X

На матчи Евро 2012 – по дорогам Польши: Культпросвет

Польша славится множеством старинных замков, дворцов, костелов, сложных технических сооружений. Большинство туристов знает о существовании таковых в крупных городах, однако о том, какие достопримечательности находятся в глубинке воеводств, известно немногим. «Автоцентр» предлагает посетить памятные места, расположенные вдоль дорог между польскими городами Евро 2012.

Польша славится множеством старинных замков, дворцов, костелов, сложных технических сооружений. Большинство туристов знает о существовании таковых в крупных городах, однако о том, какие достопримечательности находятся в глубинке воеводств, известно немногим. «Автоцентр» предлагает посетить памятные места, расположенные вдоль дорог между польскими городами Евро 2012.

Польша славится множеством старинных замков, дворцов, костелов, сложных технических сооружений. Большинство туристов знает о существовании таковых в крупных городах, однако о том, какие достопримечательности находятся в глубинке воеводств, известно немногим. «Автоцентр» предлагает посетить памятные места, расположенные вдоль дорог между польскими городами Евро 2012.

Приехав в Польшу с билетом на футбольный матч, грех не задержаться в этой стране еще на некоторое время. Тем более что стоимость человеко-дня здесь значительно ниже, чем в том же курортном Крыму. И хотя на время Евро 2012 цены в гостиницах вырастут в два-три раза, но уже к середине июля они снова снизятся.

Передвигаясь на автомобиле между городами, где проводятся футбольные матчи, несложно найти, чем порадовать глаз: вдоль трассы установлены соответствующие указатели. Так, экипаж «АЦ» по дороге Люблин – Варшава – Гданьск – Познань – Вроцлав – Варшава (через Краков) побывал в десяти исторических местах из примерно двадцати пяти, отмеченных знаками. Некоторые находятся в двух–пяти километрах от трассы, а до других нужно добираться и 50 км.

Мы бы советовали основательно подготовиться к путешествию и выбрать наиболее интересные для посещения объекты. Тематически достопримечательности делятся на несколько категорий. Так, можно пройтись по замкам и дворцам либо отдать дань памяти павшим во Второй мировой войне, посетив несколько мемориальных мест. Заинтересуют автотуристов и музеи – железнодорожный, пива и др.

«Дорожные» экскурсии полезно совместить с осмотром достопримечательностей в городах Евро 2012, благо расстояние между ними – не более 300 км. Схема такова: ранний выезд из пункта А, посещение намеченного места недалеко от трассы, приезд в пункт Б и поход в городской замок или музей. Конечно, в итоге получится «галопом по Европам», но за неделю путешествия есть шанс осмотреть практически всю Польшу.

На всех дорогах в Польше, по которым мы проехали в рамках подготовки проекта, встречались привычные украинским автомобилистам АЗС Shell.

Битва под Млавой

С трассы хорошо видны два дота. По пути из Варшавы в Гданьск слева расположен монумент – воин в атаке, а справа открывается поле боя с сохранившимися бункерами (231-й мерный км). Именно здесь началась Вторая мировая: 1 сентября 1939 года немецкие войска пошли кратчайшим путем из Восточной Пруссии к Варшаве. Три дня поляки сопротивлялись, а затем отступили. За два месяца до начала войны польские инженерные войска начали строить укрепрайон из 68-ми бетонных бункеров. Завершить работы не успели.

Замок в Мальборке

Приблизительно в 36 километрах от Гданьска в сторону Познани (в 6 километрах от съезда на старинный мост через реку Вислу) установлен указатель на замок в Мальборке. Это самое большое в мире кирпичное сооружение подобного рода. Основан он в 1276 году как орденский замок Мариенбург, а строили его около 150-ти лет. Кстати, после завершения первой очереди строительства замок стал главной резиденцией магистров Тевтонского ордена, войска которого потерпели поражение в Грюнвальдской битве (от Мальборка до места сражения – чуть больше 100 км). Замок в Мальборке включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Майданек

Мемориал расположен при въезде в Люблин со стороны Украины – слева, вдали, на обширной территории виднеются постройки Майданека. Лагерь смерти появился во второй половине 1941-го. До конца года около 2 тыс. пленных соорудили множество бараков, рассчитанных на 20 тыс. человек. К декабрю из строителей осталось всего 500 узников, жизни которых вскоре унесла разразившаяся эпидемия тифа… За время существования Майданека через него прошли около 1,5 млн. человек, из которых 360 тыс. были уничтожены. Для осмотра доступно множество помещений, в том числе крематорий и газовая камера с прилегающими постройками.

