрел в зеркало, и, не увидев машин, поехал. Мимо проезжал «жигуленок», и я «стукнул» его в дверь. Но мы не месте разорались и разъехались. Что до узнаваемости, то и в то время, слава Богу, и сейчас, узнают. В последнее время попадается большинство хороших, нормальных людей: разговор иногда занимает больше чем штраф – 5-10 мин. Но это приятнее, чем просто выяснение отношений.

– Алексей, а не тяжело после матча садиться за руль автомобиля, к тому же, если и команда еще проиграла?

– Настроение бывает разное. Когда мы играли в Киеве, то на игру на авто не ездили. В Шотландии после игры я возвращался на своей машине, а что до неудачных матчей, так там их было мало. Да и дом находился недалеко, поэтому проблем особых не было.

– Я думаю, что в выборе «Мерседеса» и «Форда» тоже проблем не было?

– О «Мерседесе» я всегда мечтал, а «Форд» покупался для жены, она только начинала ездить. Сейчас она спокойно водит любую машину. Обе машины куплены в Италии в 1991 году, а так как известно, нужно иметь автомобиль большой и маленький. В Италии маленькая машина необходима для того, чтобы ездить в город, ведь парковаться там практически невозможно.

– А Вы свои автомобили ремонтировали?

– Ремонтировать пока еще не приходилось, менял несколько раз масло. А в случае необходимости у нас ведь есть станции по обслуживанию Mercedes и Ford.

Мы выяснили, что жена у Вас водит машину, и Вы это приветствуете. Хотя мнение многих мужчин сводится к тому, что женщина за рулем – это небезопасная экзотика. А как Вы к этому относитесь?

Моя жена водит машину лучше, чем я, автомобили у нас общие. По поводу опасности – я не согласен. А вот то, что у нас народ довольно-таки невыдержанный – правда. Когда женщина ведет машину по правилам, не превышает скорость – то всем кажется, что она не едет, а стоит на месте. У нас, вроде олимпийского принципа: дальше, выше, сильнее. Моя жена водит машину быстро и аккуратно, а это главное.

– И в заключение, Алексей, Ваши пожелания читателям «Автоцентра».

– Больше внимания и уважения друг к другу и все будет в порядке. И тогда человек, выходящий из-за руля автомобиля, будет не в нервном тике, а в спокойном расположении

– От имени читателей и коллектива редакции «Автоцентра» благодарю Вас за интересный рассказ. Пусть в Вашей жизни все будет отлично, и Вам всегда сопутствует спортивное совершенство, обаяние и всеобщая любовь. Как водителю, желаем Вам, как говорится, «ни гвоздя, ни жезла» и, безусловно, ждем новых громких побед киевского «Динамо».

Р.S. В среду, 13 августа, динамовцы с блеском переиграли в гостях датский клуб «Брандбю» (4:2), с чем мы и поздравляем Алексея Михайличенко, ФК «Динамо» и всех болельщиков. Желаем динамовцам победы в ответном матче, который состоится в Киеве, на стадионе «Динамо» 27 августа.

Беседу вела Ярослава ШИРЧЕНКО