X

Skoda Octavia: Полный вперед!

В прошлом месяце завод «Еврокар» начал собирать полноприводные универсалы с длинным названием – Skoda Octavia Tour Combi 4x4.И хотя первая встреча «Автоцентра» с этим автомобилем состоялась еще в 2001 году – именно тогда чешский полноприводник начали поставлять в нашу страну, предложение испытать его игрой в Автоквест показалось нам заманчивым.

В прошлом месяце завод «Еврокар» начал собирать полноприводные универсалы с длинным названием – Skoda Octavia Tour Combi 4×4.И хотя первая встреча «Автоцентра» с этим автомобилем состоялась еще в 2001 году – именно тогда чешский полноприводник начали поставлять в нашу страну, предложение испытать его игрой в Автоквест показалось нам заманчивым.

В прошлом месяце завод «Еврокар» начал собирать полноприводные универсалы с длинным названием – Skoda Octavia Tour Combi 4×4.И хотя первая встреча «Автоцентра» с этим автомобилем состоялась еще в 2001 году – именно тогда чешский полноприводник начали поставлять в нашу страну, предложение испытать его игрой в Автоквест показалось нам заманчивым.

Самолет Як-42 довольно неуклюже плюхнулся на бетонку Симферопольского аэропорта. В городе нас уже ждали семь новеньких Octavia Tour Combi 4×4, на которых нам предстояло не просто покататься по крымским дорогам, но и поиграть в Автоквест в горах. Осматриваю знакомый салон, подгоняя машину под себя, а себя – под машину. В идеале через час я должен довести свои действия до автоматизма. В принципе, это несложно – во всем чувствуется немецкая рациональность. Педали в меру упругие, руль обеспечивает внятную обратную связь, избирательность КПП замечаний не вызывает. Микролифт водительского кресла поднимает меня на достаточную высоту, обзорность отличная как вперед, так и по зеркалам (включая центральное). А вот блок управления климат-контролем расположен в самом низу центральной консоли, что в равной степени надежно защищает его жидкокристаллический экран как от солнечных лучей, так и от взглядов водителя. Как выяснилось в дальнейшем, такое его расположение не оставляет пилоту никакой возможности влиять на климат в салоне во время движения. Даже включение обдува лобового стекла полностью переходит в компетенцию штурмана. В то же время верхний ряд центральной консоли занят крупными кнопками обогрева заднего стекла, открывания лючка бензобака и отключения ESP. Поскольку пользоваться ими обычно приходится на стоянке (отключать ESP обычный водитель будет, только чтобы тронуться в песке, снегу или на льду), блоки климат-контроля и кнопок я бы поменял местами. А вот работает климатическое оборудование отлично, мгновенно удовлетворяя любые температурные прихоти экипажа.

Накануне

К месту старта добирались через Ангарский перевал. Вечер четверга, движение умеренно-интенсивное, мы никуда не торопимся, но едем все равно быстро. Приз за скорость – дополнительные полчаса отдыха перед стартом игры. На сухом покрытии поведение Octavia 4×4 ничем не отличается от моноприводной «родственницы». Если установленная у заднего моста муфта Haldex его иногда и подключает, то мы этого не ощущаем. Системой ESP модификации 4×4 оснащаются в базе, поскольку управление ее полным приводом не предполагает упреждения избыточной или недостаточной поворачиваемости. Кроме того, на ESP возложена и эмуляция блокировок колесных дифференциалов, которых трансмиссия нашего автомобиля лишена. В принципе, работает эта система настолько мягко, что водитель может долгое время пребывать в неведении о ее существовании. Ради эксперимента отключаю электронную «уздечку». На сухом асфальте в поведении автомобиля мало что меняется, разве что в «шпильках» появляется возможность добавлением газа заправлять автомобиль в поворот. В общем, в том, что свои полчаса свободного времени мы получили, было больше заслуг автомобиля, чем наших.

Во время

Короткий брифинг с уточнением условий игры, раздача ноутбуков, карт, телефонов и пр., команда «по матрешкам» и… мы 20 минут решаем анаграмму, стоя во дворе отеля. Когда она сдается, становится понятно, что первый контрольный пункт находится возле пещеры Эмине Баир Хасар, ехать до которой нам немногим меньше сотни километров. Ночная гонка по серпантинам начинается.

С асфальтовым участком Octavia справляется легко. Этому способствуют и полностью независимая подвеска, и стоящая на подстраховке ESP, и великолепный 150-сильный 1,8Т с длинной ровной полкой (1750 – 4600 об/мин) максимального крутящего момента (210 Нм). Кстати, этот двигатель, ранее устанавливаемый на разные модели VW, Audi, Seat и Skoda, сегодня доступен только покупателям Octavia Tour и Superb – инженеры сочли его экологическое совершенствование малоперспективным, хотя и довели его до параметров Euro 4.

