X

Богдан Сухецкий: Директор паники

Любая гонка, а особенно внедорожная, – это всегда немножко хаос и неразбериха. У нас в гостях Богдан Сухецкий – человек, который стоял у истоков украинских ралли-рейдов и за десять лет научился управлять этой неразберихой.

Любая гонка, а особенно внедорожная, – это всегда немножко хаос и неразбериха. У нас в гостях Богдан Сухецкий – человек, который стоял у истоков украинских ралли-рейдов и за десять лет научился управлять этой неразберихой.

Любая гонка, а особенно внедорожная, – это всегда немножко хаос и неразбериха. У нас в гостях Богдан Сухецкий – человек, который стоял у истоков украинских ралли-рейдов и за десять лет научился управлять этой неразберихой.

«Автоцентр»: На фоне сложностей, с которыми сталкиваются многие автоспортивные дисциплины в нашей стране, ралли-рейды – сама стабильность. Почему?

Богдан Сухецкий: Ралли-рейды в Украине достаточно молоды, и здесь пока нечего делить. У нас нет нездоровых амбиций, нет и глобализации. Все развивается, идет нормальная работа над ошибками.

«АЦ»: В Украину с удовольствием приезжают сильнейшие белорусские и российские рейдовики. Что их привлекает?

Б. С.: В первую очередь – комфортная обстановка. Проводя гонку, мы всегда стараемся устроить зрелищные и интересные церемонии открытия и закрытия, организовать банкет. В российском чемпионате похожий подход я увидел лишь на одной гонке. Более того – на одном рейдовом этапе спортсмены написали в федерацию письмо о плохом отношении к ним со стороны организаторов! Там правит коммерция: приехал, заплатил $1000 стартовых и соревнуйся.

«АЦ»: У нас рейды проводятся на спонсорские деньги, там – за счет стартовых взносов?

Б. С.: Да, в России организатор знает – к нему приедет 50 экипажей, а значит, спонсор не нужен: ведь его деньги придется «отрабатывать». В Украине в этом году на трех гонках из четырех вообще не было стартовых взносов – за все платили спонсоры.

«АЦ»: В последние годы неизменно растет число экипажей, появляются новые команды, серьезная техника, спонсоры. Почему рейдовая серия так и остается в формате Кубка страны?

Б. С.: Есть три уровня: чемпионат, кубок и просто клубное соревнование. Мы проводим клубные гонки на таком же высоком уровне, что и кубковые. И точно так же проводили бы этапы чемпионата. Но при этом возникло бы множество документальных и финансовых требований со стороны Автомобильной федерации Украины. Например, у нее есть очень жесткое правило – если ты проводишь меньше четырех этапов, чемпионат считается несостоявшимся.

В ралли-рейдах главное не статус, а зрелищность – именно это нравится спонсорам. Еще в начале века мы могли позволить себе стартовать на Крещатике, хотя участников было всего 12. А сейчас мы можем поставить подиум в центре любого города.

«АЦ»: Сколько этапов Кубка нам нужно, и каков минимальный бюджет одного рейда?

Б. С.: Пять гонок в год – этого достаточно, ведь они довольно сложные и длинные. Цена вопроса – не менее 150 тыс. грн. на один рейд. Это минимум по всем мерам безопасности и «пиару».

«АЦ»: Давай поговорим о твоей гоночной «ипостаси». Ты не шибко доверяешь штурманам, по возможности все перепроверяешь. Не трудно одновременно управлять и смотреть на приборы?

Б. С.: У меня в машине есть дублирующая GPS-навигация (навигационный компьютер – прим. автора). Но это не потому, что я не доверяю штурману. Скорее, оттого, что я понимаю, насколько ему трудно. Представь: мы едем на большой скорости, галопом по колдобинам и буеракам. А штурман тоже хочет жить – напрягается во время езды, за что-то держится, во что-то упирается. При этом ему нужно «переварить» огромный объем информации: он одновременно читает легенду, следит за показаниями GPS, вычисляет расстояние. Добавь ошибки в легендах, «недобив» в расстояниях, неправильно нарисованные позиции…

«АЦ»: Пожалуй, для одного человека это действительно многовато…

Б. С.: Да! А благодаря GPS я хоть немного контролирую ситуацию. Может, еду при этом не так быстро – но на исправление ошибок уходит куда больше времени, чем на их предотвращение.

