X

Сырье для производства электрокаров – на что богата Украина

Мировая мода на электромобили диктует спрос на определенное сырье. Может ли Украина включиться в цепочку поставок необходимых металлов?

Помните школьную географию с ее изучением полезных ископаемых каждой из стран? Тогда, детьми, мы не понимали, зачем нам эта информация. Но, повзрослев, осознали – иногда благосостояние страны зависит от того, что находится в ее недрах. Возьмем сегодняшние дни с их бумом на электрические авто. Конго диктует миру цены на кобальт, а литиевая зависимость от Китая мягко говоря не радует производителей авто и гаджетов. Буквально два минерала, а как они влияют на работу целых отраслей!

Но, может ли и Украина стать поставщиком сырья для производства электрокаров? Давайте попробуем разобраться, есть ли в наших недрах запасы нужных для автоиндустрии будущего элементов.

Читайте також:
Электромобильная отрасль оказалась под угрозой

Сырье для производства электрокаров

Пока конструкции выпускаемых электромобилей далеки от унификации, а значит, потребность в сырье у каждого производителя разная. Но, есть и общие нужды, например литий, кобальт, медь, марганец, никель и ванадий.

Литий

Критически важный элемент в современных батареях электрокаров. Стоимость $12 за кг, мировое ежегодное производство – 35000 тонн. На производство гибрида идет около 12 кг лития, на электромобиль – 20-50 кг.

Литий в Украине

Месторождения лития в Кировоградской, Донецкой, Днепропетровской и Житомирской областях были разведаны еще во времена СССР. Сколько там лития неизвестно – по украинскому законодательству данная информация засекречена. Впрочем, эксперты считают, что эти данные давно устарели. По их прогнозам, Украина может быть самой обеспеченной литием страной в Европе.

Сейчас на Государственном балансе находится 3 месторождения руд лития – Шевченковское (Донецкая обл.), Полоховское (Кировоградская обл.) и Доброе (Кировоградская обл.). Известно, что в 2017-2018 годах Госгеонедра выдали два разрешения на добычу лития, однако, работы ни на одном из месторождений не велись.

Читайте також:
Неодим – следующий критический металл электромобильности

Медь 

На производство электропроводки авто на ДВС идет до 20 кг меди. Гибриду требуется около 40 кг, электромобилю – больше 80 кг.

Медь в Украине

Разведанных месторождений в Украине нет, хотя известно около 150 медных рудопроявлений, и перспективные прогнозы экспертов очень высоки.

По их мнению, в Украине медь есть в Волынском регионе, на Донбассе и в Карпатах. При этом, обнаруживаемые геологами волынские образцы рудного концентрата имеют отличные характеристики – 99,5% меди при наличии до 0,03% серебра, до 1 г/т золота, 0,8 г/т платины, и 0,4 г/т палладия.

Читайте також:
Сколько будут стоить аккумуляторы для электромобилей в скором будущем

Никель

Никель – металл, необходимый для производства аккумуляторных батарей. Сейчас ежегодный мировой спрос на никель составляет около 2 млн. тонн.

Никель в Украине

Подтвержденных запасов никеля в Украине порядка 340 000 т, что составляет всего 0,7% от мировых. Однако, по оценкам экспертов, неразведанных месторождений никеля в Украине много. Сейчас на балансе государства находится 12 месторождений – в Кировоградской, Житомирской, Днепропетровской и Николаевской областях. А добыча никельсодержащей руды для нужд металлургии осуществляется только на одном. Но, в феврале 2019 года Госгеонедра выдало разрешение ТОВ «Кольормет України» на разработку Прутивского рудопроявления (Житомирская обл.). Данная компания обозначила свой интерес к добыче никеля, как для обеспечения нужд авиастроения и для производства электрокаров.

Кобальт

Как и литий, критически важный компонент для производства батарей электрокаров. Цена на мировых рынках – $64 за кг. В зависимости от модели, в аккумулятор идет 8-15 кг кобальта. Однако, в данный момент многие производители работают над технологиями, минимизирующими его использование.

Кобальт в Украине

До сегодняшнего дня месторождения кобальта в Украине не разведаны, его добыча не осуществляется.

В октябре 2018 года министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что «Украина имеет самые богатые месторождения лития и кобальта в Европе», но его слова были опровергнуты специалистами. Да, кобальт в Украине есть, но его залегание очень глубокое, а содержание в рудах низкое. То есть, при существующих технологиях добыча данного минерала является экономически нецелесообразной.

Читайте також:
Прощай, литий! Твердотельные батареи для электромобилей уже изобретены

Марганец

О марганце редко говорят в связи с электрокарами, а зря. Этот металл является критически важным для металлургии и производства ТС. Именно поэтому, за последние 3 года мировые цены на марганец выросли на 45%. К примеру, США почти полностью истощила свои запасы марганца, и только эта страна сейчас ежегодно импортирует сотни тысяч тонн этого металла. Эксперты говорят, что спрос на марганец растет огромными темпами, и уже сейчас превышает предложение.

Марганец в Украине  

Украина занимает второе (после ЮАР) место по объему разведанных, и первое – по объему подтвержденных запасов марганца. В недрах Украины таится минимум 2,5 млрд. т этого металла, что составляет более 42% от мировых запасов.

Главные месторождения – в Днепропетровской и Запорожской областях. Но, несмотря на большие объемы запасов, Украина добывает марганца относительно немного. И крупнейшими экспортерами марганцевой руды сегодня являются Габон (на первом месте), Южно-Африканская Республика, Австралия и Бразилия. На долю этих стран приходится 90% экспорта марганца.

Читайте також:
Прощай, литий! Твердотельные батареи для электромобилей уже изобретены

Ванадий

Еще один недооцененный металл с точки зрения электромобилей и емких накопителей энергии. Спрос и цены на него в последние 5 лет растут быстрее, чем на кобальт, медь и никель.

Ванадий в Украине

Ванадий в Украине не добывают, хотя источником данного металла являются титановые руды, и вот по этим запасам Украина – первая в Европе, и восьмая – в мире. Разведанных месторождений титановых руд в Украине – более 40, на балансе Госгеонедра находится 15. Главные месторождения сосредоточены в Киевской, Днепропетровской, Харьковской и Житомирской областях.

Читайте також:
В чем состоит главная проблема китайских электромобилей