X

Фестиваль внедорожников «УкрАвто 4х4»: Линейка готовности

В начале декабря в Карпатах была настоящая зима. На фестивале внедорожников «УкрАвто 4х4» с ледяными дорогами сражалось около тридцати внедорожников и несколько полноприводных легковушек.

В начале декабря в Карпатах была настоящая зима. На фестивале внедорожников «УкрАвто 4х4» с ледяными дорогами сражалось около тридцати внедорожников и несколько полноприводных легковушек.

В начале декабря в Карпатах была настоящая зима. На фестивале внедорожников «УкрАвто 4х4» с ледяными дорогами сражалось около тридцати внедорожников и несколько полноприводных легковушек.

Тест-драйв внедорожников не предвещал экстрима: Прикарпатье встречало асфальтовыми трассами, специально устроенным полигоном и каменистыми горными серпантинами. Но как только колонна подъехала к селу Поляница, где расположен горнолыжный курортный комплекс Буковель, вдруг все изменилось. В первый день участники штурмовали горы в направлении туристической базы «Драгобрат», взбираясь на высоту порядка 1200 м. Подъем, перемежающийся короткими спусками, крутыми поворотами и мостиками через горные речки, преподнес нам много сюрпризов.

За день до приезда прошел дождь, за ночь земля покрылась ледяной коркой. И без того малоприятные каменистые дороги с колеями от тяжелого местного транспорта (ЗИЛ-131, ГАЗ-66, «Уралы», УАЗы) превратились в труднопреодолимое препятствие. Но выпавший снег надежно укрыл обледеневшие камни и колеи. Поэтому мы смело свернули с асфальта и начали подъем.

Первые машины шли легко – плотный слой еще неукатанного снега служил опорой колесам. Те, кто шел в середине колонны и дальше, вскоре начали «плавать» по дороге. Вскоре крутизна подъемов выросла и трудности коснулись всех. Машины потеряли способность цепляться колесами за укатанный снег и «проявившийся» лед. Начались буксования, остановки, сползание в кювет и вниз. Добавил впечатлений проезжавший мимо местный ­ЗИЛ-131, «обутый» в цепи. Даже он не преодолел критичный для многих из нас подъем, заскользил назад, едва увернувшись от припаркованных легковушек.

Горы расставили все по своим местам. Гигантский Nissan Patrol и внушительный Jeep Grand Cherokee карабкались на них, как две большие кошки, не спеша «ощупывая» колесами каждый камень. «Обутый» в слегка изношенную резину Mercedes M-Klasse предыдущего поколения беспомощно «зависал», требуя подталкивания. Два ML нового поколения на шипованных шинах шли вверх как по рельсам. После манипуляций драйвера даже Toyota Land Cruiser Prado развернуло поперек дороги – еле остановили, не дав скатиться под откос. Для пары Chevrolet Niva с механической трансмиссией образца 1970-х в данном мероприятии сложностей не было. «Паркетники» Chery Tiggo отставали, но не сдавались. Добрались до вершины и «родственники» – Chevrolet Captiva и Opel Antara в компании с Kia Sportage. Но наиболее уверенно чувствовали себя пикапы Tata Xenon, которые оказались еще теми «проходимцами»: они умело останавливались и трогались, поэтому с них начали разбрасывать песок, привезенный буксующим…

Cпуск оказался не легче, но мы имели опыт подъема и груженые противобуксовочным материалом Xenon’ы. Но все участники благополучно вернулись на базу, хотя это и заняло почти три часа.

На второй день мы покоряли перевалы возле Делятина и Надворной. Характер дорог тот же, только подъемы были затяжными, а крутизна их – меньшей.

Геометрическая проходимость

 

Тип привода, КП
КлиренсУгол въезда/Угол рампы/Угол съезда


Kia Sportage

172

 

23/18/28Постоянный полный привод с принудительной блокировкой электрогидравлической муфты, 6-ст. АКП.


Opel Antara

176

 

24/18/23Постоянный полный привод с автоматическим подключением заднего моста, 6-ст. АКП.

Chevrolet Captiva

178

 

28/18/30Автоматически подключаемый полный привод с электромагнитной муфтой, 6-ст. АКП.


Chery Tigo

190

 

29/н. д./28

Полный привод с центральной электромуфтой, 5-ст. МКП.


Toyota RAV4

   


Mercedes-Benz M-Klasse (W164)

200

27/22/26

Постоянный полный привод с демультипликатором и блокируемыми автоматически или принудительно межосевым и задним дифференциалами.


Chevrolet Niva

200

38/20/36

Постоянный полный привод с блокировкой межосевого дифференциала и демультипликатором, 5-ст. МКП.


Nissan X-Trail

200

29/20/23

Автоматически подключаемый электроникой полный привод с электромагнитной муфтой и возможностью блокировки, CVT.


Tata Xenon

200

26/20/22

Принудительно подключаемый полный привод без межосевого дифференциала, 5-ст. МКП.