Грюнвальдская битва

На полпути от Варшавы к Гданьску (165-й мерный км) есть указатель налево к месту Грюнвальдского сражения. От трассы до поля боя – 13 км. Менее чем за километр до села Грюнвальд появится соответствующий монумент. Есть музей, несколько сувенирных лавок и небольшие точки питания. Побывать на месте краха Тевтонского ордена, безусловно, стоит. Именно здесь в 1410 году произошла битва польско-литовских союзников с крестоносцами, совершившими около 140 походов на белорусские и литовские земли.

Мост через Вислу

Примерно в 30 км от Гданьска в сторону Познани есть указатель на старый мост через Вислу. Находится он в городе Тчев, в 6 км от трассы, и в свое время был самым длинным автомобильным мостом в мире. Построен в 1851–1857 гг. Изначально мост состоял из десяти башен, но сегодня их всего четыре. На набережной – огромная зона отдыха с детскими площадками и паркингом. Въезд и вход на мост запрещены, о чем напоминают соответствующие знаки. Но местные жители, игнорируя их, совершают пешие прогулки.

Замок в Рыдзыне

У трассы Вроцлав – Краков на 272-м км в поселении Рогов Опольске есть замок. Он окружен лиственным лесом и болотами и похож на небольшой дворец. Рядом – уютный парк, где можно хорошо отдох­нуть с дороги. Многих заинтересует выставка старинных книг и рукописей. В замке можно остановиться на ночлег. Цена – 450 грн. за 2-местный номер.

Хенцинский замок

Руины Хенцинской крепости возвышаются над трассой Краков – Варшава. Впервые крепость упоминается в летописях начала XIV в. Считается одним из значимых сооружений в польской истории. Например, здесь аккумулировались польские войска перед сражениями с рыцарями Тевтонского ордена. Однако в XVI в. замок был заброшен, а затем полностью разорен и сожжен. Предпринимались попытки его восстановления, но после очередной военной «заварушки» крепость снова лежала в руинах. Только ближе к XIX веку ее восстановили до нынешнего состояния. Вход на территорию платный – 25 грн. С самой высокой башни открывается захватывающий вид.

Замок Рогов Опольске

У трассы Вроцлав – Краков на 272-м км в поселении Рогов Опольске есть замок. Он окружен лиственным лесом и болотами и похож на небольшой дворец. Рядом – уютный парк, где можно хорошо отдох­нуть с дороги. Многих заинтересует выставка старинных книг и рукописей. В замке можно остановиться на ночлег. Цена – 450 грн. за 2-местный номер.

Замок Пястов

Замок Силезских Пястов по размерам и конструкции – настоящий дворец, красивейшее трехъярусное сооружение. Особенно хорош внутренний двор. В замке работает музей. Среди экспонатов – охотничий лук XIV века, саркофаги легницко-бжеских князей и многое другое.

Болельщикам на заметку

Футбольным фанатам, собирающимся на матчи Евро 2012 в Польшу, да и рядовым европейским туристам, весьма кстати будет услуга дешевого роуминга «Бон Вояж» от МТС. Активировав за 15 грн. данную услугу, турист в течение недели за любые входящие и исходящие звонки платит по 5 грн. за минуту.

Бездорожный просвет

Редакционный «паркетник» Hyundai Tucson в рамках проекта «Дорогами Евро. Украина – Польша» пробежал не одну тысячу километров по идеальным польским и далеко не идеальным украинским дорогам. Он преодолевал снежные заносы, держал курс на обледеневшей загородной трассе, но «понюхать внедорожного пороху» ему так и не пришлось. Было решено отправиться в лес, чтобы проверить ходовые качества на грунтовых дорогах. К испытаниям особо не готовились, просто хотели нащупать предел возможностей Hyundai Tucson. Тем временем на языке крутилось: «Чем больше джип, тем дальше идти за трактором». В нашем случае «трактором» оказался КрАЗ. Да и не шли мы за ним вовсе. Просто в поисках бездорожья мы так увлеклись, что потеряли обратную дорогу. Зато нашли болото, из которого нам помогла выбраться сосредоточенная неподалеку строительная техника.

  

Больше информации о местонахождении АЗС, кафе, ресторанов, больниц и СТО на дорогах Польши – на www.football.autocentre.ua

Иван Терентьев
Фото автора и Сергея Кузьмича