X

От «Таврии» – к звездам

Запорожский автомобилестроительный завод








Подготовка «ЗАЗа» к полномасшабному производству Opel
Astra и Daewoo Lanos еще раз доказывает, что не боги горшки обжигают.
Выпускать Opel и «Таврию» будут на соседних конвейерах, а ВАЗ и Daewoo
– на том же, что и модели ЗАЗ.

Планы и проекты Запорожского
автомобилестроительного завода по наладке полномасштабного производства
современных моделей «легковушек» начинают воплощаться в жизнь. В этом
смогли убедиться члены «Клуба автожурналистов» на очередном выездном заседании
в Запорожье. Завод, не прекращая выпуска «Таврий», «Славут», а также крупноузловой
сборки Daewoo и Opel, полным ходом готовится к производству новых моделей.

Три модели за три месяца

В ближайших планах «ЗАЗа» – наладка мелкоузловой сборки нескольких моделей
автомобилей – ВАЗ-21093 и -099, Opel Astra и Daewoo Lanos. В Запорожье
будут осуществляться сварка и окраска кузовов этих машин, а также окончательная
сборка на конвейере. В начале сентября, когда журналисты побывали на предприятии,
здесь полным ходом шли строительные и монтажные работы, причем сразу в
нескольких цехах. В частности, во многих из них меняется система вентиляции,
пожаротушения, энергоснабжения и промышленного водоснабжения, идет ремонт
помещений и унификация производственного оснащения.

В цеху сварки кузовов «Таврий» выделены помещения, где будет размещено
оборудование по сварке кузовов Opel Astra и Daewoo Lanos. «Поставка и
наладка сварочного оборудования для этих моделей входят в обязательства
Adam Opel AG и GM DAT соответственно, – говорит первый заместитель председателя
правления ЗАО «ЗАЗ» Николай Евдокименко. – Мы же должны подготовить площадки
для сварочного оборудования». В то же время модернизация других цехов
– дело рук запорожских рабочих. Например, покрасочный цех претерпит ряд
изменений. В частности, сейчас реконструируют транспортную систему конвейера,
окрасочные камеры, заменяют систему управления конвейерами и роботами.
Создаются и новые участки – для окраски пластмассовых деталей и воскования
(с его введением станет возможным предоставление 12-летней гарантии на
кузова).

Сварка ВАЗов – не проблема

Оборудование по сварке кузовов ВАЗов разместится в цеху, где сейчас
«варят» кузова «Славут». С 15 сентября сюда завезут автоматизированное
оборудование из Ижевска – 11 сварочных стендов, 37 сварочных машин с 67
«клещами». Их будет обслуживать смена в 75 человек, мощность участка –
5 кузовов в час. Сегодня на заводе ежечасно можно варить по 20 кузовов
«Таврий» и «Славут».

Ежемесячно для автозавода закупают по 5 тысяч тонн металла на комбинатах
Запорожья, Череповца и словацкого Кошице. Но с переоснасткой прессового
производства потребление металла увеличится – некоторые кузовные детали
на ВАЗы и другие новые для «ЗАЗа» модели будут изготавливать здесь же,
в Запорожье. Причем часть из них будет направляться на другие сборочные
заводы.

Для Opel – особые условия

ВАЗы и Daewoo «вклинятся» в существующий производственный процесс Запорожского
автозавода – с собственных сварочных линий они направятся в общий цех
окраски, затем по транспортным линиям – на конвейер, где сейчас собирают
«Таврии» и «Славуты». Сборка Opel Astra будет происходить на отдельной
линии, которую надо построить «с нуля». Красить кузов Astra будут в общем
потоке, а окончательно собирать – на отдельных линиях. Как объяснил Николай
Евдокименко, это связано с тем, что сборка Opel требует большего количества
технологических операций, чем ВАЗ, ЗАЗ или Daewoo. А это значит, что конвейер
с различными моделями не сможет двигаться с одинаковой скоростью и с тем
же количеством рабочих. Поэтому рядом с основным монтируется сборочный
конвейер Opel (на нем раньше планировалось производство машин особо малого
класса). Уже получено оборудование и грузоподъемные механизмы, их монтаж
и наладка начнутся в сентябре-октябре.

Кроме того, в октябре систему управления конвейерами заменят более современной
– Siemens стоимостью около 0,5 млн. евро. Она позволит адресовать кузова
на сборку в зависимости от будущей комплектации каждого автомобиля.

Модернизируется и цех сдачи машин – последняя стадия производства. После
установки нового оборудования сюда перенесут крупноузловую сборку Opel
Corsa, Vectra и Daewoo Sens (до начала полномасштабного производства).
Изменится и логистика – для обеспечения завода комплектующими сейчас строится
двухэтажный склад площадью 12 тыс. кв. м, на который автомобильным и железнодорожным
транспортом будут подвозиться детали.

300 миллионов за 2 года

По словам почетного президента корпорации «Укр-Авто» Тариэла Васадзе,
всего для модернизации завода инвестируют около 300 млн. гривен. Примерно
половина из них будет направлена еще до конца 2003 года. К этому времени
на «ЗАЗе» уже должны наладить мелкоузловое производство ВАЗов и Opel Astra.
Что ж, масштаб изменений и скорость работ на заводе дают все основания
полагать, что эти задачи крупнейшему украинскому автозаводу вполне по
силам.

 Производственные
планы «ЗАЗа»
МодельНачало полномасштабного производстваОбъем, ед. в год
ВАЗ-21093, -099октябрь 200320 тыс.
Opel Astraдекабрь 200320 тыс.
Daewoo Lanos 2сентябрь 200460 тыс.
ЗАЗ «Таврия», «Славута»ведется30 – 40 тыс.

Сергей Матусяк
Фото Владислава Бойко

Редакция благодарит за организацию поездки «Клуб автожурналистов»
и корпорацию «УкрАвто»