Дорога в Беларусь: Пора… на север!
Летом по понятным причинам многих тянет на юг, к морю. А слабо провести отпуск, например, в Беловежской пуще, в компании зубров и медведей? Чтобы узнать, каков отдых в Беларуси, мы отправились «в разведку» на родину Валентина Белькевича и группы «Ляпис Трубецкой».
Летом по понятным причинам многих тянет на юг, к морю. А слабо провести отпуск, например, в Беловежской пуще, в компании зубров и медведей? Чтобы узнать, каков отдых в Беларуси, мы отправились «в разведку» на родину Валентина Белькевича и группы «Ляпис Трубецкой». |
| |
Для путешествия мы выбрали маршрут Киев – Чернигов – Гомель – Бобруйск – Минск. Первым приятным открытием оказалось великолепное качество дорожного покрытия на объездной дороге вокруг Броваров. Да и ограничение 110 км/ч позволило ехать быстро и комфортно, не нарушая при этом ПДД. Такой же скоростной режим действует на всей трассе Киев – Чернигов, за исключением населенных пунктов, где мы советуем не забывать сбрасывать скорость (особенно в Семиполках, Озерном и Киптях). Радостное настроение от приятного путешествия несколько ухудшилось на черниговской объездной дороге и совсем уж упало на участке Чернигов – Новые Ярыловичи. Попрыгав по ямам и несчетное количество раз помянув «незлым тихим словом» дорожные службы Черниговской области, мы встретили передвижной пост ГАИ возле города с многозначительным названием Халявин. Причем интересно, что автомобиль блюстителей был припаркован прямо посреди дороги, на разделительной полосе. Но вот и поселок Новые Ярыловичи, а сразу за ним – она, государственная граница.
Граница без замка
Беларусь не входит в число стран – участниц Международной системы страхования «Зеленая карта», поэтому полис гражданской ответственности, действующий в пределах этого государства, оформлять можно прямо на границе. Минимальный срок действия страховки – 15 дней; для легковушек она стоит 32 гривни. Кроме того, на границе поинтересуются наличием на вашем автомобиле значка-наклейки UA, обозначающего государственную принадлежность транспортного средства. Этой наклейкой мы порекомендуем обзавестись заранее, так как на границе вам предложат ее приобрести за 15 – 20 гривен. Отдельный совет тем водителям, которые эксплуатируют транспортное средство по доверенности (неважно, генеральная она или нет): несмотря на то, что нотариусы оформляют ее «с правом выезда за границу», покинуть пределы Украины, не имея временного техпаспорта, вы не сможете. О том, как оформить этот документ, «Автоцентр» писал, например, в № 19 за 2004 г.
После прохождения украинской таможни и пограничного контроля (а при отсутствии очереди это займет у вас около получаса) будьте готовы потратить еще некоторое время на оформление временного ввоза транспортного средства в Беларусь. А поскольку сервис на белорусской таможне еще очень далек от совершенства, не удивляйтесь, если вам придется простоять у пустого окошка минут двадцать. Причем на резонный вопрос, сколько еще это может продлиться, вы скорее всего получите лаконичный ответ сотрудников таможни: «Ждите».
А вот непосредственно с оплатой пребывания «железного коня» на территории страны сложностей гораздо меньше. Сумму, эквивалентную двум «убитым енотам» (на момент нашего путешествия за один доллар давали 2145 белорусских рублей), от вас примут практически в любой валюте: в гривнях, российских рублях, евро или долларах.
Не имей сто рысей
Вообще, иностранные денежные знаки ходят на территории Беларуси довольно свободно: в порядке вещей, например, рассчитаться евро в придорожной закусочной или долларами в гостинице. Мало того, чек вам тоже выпишут в той валюте, которой вы расплачивались!
