X

Специалисты MEYLE дают практические рекомендации по эксплуатации тормозных дисков

Общеизвестно, что продолжительность эксплуатации многих деталей автомобиля зависит от нашей манеры вождения. К таким компонентам относятся и детали тормозной системы автомобиля – тормозные диски.

Более того – тормозные диски напрямую не страдают от качества дорог – диск прыгает по ямам вместе с колесом, будучи накрепко привинчен к его ступице. Не будучи элементом подвески, никаких экстремальных нагрузок при проезде неровностей диск не испытывает. Поэтому срок жизни тормозного диска определяется двумя факторами – манерой вождения и степенью антикоррозионной защиты самого диска.

Итак, существуют определенные правила эксплуатации, при которых тормозной диск прослужит тот максимальный срок, который определяется качеством материалов и совершенством технологий, примененных при его изготовлении. Об этом в цикле передач «АвтоЛикбез» слушателям Авторадио рассказали, опираясь на советы технических специалистов немецкой компании MEYLE.

То, как долго прослужит тормозной диск, зависит от манеры вождения, а если точнее – от манеры торможения. Это не значит, что чем реже тормозить, тем больше прослужит диск. Есть мастера, почти безошибочно рассчитывающие наперед режим движения, умеющие предсказать, когда загорится красный свет и отпускающие газ задолго до светофоров. Им почти всегда достаточно торможения двигателем. Такой режим движения оптимален с точки зрения экономии топлива.

Что же касается тормозных дисков, то их рабочая поверхность – площадь диска, контактирующая с тормозными колодками – очищена от защитного антикоррозионного слоя (если он на них, конечно, вообще был). Если не пользоваться тормозами, или иногда лишь слегка прижимать тормоз – диски не будут очищаться от невидимой еще глазу, но зарождающейся ржавчины. Однако, это не единственная причина, по которой надо осуществлять активное торможение, а не тормозить «слегка».

При торможении диск и колодка могут нагреваться до шестисот градусов. А, как известно, все материалы, в том числе и металл – расширяются при нагревании. В процессе торможения диск незначительно деформируется, но при остывании принимает свою исходную форму, поскольку диски сделаны из эластичных сплавов металла. По крайней мере – диски от солидных производителей. Однако если при торможении долго поддерживать высокую температуру поверхности диска, то может произойти нежелательное – металл как бы «привыкнет» к новой форме и диск после остывания останется деформирован. В результате возникнет так называемое биение диска, что создает не только дискомфорт, а и опасность неравномерного торможения и заноса автомобиля в сторону при нажатии на тормоз, поэтому искривленный диск придется заменить.

Чтобы избежать такой неприятности, выполняйте следующие рекомендации специалистов MEYLE:

После резкого торможения перед светофором или в другой ситуации не надо долго держать ногу на педали тормоза – лучше включить ручной тормоз, тогда и нога уставать не будет, и тормозные диски сохранятся дольше. Если после резкого торможения держать ногу на тормозе, раскаленная тормозная колодка в одном месте не будет позволять диску остыть, в то время как другие его участки остынут, что может привести к деформации диска.

Конечно, всегда на светофоре включать ручник неудобно, а стоять без тормоза нельзя, особенно перед нерегулируемым перекрестком – едущий сзади водитель может подумать, что вы уже начали движение, и не успеет затормозить, слишком поздно осознав свою ошибку.

Чтобы избежать перегрева тормозного диска, в сочетании с экономичным вождением, следует использовать способ безопасного и одновременно – щадящего по отношению к дискам торможения.

Тормозить можно двумя способами. Первый – немного прижать педаль тормоза, понемногу сбрасывая скорость. Такой способ торможения может показаться более щадящим в отношении дисков, но это иллюзия. Диск и колодка все равно нагреваются, а по времени такое торможение длительное. В результате диск долго подвергается воздействию высокой температуры.

Второй – посильнее прижать педаль тормоза, и отпустить. Прижать, и снова отпустить. Это называется прерывистым торможением. Оно и с точки зрения безопасности предпочтительнее. При отпускании тормоза разгружается передняя подвеска и устраняется из-под колеса водяной клин в дождливую погоду. А диск при таком торможении успевает остыть, поскольку суммарное время торможения меньше, чем при длительном торможении со слегка прижатой педалью.


 
Прерывистое торможение нежелательно использовать только в повороте, если вы обнаружили, что вошли в него на слишком высокой скорости. Хотя до такого, естественно, лучше вообще не доводить, поскольку любое торможение в повороте рискованно. Лучше перестраховаться и затормозить на прямой перед поворотом, а если он оказался не так крут, как показалось издали, можно понемногу набирать скорость уже на кривой – так даже лучше для сцепления колес с дорогой.

Чтобы не приходилось очень резко тормозить, увидев, что проехать перекресток на зеленый свет не удастся, лучше заранее сбросить газ, но не притормаживать долго легким касанием к педали, а затормозить в несколько приемов, это называется «прерывисто – ступенчатым торможением»: Нажали – отпустили – нажали снова (если надо – посильнее). Тогда, подкатившись к светофору на холостых оборотах, можно и тормоз ногой держать – колодка и диск не перегреты, и с ними ничего не случится.

Наибольшее испытание для тормозных дисков – движение по спускам. На автомобилях с механической коробкой передач или роботизированной с возможностью ручного переключения, с этим попроще. Перед началом спуска замедляемся, переключаемся, в зависимости от крутизны спуска, на третью, а то и вторую передачу, и катимся, притормаживая, когда автомобиль начинает набирать большую, чем хотелось бы, скорость.

С машинами, оборудованными автоматической трансмиссией – сложнее. В любом случае надо замедлиться перед спуском. На более современных машинах есть позиции переключателя режимов L (латинская Л), или цифры 1 или 2. Это специальные режимы для движения по пересеченной местности, не позволяющие АКПП переключаться на высокие передачи. Не ленитесь протянуть руку и воспользоваться таким режимом – это позволит сберечь не только диски, но и дорогостоящую коробку передач.

Правда, хотя напрямую по тормозным дискам неровности дороги и не «бьют», все же в определенном смысле от качества дорог срок службы тормозных дисков тоже зависит, хотя и не напрямую. Дело в том, что при езде по неровным дорогам из-под колес вылетает больше воды, а зимой – грязной жижи, являющейся смесью талого снега и агрессивной соли. Поэтому в наших условиях антикоррозионная защита диска еще важнее – зачем же правильно тормозить, если обычные диски все равно быстро проржавеют до такой степени, что потребуют замены?

Антикоррозионное покрытие тормозных дисков не только предохраняет диск от ржавчины, но и продлевает срок службы других узлов: тормозных колодок и суппортов, а также ступицы колеса. Антикоррозионная стойкость тормозных дисков MEYLE PD подтверждена 240-часовыми испытаниями в соляном тумане, что соответствует нескольким годам эксплуатации среднестатистического автомобиля.

Обычный тормозной диск без покрытия

Оригинальный тормозной диск с покрытием

MEYLE PD (диск Platinum)

Сильная ржавчина по всей поверхности

Сильная ржавчина вокруг отверстия, образование ржавчины на краях, диска, много белой ржавчины

Небольшое образование белой ржавчины, отдельные пятна ржавчины на поверхности и внутри отверстий

Материал подготовлен международным маркетинговым агентством «AGV-Aftermarket»