Франкфуртский автосалон: Немецкие выборы
Начало автосалона IAA-2005 совпало с выборами в Бундестаг. Но не меньшая борьба за голоса покупателей развернулась на самом значимом европейском автомобильном рынке. А за каждым из голосов здесь стоят десятки тысяч евро. Ареной этой битвы стал Frankfurt Motor Show IAA-2005, на котором состоялось 77 мировых премьер.
Начало автосалона IAA-2005 совпало с выборами в Бундестаг. Но не меньшая борьба за голоса покупателей развернулась на самом значимом европейском автомобильном рынке. А за каждым из голосов здесь стоят десятки тысяч евро. Ареной этой битвы стал Frankfurt Motor Show IAA-2005, на котором состоялось 77 мировых премьер. |
Франкфуртский салон всегда был главным полем битвы мировых автогигантов. Особое внимание здесь уделяется вещам не только красивым, но и действительно важным. Видимо, поэтому у стендов, помимо первых лиц различных автокомпаний, можно было увидеть канцлера Германии Герхарда Шредера, который под бдительным «надзором» целого роя охраны вперемешку с папарацци обошел экспозиции немецких производителей, уделив внимание каждому.
Главными тенденциями салона можно назвать возвращение к яркому дизайну, рост интереса к гибридным силовым установкам и наступление китайского автопрома. Об этом читайте в первой части нашего репортажа.
От прагматизма к яркой индивидуальности
После пятилетки фанатичной борьбы за повышение вместительности и универсальности машин автопроизводители сосредоточили свои усилия на разработке яркого дизайна экстерьера. Это объясняется в первую очередь тем, что при всей своей практичности европейцы хотят выглядеть стильно. И сегодня колонки новостей специализированных изданий пестрят сообщениями о рестайлинге тех или иных моделей. Например, если раньше срок жизни модели составлял 5 – 7 лет, то сегодня уже после 2-3 лет производства она «омолаживается». Так, в этом году во Франкфурте дебютировали обновленные версии «фордовских» Fiesta и Fusion, появившихся в 2002 году. Кроме того, несмотря на заявления о том, что концепт D-Max должен стать самостоятельной моделью, многие его решения перекочевали на Ford Galaxy нового поколения. Это, возможно, означает, что и концептуальный седан-купе Ford iosis может стать отправной точкой для нового Mondeo или другой модели. Пробиться к стенду с футуристическим iosis было достаточно сложно на протяжении всей работы автосалона, а ведь избалованных немцев удивить непросто…
В этом отношении преуспели и французы, которым всегда была свойственна определенная доля гламурности.
Peugeot усиленно развивает тему конкурса дизайнеров. В этом году победителем стал создатель оригинального автомобиля-шара Peugeot Moovie. Очень агрессивно выглядели и выставленные в нескольких экземплярах трехколесные легкие спортивные автомобили 20Cup. Это настоящий болид: на 500 кг веса – 170 л. с.!
Среди ярких концептов стоит упомянуть и «ситроеновское» четырехдверное купе C-SportLounge, созданное на платформе модели С4. Не менее эффектно выглядел флагманский Citroёn C6. Во Франкфурте его представили с новым 208-сильным дизелем. Понятно, что шикарный автомобиль бизнес-класса, с оригинальной внешностью и по умеренной цене, не мог не вызвать интереса у немцев, и, судя по реакции посетителей, машина будет популярной.
Еще один вариант придания машине оригинальности и выразительности – создание спортивных версий. Новому субкомпакту Peugeot 1007 добавили хрома, сменили бамперы, подправили «глазки» и назвали все это RC Line. Вообще, недостатка в «заряженных» версиях не было. Например, Renault наряду с дебютом нового поколения хэтчбека Clio показала во Франкфурте «горячий» трехдверный Clio RenaultSport. Кстати, практически все производители привезли на автосалон что-нибудь в этом духе, независимо от «классовой» принадлежности. Ford – Focus в версии ST и RS, Skoda – Octavia с такой же аббревиатурой RS, а Seat продемонстрировал «заряженную» дизельную модификацию Altea FR.
