X

Корея эпохи Возрождения

Оправившись от экономического кризиса конца 90-х, Южная Корея стремительно набирает обороты. Не по дням, а по часам растут небоскребы и жилые комплексы, их опоясывает сеть разветвленных дорог, по которым несутся в основном корейские автомобили. Чтобы узнать, чем живет современный автопром этой страны, мы отправились на автошоу в Сеуле.

Оправившись от экономического кризиса конца 90-х, Южная Корея стремительно набирает обороты. Не по дням, а по часам растут небоскребы и жилые комплексы, их опоясывает сеть разветвленных дорог, по которым несутся в основном корейские автомобили. Чтобы узнать, чем живет современный автопром этой страны, мы отправились на автошоу в Сеуле.

Оправившись от экономического кризиса конца 90-х, Южная Корея стремительно набирает обороты. Не по дням, а по часам растут небоскребы и жилые комплексы, их опоясывает сеть разветвленных дорог, по которым несутся в основном корейские автомобили. Чтобы узнать, чем живет современный автопром этой страны, мы отправились на автошоу в Сеуле.

Ю жная Корея входит в пятерку крупнейших стран – производителей легковых автомобилей в мире. Только в прошлом году она выпустила 3,5 млн. легковушек, из них на экспорт ушло 2,53 млн. При этом на внутреннем рынке доля иномарок не превышает 3%. Несколько лет назад под давлением мирового экономического сообщества пошлины на ввоз иномарок были снижены: таможенная ставка на новую легковушку – всего 8%. Но автомобилей-чужестранцев на улицах Сеула все равно мало, причем большая часть из них – BMW и Mercedes-Benz. Казалось бы, проводить международный автосалон в Сеуле нелогично. И все же нынешнее шоу проходит под эгидой OICA уже в шестой раз – первое состоялось в 1995-м. С 2005 года выставку принимает современный комплекс KINTEX. В этом году в ней участвовали 188 компаний из 11 стран мира. Естественно, что большинство экспонентов имели корейскую «прописку», а среди иностранцев наибольший интерес проявили немецкие и американские компании. Удивительно, что, несмотря на соседство, китайцы остались совершенно безучастны.

Hyundai

Лидер корейского автопрома Hyundai Motor контролирует половину автомобильного рынка страны, а благодаря альянсу с Kia эта цифра увеличивается до 73%. К тому же альянс занимает 6-е место в мире. Поэтому интерес к стенду особенно велик. Главным шоу-стоппером стал концепткар Veloster. Внешность его разработана в фирменном дизайн-центре в Намьяне и перекликается с обликом «заряженных» европейских хэтчбеков. Салон купе имеет посадочную формулу 2+2. Двухлитровый двигатель семейства «всемирных моторов» (они выпускаются совместно компаниями Hyundai, DaimlerChrysler и Mitsubishi) расположен спереди поперечно в паре с пятиступенчатой автоматической КП. По всей видимости, купе станет дальнейшим развитием модели Hyundai Tiburon/Coupe, которая выпускается с 1996 года и пережила несколько реинкарнаций.

Среди серийных премьер – новое поколение минивена Н-1 (в Корее – TQ) и универсал Hyundai FD (на европейском рынке – Hyundai i30).

Новый H-1 стал просторнее, чем его предшественник. Объясняется это, в первую очередь, увеличением на 120 мм колесной базы (3200 мм). Автомобиль намерены выпускать в двух версиях – пассажирской и грузовой. Для H-1 предлагают турбодизель CRDi 2,5 л мощностью 170 л. с.

FD Estate Wagon – под таким именем в Сеуле дебютировал новый универсал гольф-класса. Это уже вторая модель Hyundai перспективного семейства i30. Напомним, что в начале весны в Женеве был представлен 5-дверный хэтчбек i30. По сравнению с последним, универсал на 230 мм длиннее (4475 мм) и на 50 мм выше (1530 мм). Кроме того, Estate Wagon имеет увеличенную на 90 мм базу (2700 мм). Первоначально для универсала будет предложен 1,6-литровый турбодизель. Обе машины разработаны в немецком дизайн-центре компании Hyundai в Рюссельхайме и предназначены в первую очередь для европейского рынка. Первоначально модель i30 будет производиться в Корее на заводе в Ульсане, а в 2008 году начнется выпуск всех модификаций семейства i30 на строящемся заводе в Чехии.

