X

Биодизельное горючее: Топливо расцвело!

В Европе все чаще говорят о необходимости использования альтернативных, экологически чистых источников энергии. Для автомобилей одним из таких источников является биодизельное топливо. Украина заявила о своем желании начать его производство.

В Европе все чаще говорят о необходимости использования альтернативных, экологически чистых источников энергии. Для автомобилей одним из таких источников является биодизельное топливо. Украина заявила о своем желании начать его производство.

В Европе все чаще говорят о необходимости использования альтернативных, экологически чистых источников энергии. Для автомобилей одним из таких источников является биодизельное топливо. Украина заявила о своем желании начать его производство.

Как и солярка, биодизельное горючее предназначено для применения в автомобилях с дизельными двигателями. Для перехода на его использование мотор или другие системы машины модернизировать не нужно.

Основным отличием биодизеля от обычного дизтоплива является его экологическая чистота. Отработавшие газы у автомобилей, «питающихся» таким горючим, по некоторым показателям на порядок чище, чем у работающих на солярке. Кроме того, биодизельное топливо (например, разлитое) полностью распадается на неагрессивные по отношению к окружающей среде компоненты. Это связано с тем, что его производят не из нефтепродуктов, а из растительного масла.

Биодизельное топливо уже получило распространение во многих странах Европы. К примеру, в год в Германии выпускается около 1 млн. 300 тыс. т, во Франции – 780 тыс. т, в Польше – 230 тыс. т. По желанию автовладельца на заправочных станциях биодизель могут заливать в бак автомобиля как в чистом виде, так и в качестве добавки (обычно 5% – 35%) к дизтопливу.

Технология производства

Для получения биодизельного топлива обычно используется рапсовое масло – оно самое дешевое из растительных. Но это горючее также можно делать из подсолнечного, кукурузного и любого другого масла-сырца. Процесс производства выглядит примерно так: сначала масло очищают, а затем в него добавляют метиловый спирт и катализатор (щелочь). В результате реакции переэтерификации получается смесь, которой дают отстояться. Легкие верхние фракции продукта и являются рапсовым метил-эфиром, или биодизельным топливом. Из каждой тонны рапса можно получить около 300 кг (30%) рапсового масла, а из него – порядка 270 кг биодизельного горючего.

Влияние на двигатель

Как показывают многочисленные исследования, использование биодизеля ресурс двигателя не снижает. В то же время рапсовое горючее более агрессивно по отношению к резиновым деталям автомобиля, чем обычная солярка. Поэтому, начиная с 1993 года, многие автопроизводители адаптируют соответствующие части автомобилей к биодизельному топливу. Кроме того, рапсовое горючее агрессивно по отношению к лакокрасочному покрытию кузова, так что если при заправке такое топливо попало на борт машины, его лучше сразу же удалить.

Экология стоит недешево

Сегодня далеко не все у нас готовы платить за экологию. Поэтому биодизель нужно продавать на АЗС не дороже, чем обычное дизтопливо, а то и дешевле. Как сообщили нам потенциальные производители этого горючего в Украине, по их расчетам, 1 литр биодизеля должен стоить примерно 1,5 грн. Теперь вернемся к нашей тонне рапсовых семян. Из нее получается 270 литров биодизельного топлива, продав которое по 1,5 грн. за литр, производитель получит 405 грн. Кроме того, отходами производства рапсового горючего являются глицерин (его можно использовать в фармакологии) и рапсовый жмых (корм для скота). С учетом этих составляющих, выручка при переработке 1 тонны рапсовых семян на биодизельное топливо составляет порядка 750 грн.

Рыночная стоимость тонны рапса в Украине составляет 270 долларов США (около 1500 грн.). То есть, чтобы поддерживать выпуск биодизельного топлива, государство должно предоставлять производителю дотацию из расчета 750 гривен на каждую тонну рапса. Скорее всего, в украинском бюджете такие деньги найдутся не скоро.