Обновленная версия седана Chevrolet Aveo с внешностью в стиле Lacetti относится к «спокойным» новинкам. Европейцев она не очень заинтересовала, но в Украине определенно будет бестселлером. Машина стала гораздо ярче. К слову, даже в Европе эта модель теперь называется не Kalos, а Aveo.
В свою очередь, Fiat возлагает большие надежды на новый Grande Punto, который займет место в линейке между обычным Punto и Stilo.
Однако в Германии всегда отдавали предпочтение хэтчбекам С-класса. В первом полугодии нынешнего года этот сегмент увеличивался значительно быстрее других. На немецком рынке рост продаж составил 20,3%. И это в то время, когда у остальных, в том числе В-класса, наблюдается спад. Потому так остра конкуренция среди производителей хэтчбеков этого типа. И главные новинки – у японских компаний.
Безусловно, самой интересной машиной в классе стал новый Honda Civic. У машины яркая внешность, необычный дизайн салона и «продвинутая» конструкция моторов. Особый акцент делается на бензиновом двигателе 1,8 л (подробнее см. стр. 4). Спортивному имиджу Civic компания Nissan противопоставляет спокойный семейный «минивэнистый» хэтчбек Note, который пришел на смену Almera.
А вот у Mitsubishi в этом сегменте нет машины. Но, судя по концептуальной разработке ConceptSportback, в ближайшем будущем такая машина все же появится.
Среди больших машин наиболее ярким был Mercedes S-Klasse (W221). Все привыкли к его техническому совершенству и внешней сдержанности. Но в этот раз стало очевидно, что дизайнеры работают над новым лицом престижного седана. И при этом не боятся ярких решений. Пусть даже они не всем по вкусу. Дебют флагманской модели вызвал бурные споры о сходстве с Maybach.
Противоположную позицию занимает Audi. Ее кроссовер Q7 – воплощение всех «фамильных» черт марки, без лишнего авангардизма. Однако выверенность пропорций позволила сделать машину очень выразительной и узнаваемой.
|
|
Китайская рапсодия
Одна из причин возросшей в последнее время активности европейских и японских компаний – растущий натиск китайских производителей, которые включились в борьбу за европейский рынок. В этом году впервые на таком серьезном автошоу, каким является IAA, представили свою продукцию сразу три компании из Поднебесной – Jiangling Landwind Motors, Shenyang Brilliance Jinbei Automobile Co. и Geely International Co. Китайцы ведут себя на немецком рынке достаточно активно. Судите сами: у Jiangling Landwind, которая предлагает единственную модель внедорожника (уж больно напоминающую Opel Frontera первого поколения), уже 51 дилер! Для Landwind предлагается два бензиновых мотора Mitsubishi 2,0 л/115 л. с. и 2,4 л/ 125 л. с., а также 2,8-литровый 93-сильный дизель Isuzu. Модель можно заказать как в моно-, так и в полноприводном исполнении.
О темпах роста китайского автопрома свидетельствует тот факт, что корпорация Geely International Co., выпустившая первый автомобиль в августе 1998 года, спустя всего 5 лет праздновала появление 100-тысячного. Во Франкфурте дебютировали сразу пять моделей двух брендов компании – Geely и Maple, которые относятся к европейским B- и C-классу.
На стенде Shenyang Brilliance Jinbei Automobile Co. был представлен люксовый седан Zhonghua. Это не первое появление машины в Германии. Дебютный показ состоялся в апреле нынешнего года на автошоу в Лейпциге. В пресс-релизе было сказано, что дизайн модели разрабатывался в итальянском ателье Pininfarina, но нас все равно не оставляло чувство дежа-вю: так сильно Zhonghua напоминал японские Infiniti. Машина «упакована на все деньги» – в базовое оснащение входят кондиционер, электропривод стекол, парктроник, центральный замок, аудиосистема с CD и 8-ю динамиками, ABS, две фронтальные подушки и т. д. На выбор предлагаются бензиновые моторы Mitsubishi 2,0 и 2,4 л с механической или автоматической КПП. А теперь самое главное – цена. Как и у всех китайских машин, именно она будет главным козырем в борьбе за покупателя. Судите сами: почти 5-метровый европейский седан в базовой версии стоил бы не меньше 30 тысяч евро, а китайская машина в полном оснащении на треть дешевле – 20 тысяч евро!
