X

Варим, красим, собираем…

Отечественные автозаводы наращивают мощности, даже несмотря на прогнозируемое снижение пошлин на новые иномарки после вступления Украины в ВТО…

Отечественные автозаводы наращивают мощности, даже несмотря на прогнозируемое снижение пошлин на новые иномарки после вступления Украины в ВТО…

Запорожский автомобилестроительный завод

За 10 лет переходного периода, в течение которого «ЗАЗ» пользовался льготами по уплате налогов, сделано немало. Если в 1997 году завод выпускал лишь «Таврии» и только начинал крупноузловую сборку Daewoo, то сегодня все совершенно иначе. На главном конвейере завода производят Daewoo, Chevrolet, Opel. И если десять лет назад годовой объем выпуска автомобилей составлял 24 тыс. единиц, то в 2007-м – более 282 тысяч. Причем четверть выпущенных автомобилей экспортируется (в основном, в Россию).

На кузова всех без исключения моделей «ЗАЗа» по технологии General Motors наносится 7 слоев защитных и декоративных покрытий. Одно из последних приобретений – роботы для покраски.
Большую часть сварочных работ по кузову Lanos II выполняют роботы. В этом году планируется достигнуть стабильного темпа сварки – 32 кузова в час.
ЗАЗы, ВАЗы, Daewoo и Chevrolet – на одном сборочном конвейере. Комплектующие на него поставляют 878 украинских предприятий. На заводе работают более 16 тыс. человек.
Дважды в месяц аудиторы General Motors проверяют качество Daewoo и Chevrolet. Сами заводчане контролируют качество кузова координатно-измерительной машиной стоимостью 680 тыс. евро.
Собственное производство кузовных деталей – первый признак полного цикла автопроизводства. Скоро с польского завода FSO на «ЗАЗ» перевезут оставшиеся 30% штампов для кузовов Lanos II.

Сегодня вместо устаревшей «Таврии» завод специализируется на выпуске «Ланосов». В Украину передают формы для штамповки кузовных деталей с польского завода FSO, который перепрофилируют с выпуска Lanos на Chevrolet Aveo. А часть деталей, изготовленных на запорожских линиях, везут в Польшу для выпуска Daewoo Lanos. Скоро все кузовные детали для «Ланоса» будут производить в Украине, как и большинство остальных комплектующих. В отдаленной перспективе – строительство нового завода в окрестностях Запорожья для выпуска новых моделей легковых автомобилей.

Автомобильный завод «Богдан»

Нынешнее предприятие «Богдан» – это несколько производственных площадок в Луцке и Черкассах. Самая современная из них – на территории бывшего черкасского завода «Ротор». Здесь построено несколько цехов. Сборочный полностью готов к выпуску автомобилей. В одном из корпусов завода смонтирована первая современная сварочная линия. На ней при участии специалистов «ВАЗа» отрабатывается процесс сварки кузовов Lada 110, затем наступит очередь универсала Lada 111. Изготовлены первые 13 кузовов, а общая производительность сварочного комплекса – 15 автомобилей в час, или 60 тыс. в год. За стеной, в соседнем цехе, заканчивают монтаж покрасочного оборудования – по утверждению руководителей завода, самого современного на территории СНГ.

Из российских деталей в Черкассах собираются варить кузова седана Lada 110 и и универсала Lada 111. Украинская «доля» – более 70% сварочных точек.
Сварочная линия – корейская, оснастку для нее заказывали во Львове. Конвейером для производства Tucson «поделился» сам Hyundai.
Ежедневно один «ладовский» и один «хюндаевский» кузов будут снимать с конвейера для тщательного цифрового контроля – с точностью до 0,5 мм.
Каждая машина (их пока еще собирают крупноузловым методом) проходит пост динамического контроля, бестеневую камеру и небольшой тестовый пробег.
Такт движения главного конвейера – 4 минуты. Российские узлы для Lada поступают в Черкассы из Тольятти – даже те, которые производятся не на самом «ВАЗе». Так дешевле.

Не отстает и дальнее зарубежье: в конце месяца в Одессу придет судно из Кореи с частью сварочного конвейера, на котором производят Hyundai Tucson. Линию смонтируют в Черкассах. В июне начнется сварка автомобилей Tucson, в сентябре – Elantra, а с января 2009 года – Accent. Позже соберут и наладят третью сварочную линию, на которой будут выпускать самую современную из тольяттинских моделей – «Калину»… Планируемая мощность черкасского завода «Богдан» – 60 тыс. ВАЗов и 60 тыс. Hyundai в год.

Игорь Широкун
Фото автора и Андрея Яцуляка