X

Проезд в общественном транспорте дорожает по всей стране

В некоторых городах Украины неумолимо повышаться стоимость проезда в общественном транспорте.

Так, на прошедших выходных проезд в киевских маршрутках подорожал на 50 копеек. Теперь стоимость проезда составляет 3 гривны. С 15 января платить на 50 копеек больше приходится в маршрутках №180 (вул.Будищанска – пр.Свободы), №187 (м. «Нивки» – вул.Тулузы), № 401 (вул.Чорнобильска – ж/д вокзал), №416 (пр. А. Глушкова – вул.Т.Драйзера), №458 (пл.Победы – пр.А.Глушкова), №470 (вул.Ягидна – ул.Мазепы) и №500 (м. «Красный Хутор»- м. «Контрактовая площадь»).

В мэрии о повышении знают, но сделать ничего не могут, информирует www.segodnya.ua. «Они самовольно повысили. Вы же знаете, что город не имеет права указывать перевозчикам, как формировать стоимость проезда», – говорит Василий Яструбинский, начальник ГУ ценовой политики КГГА.

Однако, это далеко не предел. Если цена на дизтопливо поднимется до 9 грн. (сейчас 8-8,20 грн./литр), то перевозчики установят цену за проезд в размере в 4-6 грн. за поездку.

Свои действия перевозчики аргументируют экономической необходимостью, мол, большая часть из них работает с рентабельностью в 2-3%, вместо необходимых 10-15%. «До этого момента у перевозчиков были резервы, благодаря которым удавалось сдерживать стоимость проезда. Но они исчерпаны. А действующие тарифы  принимались, когда дизтопливо стоило 3 грн. Сегодня его цена уже 8 грн. и будет еще повышаться. Выросла цена и на запчасти, шины, поднялась средняя заработная плата. Как все это можно не учитывать? В Киевской области уже закрылись 8 маршрутов – они обанкротились», – рассказал глава Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков Виталий Рева. По его словам, стоимость проезда должна 4-4,5 грн., и она может стать реальностью с подорожанием дизтоплива до 9 грн./литр, что возможно, по расчетам перевозчиков, уже через пару месяцев. Правда, эксперты говорят, что это вряд ли случится.

В мэрии о случившемся уже знают, но ничего поделать не могут. «Сейчас перевозчики просто высылают соответствующее экономическое обоснование изменения стоимости тарифа на проезд и тем самым ставят город перед фактом, ведь, согласно законодательству, все делается правильно», – сказал начальник главка ценовой политики Василий Яструбинский. Он пояснил, что тарифы на автобусных маршрутах общего пользования, коими являются и маршрутки, не подлежат ни государственному, ни городскому регулированию. Кроме того, при проведении конкурса на маршруты такой показатель для определения победителя, как размер тарифа, просто отсутствует. «Сейчас от перевозчиков массово поступают заявки на изменение тарифа, управление изучает экономические обоснования, но перевозчики повышают тарифы, не дожидаясь выводов главка», – говорит Яструбинский.

В «Киевпастрансе» рассказали, что все их маршрутки (а их около половины в Киеве) вполне рентабельны, посему повышать цену проезда они пока не собираются. Но при этом было принято решение закупить на этот год вместо новых маршруток электротранспорт. «Мы уже подписали контракты на покупку 77 новеньких троллейбусов и трамваев, ведь за ними будущее дешевого общественного транспорта. Как ни крути, но электричество дешевле бензина», – сказал замдиректора Сергей Литвинов.

«Сегодня» решила поставить эксперимент: посчитать, сколько приносит денег один маршрут. Мы выбрали маршрутку № 401 и поехали не во время «пик», а в обеденные часы, когда пассажиропоток на маршруте невысокий. За час, пока мы доехали от ул. Чернобыльской до Южного ж/д вокзала, проезд оплатили 74 пассажира. 74 х 2,5 грн. = 185 грн. Кстати, за всю поездку кондуктор не выдал ни одного талончика, а значит, доход от этой поездки нигде не учтен. В среднем получается 200 грн. с одного рейса, а каждый день маршрутка делает 12 рейсов. 200 грн. х 12 рейсов = 2 400 грн. Как нам рассказал один из сотрудников компании-перевозчика, средние расходы одной маршрутки в день составляют 1,5 тыс грн. – около 600 грн. на бензин, 100-150 грн. на ремонт автобуса и покупку запчастей, 150 грн. на зарплату водителю и в среднем 600 грн. – на аренду, коммунальные платежи и лицензию. Получается, что один автобус приносит компании-перевозчику в день около 900 грн. – и это без учета часов «пик», когда пассажиропоток увеличивается в 1,5-2 раза. Так что жалобы перевозчиков на то, что они работают в убыток, мягко говоря, преувеличены.

Подорожали маршрутки №416, 458, 180, 500 (теперь проезд в этих «Богданах» стоит 3 грн). Это одни из самых длинных в Киеве маршрутов, где перевозчики несут самые большие затраты на топливе. До конца января повысят цены на маршрутах 518 (ул. Народного ополчения – ул. Сырецкая), 455 (ул. Народного ополчения – пр. Свободы), 172 (Ленинградская пл. – ул. Академика Заболотного), 180 (ул. Будущанская – пр. Свободы), 199 (метро «Дворец Украина» – ул. Ушакова), 242 (метро «Лесная» – Индустриальный путепровод), 598-Д (метро «Лукьяновская» – ул. Марины Цветаевой), 579 (ул. Маршала Жукова – автостанция Южная), 495 (метро «Республиканский стадион» – пр. Свободы), 463-Д (ул. Северная – Кадетский гай).

В то же время «Киевпасстранс» изменил схемы движения автобусных (№ 12, 19) и троллейбусного (№42) маршрутов. Почти все маршруты станут делать меньше остановок – чтобы было быстрее.

Подобная ситуация наблюдается и в Харькове. В городе подорожает проезд в трамваях, троллейбусах и маршрутках. Новые тарифы перевозчики уже рассчитывают и начинают передавать обоснование в мэрию.

Как сообщил директор Департамента транспорта и связи горсовета Сергей Дульфан, стоимость проезда на автобусных маршрутах повысится в ближайшее время. «В частности, стоимость проезда может вырасти из-за подорожания горючего. Необходимо, чтобы харьковчане получали качественную услугу, чтобы обновлялся подвижной состав, чтобы работники сферы транспорта вовремя получали достойную зарплату», – сказал Дульфан, но не стал называть сумму, на которую просят повысить стоимость билета владельцы маршрутов.

Единственный вид транспорта, который пока сдержит тариф, – метрополитен.