1 га растущего рапса может поглощать до 20 тонн углекислого газа за сезон.

Впрочем, можно посчитать и по-другому. Себестоимость рапсовых семян составляет порядка 550 – 700 грн. Так что если производители сами будут выращивать сырье (а именно так они и планируют делать), дотации из бюджета можно уменьшить. Как сообщили нам в Минагрополитики, при таком раскладе будет достаточно компенсаций на уровне 10 – 15% стоимости горючего. Это означает, что при продаже каждых 50 тыс. тонн биодизеля по цене 1,5 грн. за литр и дотациях на уровне 15% наш бюджет будет терять 11,25 миллиона гривен.

Кто оплатит льготы?

Если перевести расчеты Минагрополитики на «язык» автомобилиста, то при расходе биодизеля 7,5 л на 100 км и цене 1,5 грн. за литр стоимость одного километра пробега составит 11 копеек. А из них 1,7 копейки на километр нужно будет дотировать из бюджета. Впрочем, никто и не сомневался, что экология стоит недешево. В Европе такое производство тоже убыточно, и правительства многих стран дают всевозможные налоговые льготы и дотации производителю.

Отходами производства рапсового масла можно кормить животных. Неочищенное биодизельное топливо также можно использовать в качестве печного топлива, а глицерин, который получается в результате очистки, – в фармакологии. Кроме того, при производстве биодизеля можно получать фосфорные удобрения.

Кроме того, в некоторых странах автомобилистам, машины которых работают на биодизеле, разрешен бесплатный въезд в те места, куда на других машинах пускают только за плату. Сельскохозяйственные предприятия, выращивающие рапс, также имеют налоговые льготы и бонусы. В частности, в Германии фермер за каждый засеянный рапсом гектар земли получает 350 евро.

Рапс на экспорт

Впрочем, выращивание рапса в нашей стране имеет весьма серьезные экономические перспективы. Представитель Украины при Европейском союзе Роман Шпек в газете «Урядовый Курьер» пишет, что если выпуск биодизельного топлива развернется в полную силу, Украина сможет на треть уменьшить импорт энергоресурсов. Это, в свою очередь, означает снижение экономической и политической зависимости от поставщиков нефти. Кроме того, рынок биотоплива в Европе сегодня развивается чрезвычайно активно. А сельскохозяйственный потенциал Украины позволит стране заявить о себе как об одном из крупнейших игроков на этом рынке. То есть мы сможем экспортировать и сам рапс, и биодизельное топливо.

Законодательство

Три года назад Европейская комиссия в своем коммюнике предложила странам – членам ЕС к 2020 году заменить пятую часть нефти, которую потребляет транспортный сектор, альтернативными видами горючего. С 2009 года все страны объединенной Европы будут обязаны выпускать и потреблять биодизельное топливо.

В 2003 году вышел Указ Президента Украины «О мероприятиях относительно развития производства топлива из биологического сырья». В нем говорится о необходимости разработать программу производства биологического дизельного топлива для «снижения зависимости национальной экономики от импорта нефтепродуктов, обеспечения развития агропромышленного комплекса и улучшения экологической ситуации». Указ предлагает разрабатывать программу с учетом действующих директив ЕС, касающихся использования биодизельного топлива. Следовательно, у нас есть шанс, что уже в ближайшие несколько лет на отечественных автозаправках появятся колонки с надписью «биодизель».

 МНЕНИЕ  

Владимир Семенов
К. т. н., доцент кафедры двигателей внутреннего сгорания Национального технического университета «ХПИ» г. Харькова

Теплота сгорания биодизельного топлива уступает этому показателю у дизельного – 37,2 МДж/кг против 42,5 МДж/кг (-10%). Поэтому мощность двигателя, работающего на биодизеле, снижается в среднем на 7%, а расход топлива повышается примерно на 5 – 8%.