«АЦ»: Ты начинал гоняться в рейдах с супругой. Как тебе удалось ее заманить?

Б. С.: Да я особо не заманивал, ей самой было интересно ездить. Ведь изначально это было наше общее увлечение.

«АЦ»: Помню, на одной из гонок ты вынужден был остановиться, чтобы жене сделали обезболивающий укол…

Б. С.: Эта история решила судьбу женщины-штурмана в моем экипаже. К тому моменту рейды превратились в жесткий спорт – тут не все мужчины выдерживают. И я решил, что мне дороже жена и будущие дети, чем хороший штурман. Хотя считаю – и думаю, психологи меня поддержат, – что микроклимат в экипаже куда лучше, когда рядом женщина.

«АЦ»: Вопрос главного редактора «Автоцентра» главному «внедорожнику» страны. Застрял ночью в лесу, связи, запаса воды и пищи нет. Что делать, как не запаниковать?

Б. С.: Необходимо внутреннее воспитание. Я, например, уже лет пять голодаю. Раз в год, на сухую – то есть без воды. И знаю – человек спокойно «функционирует» пять дней без пищи и три – без жидкости. Более того, я занимаюсь глубоководными погружениями. Чтобы избежать кессонной болезни, наверх нужно подниматься очень медленно, постепенно. Смотришь вверх – вот она, поверхность, в каких-то трех метрах. Но если ты их пройдешь быстрее, чем за 40 минут, можешь получить травму на всю жизнь. Серьезное психологическое испытание. Однако вспоминаю, как голодал, и понимаю, что 40 минут – это сущая ерунда. Просто нужно владеть собой – и никакой паники не будет.

«АЦ»: Твоя «дакаровская» программа забуксовала?

Б. С.: Нельзя сказать, что она вообще есть. Этот марафон – исключительно коммерческое мероприятие, рассчитанное на заводские команды. Их снимают, их показывают, о них пишут, а остальные 80% участников – массовка. Когда у нас будут лишние деньги на приключения – тогда и поедем.

«АЦ»: Но ведь хороший гонщик не может не быть амбициозным. А для рейдовика «Дакар» – это вершина…

Б. С.: Есть идея проехать эту гонку на трех квадроциклах. Подготовка – $80–100 тысяч плюс еще столько же на участие.

«АЦ»: Планы на 2007 год?

Б. С.: Сейчас мы работаем над созданием «команды на тойотах»: строим сразу две боевые единицы на базе Land Cruiser Prado нынешнего года выпуска. В планах – сделать рейдовую «сборную Украины» и проехать еще и четыре этапа российского чемпионата четырьмя экипажами: я, Юрий Заставный, Юрий Кондратьев и Андрей Киндяков. Кому-то поначалу может не хватить опыта, но я предвижу, что после российских рейдов уровень конкурентоспособности отечественного Кубка поднимется.

«АЦ»: Вне гонок ПДД часто нарушаешь?

Б. С.: Нет. Весь адреналин выплескивается на трассе. В обычной жизни я придерживаюсь ПДД, в частности, правил мобильной безопасности, чтобы не создавать аварийных ситуаций. Часто решаю вопросы в дороге, благо под рукой всегда мой Samsung i320 – смартфон, который позволяет работать без привязки к офису, пользоваться Интернетом, одним словом, распоряжаться временем по собственному усмотрению. Несмотря на то, что в смартфоне удобная клавиатура и простоe меню, если нужно позвонить или ответить на звонок, проверить почту или просмотреть презентацию бизнес-проекта, обязательно останавливаюсь.

Сергей Суховский
Фото автора и Сергея Кузьмича