X

Citroёn C3: Путешествие на край света

Долой cтереотипы! Кто сказал, что до самого северного поселения Европы можно добраться только на внедорожнике? Экипаж украинских журналистов отправился на норвежский мыс Нордкап на городской малолитражке – Citroёn C3. Что из этого получилось?

Долой cтереотипы! Кто сказал, что до самого северного поселения Европы можно добраться только на внедорожнике? Экипаж украинских журналистов отправился на норвежский мыс Нордкап на городской малолитражке – Citroёn C3. Что из этого получилось?

Долой cтереотипы! Кто сказал, что до самого северного поселения Европы можно добраться только на внедорожнике? Экипаж украинских журналистов отправился на норвежский мыс Нордкап на городской малолитражке – Citroёn C3. Что из этого получилось?

По большому счету, внедорожник в путешествии на Нордкап ни к чему – путь туда пролегает по дорогам общего пользования. Геометрическая проходимость здесь не важна, поможет разве что полный привод – для лучшей устойчивости на обледенелых дорогах. Впрочем, у нашего Citroёn C3 нет ни того, ни другого, поэтому в поездке мы проверяем надежность и выносливость в морозы. Разбитые российские дороги, лютый холод Финляндии и 6000 км пути помогут нам сделать выводы.

Наш путь проходил через пять стран – Украину, Беларусь, Россию, Финляндию и Норвегию. На дорогу отводилось восемь дней и семь ночей. Маршрут и бюджет были составлены так, чтобы экипаж всегда находился в тонусе и считал каждую копейку. Поехали…

Родное СНГ

От заблаговременного бронирования гостиниц пришлось отказаться, так как пересечение таможенных пос­тов и непредсказуемость российских дорог не позволяли нам точно просчитать время прибытия в конкретный пункт. Мало того, ограниченный бюджет подталкивал к авантюре – ехать, пока сможем, а там будет видно. Так и сделали. Перед Броварами, практически у начала Санкт-Петербургского шоссе, заправили 50-литровый бак и 10-литровую канистру бензином Shell V-Power, рассчитывая проехать 1000 км без дозаправки.
Украина проводила нас плюсовой температурой, а Беларусь встретила морозом в 2 градуса, державшимся до самой российско-финской границы. В братской респуб­лике повалил снег, и оставшиеся 5500 км до Нордкапа и обратно до Киева машина двигалась исключительно по заснеженной дороге.

Украинско-белорусский таможенный пункт на трассе Е95 прошли за час. Хорошая новость – белорусские таможенники перестали брать мзду за транзитный проезд по стране.

Парадокс: на белорусских заправках за бензин можно рассчитываться долларами, белорусскими и российскими рублями, а вот в магазинах при АЗС принимают только местную валюту. В придорожных кафе от русских рублей в основном отказываются. Лишь когда мы рассвирепели от желания выпить кофе, удалось уговорить официанток рассчитать нас в чужой валюте. И никогда еще кофе не был таким вкусным!

Ровно в 00.00 по киевскому времени мы пересекли белорусско-российскую границу. К нашему удивлению, переход занял всего 5 минут, да и то лишь для беседы с подвыпившим человеком в бушлате, который делился мыслями о свободе народов и клянчил хоть что-нибудь в подарок. Отделались наклейкой «Ш» – шипы.

В России двигались по снежной каше, скрывавшей выбоины и прочие неровности. Несколько раз Citroёn C3 проваливался колесами в ямы, после чего слышался удар подвес­кой, а затем авто сильно подбрасывало. Но машина продолжала ехать, не реагируя ни на какие дорожные «провокации».

Привести авто в нормальный вид после ДТП получилось быстро: в одной руке молоток, в другой – кусок горной породы. После такой рихтовки удалось вставить на место оторвавшуюся от крепежей фару.

Финские ограничения

Около девяти утра наш экипаж на российско-финской границе уперся в хвост километровой очереди. Так случилось, что в выходной день попасть в Финляндию очень сложно – россияне частенько наведываются в соседнюю страну. А тут еще и таможенная пересменка… В общем, попасть в ЕС нам удалось только через пять часов, что существенно откорректировало наши планы прибытия на границу Полярного круга – в г. Рованниеми, до которого оставалось 700 км пути. Кстати, чтобы проехать это расстояние по снежной и морозной Финляндии, потребуется часов 10-11. Причина в том, что зимой скоростной режим снижен до 80 км/ч на обычных загородных дорогах и до 100 км/ч на автобанах. Мало того, дороги в южной части страны изобилуют большими перепадами высот и крутыми поворотами. Держать ровную скорость становится проблематично. К тому же вырос расход топлива. Если до Финляндии нам удавалось добиться от Citroёn расхода 5,4 л бензина на сотню километров, то здесь его потребление увеличилось на 0,2 л. При этом цена за литр бензина составляет 1,5 евро. Хотя на АЗС Shell она почему-то на 0,02 евро меньше.