Что же касается выброса в атмосферу вредных веществ, то биодизель значительно чище, чем солярка. Так, он «чадит» сажей на 50%, СО – на 10 – 12%, СН – на 20% меньше, чем обычное дизтопливо. Серы в выхлопе ничтожно мало – 0,005 – 0,05% против 0,2 – 0,5% у солярки. Этот показатель дает возможность устанавливать нейтрализаторы отработавших газов, что позволит еще больше снизить количество выбрасываемых токсичных компонентов.

Из-за высокого содержания кислорода в биодизельном топливе (10%) в отработавших газах автомобиля больше окислов азота. Но этот показатель снижается до нормы после соответствующих настроек топливной системы (за счет уменьшения угла опережения впрыскивания топлива). Кстати, при помощи регулирования топливной системы можно практически полностью восстановить и мощность мотора.

 МНЕНИЕ  

Анатолий Данчук
Заместитель начальника департамента технической политики Министерства аграрной политики Украины

Министерство занимается разработкой программы производства биодизельного топлива. Она будет подготовлена к концу 2004 года. Один из главных пунктов программы касается государственной поддержки производителей биодизеля. Снизить цену и сделать его выпуск рентабельным можно только за счет дотаций государства и налоговых льгот производителю. Механизм привлечения этих денег мы пока не определили.

 МНЕНИЕ  

Борис Кравец
Директор киевского коммунального научно-производственного предприятия «Кавитрон»

Для запуска нашего проекта, позволяющего производить рапсовое топливо, необходимы инвестиции в размере 5 млн. гривен. Эта сумма намного меньше затрат, связанных со строительством нового предприятия. Сейчас уже начат монтаж оборудования для выпуска первой партии топлива на площадях киевского завода «Радикал». Его начальная мощность составит 10 тыс. тонн в год с возможностью наращивания в дальнейшем. Если завод будет выпускать около 50 тыс. тонн биодизеля в год, он станет рентабельным. Сейчас мы ищем инвесторов, способных вложить в данный проект деньги.

На биодизельное топливо в первую очередь есть смысл перевести общественный транспорт. Это сразу улучшит экологическую ситуацию в столице и других крупных городах Украины. В частности, мы собираемся провести переговоры о переводе на такое горючее автомобилей столичного коммунального предприятия «Киевпастранс».

 МНЕНИЕ  

Владимир Павлюченко
Директор ООО НПО «Бионафта»

Учредителем нашей компании является предприятие «Укррапс», созданное при Минагрополитики для развития рапсоводства в Украине. Мы занимаемся подготовкой производства биодизельного топлива. Сейчас ведутся переговоры с чешской компанией «Сетуза», которая предлагает каскадное строительство. Ее проект предусматривает сначала возвести завод производственной мощностью в 50 – 60 тыс. тонн горючего в год, а позже довести выпуск до 100 тыс. тонн в год. Стоимость работ по строительству и запуску первой очереди предприятия составит около $33 млн.

Также мы ведем переговоры с австрийской компанией, которая, кроме строительства завода, предложила нам для исследовательских целей опытную установку по производству биодизельного топлива. По нашим планам, все вышеперечисленные проекты будут реализовываться за счет иностранных инвесторов.

1 га растущего рапса может поглощать до 20 тонн углекислого газа за сезон.

Отходами производства рапсового масла можно кормить животных. Неочищенное биодизельное топливо также можно использовать в качестве печного топлива, а глицерин, который получается в результате очистки, – в фармакологии. Кроме того, при производстве биодизеля можно получать фосфорные удобрения.

 Сравнительная таблица некоторых физико-химических свойств дизельного и биодизельного топлив
ПоказателиДизельное топливоБиодизельное топливо
Плотность, кг/м куб. при t-20°C826877
Цетановое число, не менее4548
Температура воспламенения (не менее), С60110
Содержание серы, %0,20,02

Светлана Скрипка
Фото Андрея Яцуляка