На удивление, этому принципу следуют даже на автозаправках. Кстати, путешественникам стоит быть готовыми к тому, что на дорогах Беларуси гораздо меньше АЗС, чем в Украине. После пересечения границы в Новых Ярыловичах первая работающая заправочная станция встретилась нам только через 138 км, возле города Жлобин. И даже в столице их буквально десяток, причем все они отображены на карте города. Да и цена на бензин очень удивила: на момент нашего путешествия, то есть до подорожания топлива, 1 литр АИ-95 стоил 1400 белорусских рублей (около 65 центов, или 3,5 гривни). Впрочем, топливный кризис обошел Беларусь стороной и «уравнял наши шансы» – сейчас АИ-95 стоит там 1450 рублей (68 центов, или 3,6 гривни), что не намного дороже, чем в Украине…
А вот если вы решите перекусить в дороге, то обойдется это примерно в 7–10 тысяч белорусских рублей (примерно 3-4 у. е.) на человека; правда, кафе на отрезке трассы «граница – Бобруйск» очень немного. Впрочем, чем ближе к столице, тем более развита дорожная инфраструктура. А любителей посидеть после дороги за рюмочкой украинской горилки мы можем порадовать: «медовая с перцем» продается даже на трассе; правда, отдать за нее придется порядка 35 тысяч местных рублей (около 85 гривен) – чуть-чуть больше, чем за бутылку мартини.
В качестве национальной денежной единицы прочно занял позиции белорусский рубль. Впрочем, слово «прочно» в данной ситуации является некоторой гиперболой, так как за последние годы валюта претерпела две деноминации. Печально известные «зайчики» ушли в прошлое, и белорусская народная мудрость «Не имей сто «рысей», а имей сто «лосей» утратила свою актуальность.
Обменять же валюту можно везде – и на этот раз слово «везде» преувеличением не является. Помимо банков и киосков, мы несколько раз сталкивались с чисто белорусским «ноу-хау» – передвижными обменниками. Представьте себе обычный (как максимум – бронированный) минивэн, в борту которого прорезано окошко; через него сидящая внутри барышня и производит валютные операции. Экономят на аренде помещений или «обходят» местные законы?
Эх, дороги…
Но вернемся на землю, точнее, на асфальт. Белорусские дороги достойны восхищения: если вам встретится знак «Неровная дорога», то это означает, что вы ощутите легкую вибрацию на большой скорости, а не провалитесь в яму посреди дороги, как это произошло с нашим экипажем неподалеку от Чернигова. Покрытие трасс (по крайней мере, межобластных) просто великолепно, а четкая дорожная разметка присутствует практически везде. Пешеходные переходы и железнодорожные переезды на трассах оборудованы «лежачими полицейскими», которые представляют собой несколько расположенных поперек движения выступающих полосок асфальта, окрашенных в красный и желтый цвета. Такой «спид-брейкер» не причинит никакого вреда подвеске вашего автомобиля, а просто напомнит о том, что пора сбрасывать скорость.
Интересно, что белорусские водители очень дисциплинированы по части скорости. Ограничение на большинстве местных дорог – 90 км/ч; и, как ни странно, все его соблюдают! За всю дорогу от границы и обратно нас обогнал лишь один автомобиль – и тот с одесскими номерами. Наверняка такое уважение к законам вызвано размером штрафа за превышение скорости. Мы выяснили (к счастью, не на личном опыте), что он составляет от 10 до 20 у. е. А это примерно 10 процентов средней белорусской зарплаты…
Дорожные знаки очень информативны, и заблудиться можно только при большом желании или по невнимательности. Впрочем, некоторые развязки в Минске требуют предварительного и более тщательного изучения. В особенности это касается круговых развязок, движение по которым может быть организовано весьма хитрым образом.
Молодость моя – Белоруссия
На улицах и дорогах Беларуси встречаются дорожные знаки, которых в украинских ПДД нет (или они очень редко используются). Например, почти все знаки «Остановка запрещена» в Минске снабжены табличками с изображением эвакуатора. Это должно напоминать минчанам и гостям столицы о том, что остановка действительно запрещена. Иначе, возможно, потом придется искать автомобиль где-нибудь в Гомельской области, на штрафплощадке…
Машин в Беларуси вообще гораздо меньше, чем в Украине. Поэтому той картины, которую мы можем ежедневно наблюдать на Крещатике в часы пик, в Минске не увидишь. Благодаря такому спокойствию на дорогах город производит очень приятное и умиротворяющее впечатление. Осмелимся порекомендовать гостям столицы Беларуси пройтись по главной артерии города – проспекту, носящему имя Франциска Скорины. Он начинается от центральной Площади Независимости, на которой находятся Дом Правительства и очень красивый католический костел. Не забудьте посетить расположенные на проспекте многочисленные кафе и отведать драники, без которых не обходятся даже минские «фаст-фуды». А если вы пройдете по улице Немиги и «форсируете» по мостику реку Свислочь, то окажетесь в Троицком предместье – одном из немногих сохранившихся кварталов старого города.