Компания Hyundai была создана в 1947 году. В 1968-м начался мелкосерийный выпуск лицензионных автомобилей Ford Cortina и М20. В семидесятые годы фирма Hyundai активно строила автомобильные заводы, а в 1973-м открылся собственный конструкторский отдел. Первым по-настоящему массовым легковым автомобилем стал Hyundai Pony, созданный в 1975 году при сотрудничестве с Mitsubishi. Это была первая корейская машина, отправленная на экспорт. Постепенно лицензионные модели уступали место собственным разработкам. Hyundai благополучно пережил азиатский кризис благодаря широкому модельному ряду, развитой дилерской сети и успешной маркетинговой политике. В сентябре 2000 года автомобилестроительное подразделение Hyundai Motor было выведено из состава холдинга Hyundai. В том же году произошло объединение с Kia Motors.

GM Daewoo

Концептуальный седан Daewoo L4X в будущем станет правоприемником снятых с производства моделей Statesman и Magnus. Заднеприводная машина оснащена 3,6-литровым V6 мощностью 258 л. с. и 5-ступенчатым «автоматом». При колесной базе 3009 мм это будет один из самых крупных автомобилей в классе. В базовом оснащении: мультимедийная система с навигацией и спутниковым ТВ, биксеноновые фары, 6 подушек безопасности, трехзонная система климат-контроля, электропривод задних кресел с подогревом и массажем, электропривод шторок задних стекол, камера заднего вида и складывающиеся зеркала заднего вида.

Покупку в 2002 году концерном GM обанкротившейся Daewoo Motor за $440 млн. многие считали очередной авантюрой американцев. Но всего за несколько лет GM Daewoo буквально возродилась. Модельная гамма стремительно расширяется, растет экспорт в Европу и США. Компания прочно удерживает в Корее третье место по объемам производства.

Kia

Второй по величине производитель в Корее показал концептуальный внедорожник Kia KND-4, который демонстрирует направление развития будущих компактных SUV марки (длина концепта – 4466 мм, а колесная база – 2630 мм). Профилированные колесные арки вмещают 20?дюймовые диски с низкопрофильной резиной размерностью 245/40. Почти вертикальная задняя дверь позволит загрузить крупногабаритный груз или массивный спортинвентарь. Короткие свесы и большой дорожный просвет призваны обеспечить машине хорошую проходимость. К услугам водителя и трех пассажиров – технологии Bluetooth и Bluе-ray, плюс встроенный накопитель для музыки. KND-4 оснащен 2,2-литровым турбодизелем с изменяемой геометрией турбины и полноприводной трансмиссией с автоматическим распределением крутящего момента по осям.

История Kia началась в 1944 году, когда была образована компания Kyungsung Precision Industry, специализировавшаяся на выпуске запчастей к велосипедам. В 1970 году на фирме собрали первый автомобиль – Fiat 124. В 1976 году Kia купила фирму Asia Motors, став крупным автопроизводителем. Важную роль в истории Kia сыграло сотрудничество с концерном Ford, благодаря чему корейцы получили доступ к самым современным технологиям. Расцвет Kia Motors пришелся на 90-е годы. Лицензионные машины постепенно вытеснялись собственными моделями, неплохо шли дела на международном рынке. Но кризис 1997 года Kia Motors пережить не смогла и была куплена компанией Hyundai за $5,6 млрд.

SsangYong

В этом году главным шоу-стоппером стенда SsangYong стал концептуальный спорт-седан Wz. Эффектный полноприводный автомобиль длиной 5,08 м оснащен 3,6-литровым V6 и 7-ступенчатым «автоматом». Этот двигатель использует самые современные технологии в моторостроении, совмещая прямой впрыск топлива с двумя турбинами.

Среди серийных новинок – рестайлинговый внедорожник Kyron и новое поколение седана Chairman, дебютировавшее сразу в двух версиях: базовой (длина – 5135 мм) и удлиненной (5435 мм).

Фирма Ha Dong-hwan Motor Co., выпускавшая с 1954 года внедорожники и коммерческую технику, в 1986 году вошла в состав финансово-промышленной группы SsangYong и спустя два года была переименована в SsangYong Motor. В 1988 году корейская компания приобрела британскую фирму Panther и некоторое время выпускала двухместные родстеры Panther Kallista. А в 1997-м в модельной гамме появился огромный седан SsangYong Chairman. В годы кризиса дела пошли на спад, и SsangYong вошел в состав концерна Daewoo. Гамму внедорожников и седан Chairman начали выпускать с эмблемами Daewoo, а марка SsangYong была предана забвению. Когда в 2001 году Daewoo признали банкротом, SsangYong стал самостоятельным, но ненадолго. В январе 2005 года он вошел в состав китайской государственной компании Shanghai Automotive Industry Corp. (SAIC).