А вот последняя дюжина километров дается тяжелее. Полный привод на грунтовке работает отлично. К тому же клиренс увеличен до 193 мм. Относительно короткая база, обеспечивающая высокую маневренность, увеличивает и угол рампы, зато длинные свесы в целом снижают геометрическую проходимость автомобиля на бездорожье. Но до нужной точки мы все же добираемся. Далее следует поездка на набережную Ялты, несколько несложных для Octavia 4×4 заданий на руление, подъем к водопаду Учан-Су, затем на Ай-Петри – и, наконец, пиво на финише игры…

Осознавая произошедшее

Для того чтобы получать удовольствие от игры в Автоквест, нужно любить логические задачи, уметь работать в команде, обожать приключения и быть экстремалом. А чтобы получать удовольствие от управления Octavia Tour Combi 4×4, нужно гораздо меньше – достаточно просто оказаться за ее рулем. Она подойдет всем. И тому, кому нужен надежный автомобиль для спокойного перемещения в пространстве, позволяющий при этом чувствовать себя уверенно в различных дорожных и погодных условиях. И тем, для кого автомобиль – средство удовлетворения «пилотских» амбиций и впрыскивания адреналиновых зарядов в организм. Главное – отдавать себе отчет, что управляешь полноприводным спортуниверсалом, а никак не полноценным внедорожником, и даже не паркетником. И тогда все получится. Нам автомобиль доставил равное удовольствие и во время ночной игры, и на следующее утро, во время неспешной прогулки по тем же местам, где мы носились ночью.

 Игра

Автоквест, квест – общее название популярной ныне игры, суть которой сводится к разгадыванию интеллектуальных загадок, придуманных организатором состязания, ответы на которые служат подсказками для поиска контрольных пунктов и выполнения определенных заданий на время. Квест может быть и пешеходным, но эта его разновидность нам безынтересна. Цель команды (а эта игра обычно командная) – первой добраться до финиша, выполнив все задания. Поскольку контрольные пункты могут быть расположены на значительном удалении один от другого, ТТХ автомобиля, как и навыки пилота и штурмана, порой имеют большое значение.

 4×4

Полный привод Octavia Tour Combi 4×4 автоматически подключаемый. Установленная у заднего моста муфта Haldex включает его в работу, как только возникает разница в скорости вращения входящего и выходящего валов. Ее быстродействие таково, что крутящий момент начинает передаваться на заднюю ось, если она отстает от передней на 15°. Муфта Haldex состоит из трех частей – механической, гидравлической и электронной, которые объединены в общий блок. Взаимодействует это трио следующим образом. Как только осуществляется запуск двигателя (обороты превышают 400 об/мин), в работу включаются электронасосы, поднимающие давление в гидравлической системе муфты. Но регулировочный клапан остается открытым. Как только угловая скорость вращения входящего вала превышает скорость выходящего, регулировочный клапан закрывается (полностью или частично). Рабочие поршни системы давят на нажимной диск, он перемещается, сжимая пакет фрикционов (многодисковое сцепление). Часть крутящего момента поступает на задний мост.

Поскольку даже во время движения в режиме переднего привода практически вся трансмиссия работает (кроме узлов заднего моста), за полный привод приходится платить увеличенным на 5 – 8% расходом топлива. Замена масла и фильтра в системе Haldex – через 60 тыс. км пробега.

Отличная устойчивость и управляемость
Мощный и тяговитый мотор
Клиренс достойный внедорожника
Повышенный расход топлива по сравнению с передним приводом
Великоватые для бездорожья свесы

 Skoda Octavia Tour Сombi 4×4
Общие данные
Тип кузовауниверсал
Дверей/мест5/5
Габариты, Д/Ш/В, мм4511/1731/1448
База, мм2512
Колея передн./задняя, мм1516/1492
Клиренс, мм193
Масса снаряж./полн., кг1330/1879
Объем багажника, л548/1512
Объем бака, л55
Двигатель
Типбенз. с распр. впр. турбо
Расп. и к-во цил./кл. на цил.R4/5
Объем, см куб.1781
Мощн., кВт (л.с.)/об/мин110(150)/5700
Макс. кр. мом., Нм/об/мин210/1750 – 4600
Трансмиссия
Тип приводапост. полный
КПП5-ст. мех
Ходовая часть
Тормоза передн./задн.диск. вент./диск.
Подвеска передн./задн.незав./незав.
Усилитель рулягидро
Шины205/60 R15
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/ч210
Разгон 0-100 км/ч, с10,2
Расх. трасса-город, л/100 км6,9 – 12,8
Гарантия, лет/км2 года без огр. пробега
Периодичность ТО, км15000
Стоимость ТО, грн.440
Стоимость тестируемого автомобиля124314 грн.*

Максим Моргунский
Фото Сергея Кузьмича

Редакция благодарит компанию «Еврокар», пригласившую нас принять участие в Simply Clever Quest Skoda Octavia Tour Combi 4×4