X

Автобана Киев – Одесса не будет?

Оказывается, трасса Киев – Одесса автобаном называться не будет... По украинским нормативным документам это будет автомобильная дорога категории І-б. А согласно ПДД она может называться автомагистралью.

Оказывается, трасса Киев – Одесса автобаном называться не будет… По украинским нормативным документам это будет автомобильная дорога категории І-б. А согласно ПДД она может называться автомагистралью.

Оказывается, трасса Киев – Одесса автобаном называться не будет… По украинским нормативным документам это будет автомобильная дорога категории І-б. А согласно ПДД она может называться автомагистралью.

Как разъяснили нам в «Укравтодоре», звание автобана строящейся трассе присвоено скорее прессой, нежели специалистами-дорожниками. Украинская классификация автомобильных дорог общего пользования, утвержденная постановлением Кабинета министров № 455 от 06.04.1998 г., не содержит термина «автобан». Строящаяся автомобильная трасса на участке от Жашкова до Краснознаменки будет отвечать нормативам категории I-б (ДБН В.2.3-4-2000 «Автомобильные дороги»). Конечно, можно было бы «вытянуть» и на категорию І-а. Но для этого нужно делать еще более пологими уклоны на местности, еще ровнее дорожный профиль, еще дальше обходить населенные пункты и т. п. Все это, естественно, потребовало бы еще больших затрат. А эта «стройка века» и так недешево обходится бюджету.

140 км/ч и не больше?

Согласно нормативам, расчетная скорость передвижения одиночного автомобиля по дорогам той самой категории І-б – не более 140 км/ч (на сложных участках с пересеченной местностью – 110 км/ч). Впрочем, 140 км/ч – это та скорость, которую позволяет развивать качество дорожного покрытия. В соответствии же с п. 12.6 украинских ПДД максимальная скорость на автомагистрали (а именно к этой категории будет причислена одесская трасса) составляет 130 км/ч. И до начала эксплуатации на платной основе на дороге установят именно такие ограничения. А до скольки можно будет разгоняться «за деньги», пока окончательно не определено. Возможно, правительство издаст указ, вносящий изменения в ПДД и разрешающий двигаться по этой трассе быстрее.

Однако есть и приятные новости. В местах, где магистраль будет пересекать населенные пункты, соорудят многоуровневые развязки, а вдоль самой полосы поставят ограждения. Это позволит не снижать скорость до предусмотренных в таких случаях 60 км/ч. Пешеходные переходы, как и положено на автомагистрали, будут подземными либо надземными.

Сроки

В «Укравтодоре» нам сообщили, раньше строительство проезжей части собирались закончить ко Дню Независимости – 24 августа. Но, видимо, сдать дорогу к празднику планировали одни, а возводят ее другие. И на завершение всех технологических процессов нужно гораздо больше времени, чем предполагалось. В итоге сроки окончания строительства перенесли на конец октября. Работы во что бы то ни стало нужно закончить до первых заморозков. В противном случае будет как с дорогой Киев – Борисполь: ее сдали прошлой осенью, но верхний, последний слой асфальта укладывали уже нынешним летом.

Плата за проезд

Чтобы эксплуатировать дорогу на платной основе, нужно оборудовать ее соответствующими устройствами – например, шлагбаумами, которые будут препятствовать проезду неплательщиков. Кроме того, как и во всем мире, в соответствии с отечественным законодательством запустить платную трассу можно только тогда, когда параллельно ей проложена альтернативная бесплатная. Строительством последней, как и оборудованием самой автомагистрали устройствами, взимающими плату за проезд, планируют заняться не раньше 2005 года.

А закончить строительство параллельной трассы и, следовательно, начать эксплуатировать магистраль на коммерческой основе согласно ТЭО, разработанному «Укравтодором», удастся не раньше 2007 года. Возможно, даже и позже, поскольку денег на создание альтернативной трассы пока нет.