Samsung

Поскольку седанов у Samsung предостаточно, c большой долей вероятности можно утверждать, что следующим на конвейер станет внедорожник. Это подтвердил стенд компании на автошоу, центральное место которого занимал перспективный SUV под названием QMX. Но пусть эта аббревиатура вас не смущает, ведь на самом деле QMX является перелицованной версией концепткара Renault Koleos, показанного осенью прошлого года на автосалоне в Париже.

Индустриальный гигант Samsung получил государственную лицензию на производство автомобилей в 1995 году, а спустя три года на дорогах появились первые машины новой марки. Первенцем стал седан Samsung SM5 – почти точная копия Nissan Maxima QX. В 2000 году контрольный пакет акций Samsung Motors приобрел альянс Renault-Nissan. Переименовав компанию в Renault Samsung Motors, французы сначала поставили на конвейер небольшой седан Samsung SM3 (рестайлинговый Nissan Almera), затем – флагманский седан SM7 (2004 г.). На сегодняшний день компания занимает пятую ступеньку в корейской автомобильной табели о рангах.

Сеульская эклектика

Столица Южной Кореи Сеул приводит обычного европейца в состояние полной прострации. Дело в том, что здесь нет ярко выраженного центра. Район, по традиции называемый Dawn Town (Нижний город), который принято считать центром города, не производит впечатления такового. Налицо полная эклектика (смешение стилей), когда по соседству с небоскребами располагаются кварталы с двух- и трехэтажными строениями. Ездят корейцы спокойно, четко соблюдая рядность, но, если зазеваешься на светофоре, сзади непременно раздастся звуковой сигнал. В Сеуле не увидишь смельчаков, пытающихся использовать широкую обочину, чтобы объехать пробку. А о проезде на «красный» не может быть и речи! Штрафы здесь достаточно внушительные: даже за мелкий проступок взимают от $40, а за управление в нетрезвом состоянии лишают прав на три года. Корейцы не словом, а делом поддерживают своего отечественного производителя. Куда ни глянь – везде Hyundai, Kia, Daewoo, SsangYong и Samsung. Основную массу городского потока составляют среднеразмерные седаны вроде Hyundai Sonata, Grandeur или Equus. Эти же модели чаще всего используются в качестве такси. Почти все машины – с бензиновыми моторами, автоматическими КП и кондиционерами. Только в последнее время из-за падения цен на дизтопливо корейцы стали охотнее покупать дизельные внедорожники и минивены. Сейчас литр «солярки» в Корее стоит около 70 центов (3,53 грн.), а литр бензина – $0,98-1,15 (4,95-5,8 грн.).

Святая святых, или Посторонним вход… разрешен

Исследовательский центр Hyundai, который нас пригласили посетить, расположен в городке Намьян, примерно в часе езды от Сеула. О запрете на фото- видеосъемку нас предупредили заранее, но для большей уверенности технику на въезде отобрали. Центр имеет несколько испытательных трасс с различным типом покрытия, водные ванны, отдел тестирования моторов и даже аэродинамическую трубу. В подразделении по изучению пассивной безопасности в нашем присутствии разбили новый хэтчбек Hyundai i30. На скорости 15 км/ч автомобиль стукнули о бетонный куб со 100-процентным фронтальным перекрытием для проверки граничных пределов срабатывания подушек безопасности. Требовалось доказать, что на этой скорости они не откроются – и… они не открылись. Оценить в полной мере современную аэродинамическую трубу не удалось – во время нашей экскурсии там испытывали новое «секретное оружие». По полигону проезжали закамуфлированные автомобили. В одном из них удалось узнать новый кабриолет Kia cee`d, прототип которого показали весной на автошоу в Женеве. Много здесь европейских и японских машин, закупленных для изучения мирового опыта. В это время очередной круг по тестовому кольцу проходил Citroёn C2. Завершилась экскурсия небольшим тест-драйвом нескольких моделей Hyundai, в том числе гибридного Accent, силовая установка которого состоит из бензинового 1,4-литрового ДВС (92 л. с.), 16-сильного электромотора и бесступенчатого вариатора CVT. Первые экземпляры появились еще в 2005 году, а сегодня по всей Корее в тестовом режиме эксплуатируется несколько тысяч подобных машин.

Киев – Сеул – Киев

Сергей Иванов
Фото автора

Редакция благодарит компанию «Хюндай Моторс Украина» за помощь в организации поездки