Безусловно, повсеместное копирование китайцев вызывает почти раздражение. Однако не стоит забывать, что примерно с этого начинали как японские, так и корейские автопроизводители. Причем если японцам для завоевания мировых рынков понадобилось 30 лет, то корейцам хватило 15-ти. Страшно представить, что нас всех ожидает через 5 лет. Похоже, китайский дракон начал просыпаться…
Видимо, предчувствуя скорое нашествие дешевой продукции с лейблом «Made in China», европейские производители один за другим срочно перепозиционируют свои бренды в премиум-сегмент.
|
Гибридная техника
Цены на бензин продолжают расти не только в Украине, но и в Европе. На стенде одной из компаний, продающих газобаллонное оборудование, даже была установлена стела АЗС с ценами на топливо. Это должно было еще ярче проиллюстрировать, как выгодно заправляться газом. Газовую тему поддержал и Saab с рестайлинговой версией 9-5. Одна из модификаций, получившая к имени приставку «Tri Fuel», может работать на дизельном горючем, газе или спирте.
Однако использование нефти, газа и спирта – не выход из положения. Автопроизводители в один голос утверждают, что будущее за силовыми установками на водороде, которые дают экологически чистый выхлоп. Но это перспектива на ближайшие 30 – 40 лет. Переходной же вариант – машины с гибридными силовыми агрегатами: ДВС+электромотор. Причем гибриды – это не всегда просто экономичные городские машины, как, например, Toyota Prius, которую уже сейчас можно купить. Речь о SUV и седанах премиум-сегмента.
Все популярнее становится схема, в свое время реализованная на Honda Civic IMA (см. «АЦ» № 30’2005 г.) и теперь продолженная на втором поколении «хондовского» гибрида Civic Hybrid. Между двигателем внутреннего сгорания и КПП установлен электромотор, который одновременно выполняет функции стартера и генератора.
По такому же пути пошли Audi, BMW и Mercedes. Так, одна из главных новинок салона – Audi Q7 – представлена не только с бензиновым мотором 4,2 л (350 л. с.) и турбодизелем 3,0 л (233 л. с.), но и в версии с агрегатом 4,2 л (440 Нм) и 42-сильным электродвигателем (200 Нм), благодаря которому расход топлива снижается до 12 л на 100 км (на 13%).
Альтернативный вариант предложил Mercedes. Новый S-klasse (W221) представлен не только с традиционными ДВС, но и сразу в версии гибрид. Интересно, что S320 Bluetec Hybrid – первый автомобиль с комбинированной силовой установкой, где в качестве ДВС использован дизельный мотор (3,2 л, 243 л. с.). За чистоту выхлопа дизеля отвечают антисажевый фильтр и дополнительный окислитель-катализатор с наполнением мочевиной. Такая пара дизель – электромотор получилась почти на четверть экономичнее, чем гибрид с бензиновым ДВС.
Свое видение гибрида представили и баварцы, показав BMW X3 Efficient Dynamics. Его бензиновому двигателю помогает электромотор, за счет чего машина стала экономичнее и динамичнее. Разгон до «сотни» занимает лишь 6,7 с, а максимальная скорость составляет 235 км/ч.
Но если у немцев это лишь проекты и перспективные разработки, то у Lexus есть уже серийный SUV RX 400h и седан бизнес-класса GS 450h. Последний оснащен бензиновым двигателем 3,5 л (286 л. с.) и электромотором (190 л. с.).
Итак, можно с уверенностью говорить о внедрении гибридных технологий в серийные машины. Во-первых, их разработкой занялись не только автопроизводители, но и крупные поставщики комплектующих – Bosch и MagnaSteyr. Подтверждением тенденции стало и недавнее создание научно-исследовательского альянса по развитию гибридных силовых установок тремя гигантами: BMW, DaimlerChrysler и General Motors. По предварительным прогнозам, мировой объем производства гибридных автомобилей к 2010 году превысит 900 тысяч, а серийных моделей будет более 70.
|
|