Самих пунктов взимания платы за проезд планируется на трассе около десяти. Два-три на самой дороге, а остальные – на многоуровневых развязках, которые будут пересекать ее. Стоимость проезда рассчитывают на основании постановления Кабмина №1299 от 22.08.2000 г. «Об утверждении порядка установления максимального размера платы за проезд по автомобильным дорогам, построенным на условиях концессии». По предварительным расчетам, сначала стоимость проезда составит 7 коп./км для легковушек и 20 коп./км для автобусов и грузовиков (34,2 и 97,8 грн. соответственно за проезд по всей трассе). Это, если можно так сказать, демпинговая цена, которую установят, чтобы привлечь на трассу автомобили. Позднее, после нескольких лет эксплуатации, ее планируют повысить до 19 и 53 коп./км соответственно (92,9 и 259,1 грн.). Именно такие цифры, как сообщил «Укравтодор», отвечают реальной стоимости проезда по автомагистрали. Расплачиваться можно будет как наличными, так и кредитной карточкой.

Заплатят все?

Как уже сообщал «АЦ», Верховна Рада приняла в целом, а Президент подписал закон, согласно которому проезд по всей автодороге Киев – Одесса, а не только на участке от Жашкова до Краснознаменки, будет платным. Впрочем, это не означает, что деньги должны брать со всех, кто хоть одним колесом заехал на трассу. Во-первых, плата будет взиматься за проезд не по всей магистрали, а отдельно по каждому из участков, так что если вам нужно свернуть с нее километров через сто, то и платить придется только за эти самые километры. Кроме того, в соответствии с Законом «О реконструкции и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги Киев – Одесса» не должны будут платить за проезд владельцы либо пользователи транспортных средств, если они живут в населенных пунктах, через которые проходит трасса. Как определять жителя – по прописке в паспорте или по месту регистрации ТС, указанному в техпаспорте, – решат позже. Будут ли платить за проезд те, кто отправляется на дачу (например, в Васильков), пока неизвестно. Эти вопросы начнут регулировать, когда сдадут в эксплуатацию бесплатную дорогу, а ее, как уже было отмечено, строить пока не начинали.

В соответствии с расчетами «Укравтодора», срок окупаемости трассы (учитывая плату за проезд, прибыль от эксплуатации сервисной инфраструктуры и расходы на содержание) составит порядка 16 лет. Напомним, что ранее этот срок варьировался в диапазоне от 9 до 49 лет! Какая именно организация будет взимать деньги за проезд по магистрали, пока неясно. Это определит тендер. Вырученные же деньги направят в госбюджет Украины и впоследствии используют для погашения выданных на строительство кредитов. Как сообщил тот же «Укравтодор», на реконструкцию дороги на участке от Жашкова до Краснознаменки уже потрачено 1,3 млрд. гривен. Кроме того, недавно с Deutsche Bank был подписан кредитный договор на сумму $450 млн. для строительства дороги.

Оборудование трассы

Учитывая, что по трассе, по подсчетам специалистов, будет проходить до 20 тыс. автомобилей в сутки, разработчики планируют создать автоматизированную систему регулирования дорожного движения. В частности, речь идет об ограничении скорости в зависимости от погодных условий, которые сложились на дороге. В местах, где погода часто меняется, наблюдаются густые туманы, гололед и т.д., автоматизированные системы управления дорожным движением будут иметь прямую телекоммуникационную связь с метеостанциями. Это позволит изменять допустимую скорость движения в зависимости от прогнозов метеорологов.

Стационарное искусственное освещение трассы будет предусмотрено на транспортных развязках в разных уровнях, а также в местах сбора платы за проезд и в пунктах сервиса. На стойках ограждений разделительной полосы установят специальные экраны, препятствующие ослеплению водителей фарами встречных машин. Они представляют собой вертикальные соединенные между собой металлические или пластиковые полоски, которые крепятся к стойкам ограждения. Подобные экраны установлены на автобанах Западной Европы. Разметка на трассе будет выполнена из износостойкого лакокрасочного светоотражающего материала или блочных светоотражающих рельефных полосок (опять же – как за границей).

В будущем трасса Киев – Одесса станет не единственной платной в Украине. «Укравтодор» уже утвердил задание по разработке технико-экономического обоснования реконструкции автомобильной дороги М-26 Харьков – Симферополь – Севастополь на участке Харьков – Симферополь. Строительство начнется сразу после утверждения проекта реконструкции дороги. По его окончании трассу планируют эксплуатировать на платной основе.

Светлана Скрипка
Фото Владислава Бойко

Редакция благодарит корпорацию «Укравтодор» за помощь в подготовке материала