X

Машины, творящие машины

Автомобильное производство похоже на живой организм, каждый орган которого выполняет свою жизненно важную функцию. Чтобы изучить его изнутри, мы отправились на завод NedCar, где выпускают популярный Mitsubishi Colt.

Автомобильное производство похоже на живой организм, каждый орган которого выполняет свою жизненно важную функцию. Чтобы изучить его изнутри, мы отправились на завод NedCar, где выпускают популярный Mitsubishi Colt.

Автомобильное производство похоже на живой организм, каждый орган которого выполняет свою жизненно важную функцию. Чтобы изучить его изнутри, мы отправились на завод NedCar, где выпускают популярный Mitsubishi Colt.

Расположен NedCar в городе Борне, что примерно в 200 км от Амстердама. Это единственный полномасштабный завод по выпуску легковых автомобилей в Нидерландах, одно из крупнейших машиностроительных предприятий в стране и самых автоматизированных в Европе.

Производственный процесс на NedCar, в котором задействовано более 600 роботов и 1800 человек, позволяет собирать на одной конвейерной линии одновременно несколько разных моделей. В настоящее время здесь выпускают все модификации Mitsubishi Colt – не только 3- и 5-дверные хэтчбеки, но и кабриолеты. Производство разбито на четыре участка: штамповка, кузовное производство, покрасочный цех и окончательная сборка.

Следует отметить, что NedCar является в большей степени «сборочным» – за исключением кузовных, все комплектующие поставляются сюда «со стороны». В частности, двигатели получают с завода MDC Power GmbH в Германии.

NedCar собирает автомобили по заказам дилеров Mitsubishi. С момента, когда заказ получен, становится известен список необходимых деталей для производства данного автомобиля и их количество. Благодаря такой системе на NedCar в любое время есть все нужное для производственного процесса. Это позволяет минимизировать склад.

Прессовый участок

Производство автомобиля начинается в прессовом цехе, куда поставляются бобины с оцинкованной стальной лентой. Листы подаются на линию, по которой им предстоит проехать 33 м. За это время они подвергаются обрубке под размер и последующей штамповке, с помощью которой им придается необходимая форма. Линия величиной с небольшой дом, состоящая из двух прессов с усилием 2800 тонн, штампует готовые к использованию части с интервалом в секунду.

Кузовное производство

Штампованные заготовки транспортируются в цех производства кузовов, где они свариваются в готовый каркас. Кузовная линия – наиболее автоматизированная на NedCar: 98% операций выполняется промышленными роботами. Первое действие – сварка деталей днища. Потом, в зависимости от модели и типа кузова автомобиля, производится сварка боковых панелей и крыши. После всех сварочных операций на готовый каркас машины устанавливают двери, капот и передние крылья.

Линия покраски

В современном покрасочном цехе кузова покрываются несколькими защитными слоями. Первоначальная грунтовка наносится электролизным методом, путем полного погружения кузова в ванну с грунтом. Разница в электрическом потенциале между кузовом и стенками ванны способствует прочной и однородной грунтовке кузова, включая все скрытые полости. Потом все внутренние и наружные швы закрывают специальным герметиком. Чтобы ограничивать распространение шума и вибраций, внутри кузова клеятся битумные подложки. Далее защитное покрытие из эластичного пластика накладывается на днище кузова, затем наносятся еще несколько слоев, и лишь после этого кузов отправляется на покраску в роботизированную краскопультную камеру.

Сборочное производство

На линии сборки покрашенные кузова превращаются в готовый автомобиль. Здесь устанавливаются блоки передних и задних бамперов, детали интерьера, ходовая и т. д. На заводе вместо сборки из отдельных деталей активно используется так называемый модульный монтаж. Модуль – это предварительно собранный блок, например, приборная панель или силовой агрегат. Только на этой линии начинают проявляться различия моделей по комплектации. Чтобы собрать автомобиль, необходимо около 3500 узлов и деталей! После осмотра и проверки качества машины отправляются на стоянку готовой продукции, а оттуда – к покупателям по всей Европе.

История NedCar

В июне 1968 года в присутствии королевы Нидерландов Юлианы в Борне был торжественно открыт завод компании DAF. С его конвейера стали сходить малолитражки DAF-33 с двухдверным кузовом седан и клиноременной вариаторной трансмиссией Variomatic. Спрос на компактные экономичные машинки рос, и спустя несколько лет объем производства увеличился до 100 тысяч автомобилей в год. В начале 70-х компания DAF продала треть акций завода шведскому машиностроительному концерну Volvo, а в 1975-м завод в Нидерландах полностью стал собственностью шведов. В результате модель DAF-66 переименовали в Volvo 66, который продержался на конвейере до 1981 года. Вскоре место на сборочной линии заняли новые модели Volvo 343, а затем «четвертой» серии, в том числе оригинальный спортуниверсал Volvo 460.

В конце 80-х активные попытки расширить присутствие на европейском рынке начала предпринимать компания Mitsubishi. В свою очередь, Volvo искала надежного партнера, чтобы максимально эффективно задействовать имеющиеся производственные площади. Так, в 1991 году при поддержке правительства Голландии было создано СП NedCar (Netherlands Car B.V.), выпускающее популярные в Европе, и у нас также, соплатформенные модели Volvo S40/V40 и Mitsubishi Carisma/Space Star.

Впрочем, глобализация, охватившая страны Западной Европы, привела к тому, что концерн Volvo продал свое легковое подразделение американскому Ford. Новые владельцы быть совладельцами СП не пожелали, и весной 2004 года Mitsubishi стала полновластным владельцем предприятия NedCar. После ухода шведов освободившиеся мощности планировалось использовать для расширения сотрудничества с концерном DaimlerChrysler. Конвейерную линию разделили между собой две соплатформенные модели, разработанные в тесной кооперации между новыми партнерами – Mitsubishi Colt и Smart Forfour. Однако после рыночного провала модели Smart Forfour немецкий концерн отказался от дальнейшего сотрудничества. Поэтому сегодня на мощностях завода выпускается только Mitsubishi Colt.

Сергей Иванов
Фото автора и Максима Кадакова

Редакция благодарит компанию «Торговый Дом «НИКО» за помощь в организации поездки