Тем временем температура снизилась до -12 градусов, снега стало больше, дороги – чище, пейзажи – красивее, а в сон клонило все сильнее. Остановились на ночлег. Гостиничная сауна совсем разморила, и сон пришел, как только голова коснулась подушки. До привала наш экипаж преодолел 1600 км!

За «жидкую валюту»

Следующий день был богат впечатлениями. Выспавшиеся, мы другими глазами стали рассматривать местные красоты, в которых преобладал белый цвет – сугробы порой были выше машины. Вдоль дорог то и дело встречались следы снегоходов. А их в этой стране множество – чуть ли не возле каждого деревенского двора. Дорожное покрытие – идеально ровное, с таким же идеально укатанным в него до ледового состояния снегом. Но местных водителей гололед не останавливает – они, похоже, со спокойной душой превышают доз­воленную скорость на 10–20 км/ч. Одним мы «сели на хвост». Финны сбрасывают скорость только перед поворотами и радарами с фото­элементами – видно, в навигаторах у них «забиты» все «фотостудии». Хотя нет, не все. Один радар все же застал финского автомобилиста врасплох, подсветив того оранжевой вспышкой – гарантия, что его сняли. Минимальный штраф – 60 евро.

Прокол колеса настиг нас неожиданно, возле частной придорожной закусочной и СТО гаражного типа. Было темно и холодно – около 21 градуса мороза. Хозяин заведения взялся нам помочь, хотя его станция была уже закрыта. Оказалось, что этот добродушный финн в прошлом – титулованный гонщик, а ныне дает уроки спортивной езды и организовывает соревнования. В боксе у него мы увидели несколько «спортивок» и обкаточные стенды. Дом на колесах, квадроцикл и снегоход даже не вызвали удивления. Этого добра завались у каждого финского подворья. За пол-литра водки вопрос с колесом был решен. Финн с радостью принял «жидкую валюту», но при этом жене сказал, что помог бесплатно. Наш человек!

Зимой самая дешевая «ночлежка» стоит 30 евро на двоих. Санузел общий, комната ухоженная, Интернет и стоянка – бесплатно. Хозяин гостиницы очень обрадовался нашему отказу от чека.

Самой северной заправкой в Европе оказалась АЗС Shell.

ДТП на краю света

В Норвегию въехали под «Fairy tale» местной звезды Александра Рыбака. Пока звучала песня, погода за окном менялась – солнечно и ясно в начале композиции и метель при ее заключительных аккордах. После финских морозов, доходивших до 36 градусов, потеплело до -12°С. Влажный ветер за считанные километры отмыл Citroёn до блеска. Гололед был такой, что, выйдя из авто, мы, обутые в специальные зимние ботинки, скользили еще 2-3 метра на ногах. Именно по этой причине мы испытали на прочность придорожный знак, предупреждающий о крутом повороте. Серпантин, спуск… Машину несет вперед, но нам-то нужно направо! Едва смогли развернуть авто на 90 градусов и… влипли в этот знак. Ремонтировались в тоннеле под водой на глубине 212 метров. Еще где-то среди ночи у местных выпросили ключ на 22 и отрегулировали схождение колес. Заправились на самой северной АЗС в Европе «шелловским» бензином и поехали домой.

В Украину въезжали, когда бушевал ураган, дороги заметало снегом и машины бились одна за другой. Израненный Citroёn С3 мужественно довез нас до дома. 6000 км пути, из которых 1000 км пришлись на российское бездорожье, а еще около 1000 км – на мороз ниже 30 градусов, малолитражка вынесла стойко. Что и требовалось доказать!

Киев – Нордкап

Маршрут

6000 км

Время в пути

8 суток (около 180 ч)

Кол-во бензина

350 л

Средний расход

5,5 л

Затраты

17000 грн.

Поломки, потери

прокол колеса, ДТП (диск, бампер, фара, крыло)

Иван Терентьев
Фото автора