Mercedes-Benz GLK

201

23/19/25

Постоянный полный привод, функции межколесной и межосевой блокировок выполняют электронные системы, 7-ст. АКП.


Mercedes-Benz M-Klasse (W166)

202

27/22/29

Постоянный полный привод, функции межколесной и межосевой блокировок выполняют электронные системы, 7-ст. АКП.


Kia Sorento

203

28/17/27

Автоматически подключаемый полный привод с демультипликатором, 6-ст. АКП.


Jeep Patriot

204

21/20/33

Постоянный полный привод с принудительно блокируемой электромуфтой, вариатор.


Jeep Compass

205

21/20/32

Постоянный полный привод с демультипликатором и электронными блокировками осей, 5 ст. АКП.


Toyota Highlander

206

23/н. д./24

Постоянный полный привод, функции блокировок выполняет электроника, 5-ст. АКП.


Nissan Patrol

220

35/24/26

Полный привод, жесткая блокировка межосевого дифференциала и пониженный ряд, 7-ст. АКП.


Toyota LC Prado

220

32/22/25

Постоянный полный привод с межосевым дифференциалом, с автоматической или принудительной блокировкой, демультипликатор, по заказу – блокировка заднего дифференциала, 5-ст. АКП.


Jeep Grand Cherokee

205-270

36/23/29

Постоянный полный привод с понижающей передачей, электронной блокировкой заднего межколесного дифференциала, 5-ст. АКП.


Nissan Pathfinder

254

33/24/25

Автоматически подключаемый полный привод с электромагнитной муфтой и демультипликатором, 5-ст. МКП.


Mercedes-Benz GL

197-307

33/23/27

Постоянный полный привод с межосевым дифференциалом, демультипликатором и блокируемыми автоматически или принудительно межосевым и задним дифференциалами, 7-ст. АКП.

Группировки 4х4

При правильном подборе зимних шин поведение и возможности автомобилей в трудных дорожных условиях зависят от их класса. Внедорожники, участвовавшие в фестивале, можно разделить на три группы:

1. Компактные SUV – не рассчитаны на тяжелые условия, но могут кое-что показать благодаря клиренсу и относительно простым (с межосевой блокировкой) полноприводным трансмиссиям: Jeep Compass, Jeep Patriot, Mercedes-Benz GLK, Kia Sportage, Opel Antara, Chevrolet Captiva, Nissan X-Trail, Cherry Tigo, Toyota RAV4, Toyota Highlander.

2. Настоящие внедорожники – изначально создавались с ориентацией на эксплуатацию в условиях отсутствия асфальто-бетонных дорог. Залогом их успеха является большой дорожный просвет и проверенная временем конструкция полного привода: Tata Xenon, Chevrolet Niva.

3. Большие SUV – одни оснащены серьезной трансмиссией, а другие для компенсации отсутствия межколесных блокируемых дифференциалов имеют разные электронные системы, помогающие на бездорожье: Jeep Grand Cherokee, Mercedes-Benz M-Кlassе, Mercedes-Benz GL-Кlassе, Kia Sorento, Nissan Patrol, Nissan Pathfinder, Toyota LC Prado.

Будь готов!

На основании зимней горной разминки можно сделать некоторые выводы. Так, успешное управление автомобилем на зимних горных дорогах требует от водителя определенных навыков независимо от того, насколько сложна трансмиссия машины или как она «нафарширована» внедорожными опциями. Электронные системы меняют поведение автомобиля на снегу, льду, неровностях, подъемах и спусках. Например, они могут изменять реакцию машины на действия акселератором, не допускать буксования (иногда необходимого) колес, увеличивать поворачиваемость авто, подтормаживать колеса и пр. Электронные «посредники» влияют на ощущение автомобиля владельцем, на реакции органов управления. Поэтому перед зимним путешествием нужно не только детально изучить руководство по эксплуатации, но и ознакомиться с работой всех имеющихся систем на практике. Чтобы поездка была успешной, следует «отрепетировать» торможение – как штатной тормозной системой, так и двигателем. Также водитель должен чувствовать клиренс авто. Это пригодится на горных дорогах, где встречаются размывы, глубокие колеи и камни, способные пробить картер агрегатов. Также к зимней поездке в горы следует подготовить автомобиль. Машину необходимо «обуть» не прос­то в зимние шины – они должны быть по возможности более новыми и не европейского, а арктического типа, с шипами. Это очень важно, так как если вы ошибетесь с выбором покрышек, любая полноприводная трансмиссия будет бессильна. Не помешает положить в багажник лопату. Песок, припасенный в пластиковой бутылке или пакете, поможет тронуться на гололеде, а прочный трос с надежными оконцовками выручит в случае обращения за помощью к тягачу. Защита двигателя и трансмиссии будет оберегать агрегаты машины от камней.

Если вы не уверены в своей зимней резине и возможностях полного привода, перед поездкой в горы захватите цепи противоскольжения.

Константин Широкун
Фото Игоря Коваленко