X

Дипломная работа

Самодельный автомобиль







Этот автомобиль создавался в пору, когда бензин марки
А-72 стоил 5 копеек. Те времена минули (к сожалению и к счастью),
а машина цела. Знакомьтесь. Она до сих пор жива и востребована.

В то время в стране
была «напряженка» с автомобилями. Но зато в избытке было неравнодушных
граждан – образованных, с золотыми руками, не хотевших ждать, а желавших
заполучить одну из немногих свобод, в те годы доступных, – свободу перемещения
в пространстве.


В 1967 году Юрий Петрович был студентом Киевского политехнического института.
Днем работал в СКТБ «Медтехника», вечерами гонял на «Яве» по киевским
улицам, сдавал зачеты на вечернем отделении механико-математического факультета
и готовил к защите дипломный проект. А еще – проектировал собственный
автомобиль. Подход к делу был научным: представив будущую машину в виде
жесткой балки, студент рассчитал изгибающий и скручивающий моменты, сварные
швы, заложил в конструкцию соответствующие материалы. Почти сорок лет
спустя альма-матер может гордиться – проект ее выпускника до сих пор в
строю.


Автомобиль три года строили на втором этаже коммуналки на улице Чкалова,
в самом центре столицы УССР. Родители сказали: лучше это, чем хиппи и
рок. Материалы покупались в магазинах: например, листовой дюралюминий
Д16Т для кузова брали по 60 коп. за килограмм в «Юном технике» на бульваре
Леси Украинки. Двигатель сначала был от «Ява-250», но через пару лет Юрий
Петрович приобрел в автомагазине на Краснозвездном проспекте «жигулевский»
мотор за 560 рублей. Коробка стоила 320, но она так и осталась на витрине.
Юрий купил «бэушную», чтобы самому перебрать ее и подобрать пары с меньшим
передаточным числом: легкой машинке нужны были обороты, а не тяга на колесах.
Кстати, колеса решено было применить небольшие – как на мотоколясках,
прицепах «Скиф» и легкой сельхозтехнике.


… Юрий Петрович ездил на своей машине уже несколько лет, когда на работе
его премировали правом на приобретение новеньких «Жигулей». «Пусть ездит
наконец на нормальной машине», – решило руководство. Юрий обрадовался,
но старый автомобиль решил оставить – временно. Получилось – на тридцать
лет.

 Мнение  

Юрий Заваров
Автор проекта, инженер

Не рассчитывал, что этот автомобиль столько прослужит:
думал, поезжу, пока куплю серийную машину. За эти годы
я сменил около десятка авто – «Жигули», «Запорожец»,
«Москвич», но «Ураган» продолжал оставаться в строю.
Он всегда был под рукой, потому что ночевал под окном
возле дома – на нем я ездил в гараж за большой машиной,
на природу – к реке, в лес по грибы-ягоды. Не особенно
жалко, да и проехать везде может. Привык я к нему так,
что не пожалел сил на несколько серьезных ремонтов –
на двадцать первом году менял проржавевший алюминиевый
капот, борта кузова, а в 77-м году заменил «инвалидскую»
подвеску «зазовской». И сегодня автомобильчик еще неплохо
держится, катаюсь на нем понемногу.

 Спецификация

Конструкция автомобиля рамная. Пространственная
рама сварена из труб квадратного сечения. Кузовные панели
вырезаны из алюминия, днище – из оцинкованного железа. Лобовое
стекло позаимствовано у троллейбуса ЗиУ-5, где оно было нижней
частью бокового салонного окна. Раздвижные стекла дверей –
плексигласовые, заднее – тоже от троллейбуса.


Ходовая часть собрана на основе деталей
ЛуАЗ-969 и ЗАЗ-968. Подвеска колес полностью независимая.
Передний мост – от «Запорожца», переделанный под ступичные
подшипники ВАЗ-2108. Задняя подвеска – «Волынь», от нее же
редуктор главной передачи. Амортизаторы: спереди – ЗАЗ-968,
сзади – передние от «Москвича-412». В качестве карданного
вала работает полуось «Запорожца» с дополнительными шлицами.
Рулевое управление – ЗАЗ-968 с модернизированными шарнирами
тяг. Колеса – от инвалидной мотоколяски размерностью 5.00
– 10″ (135 – 250).


Силовой агрегат позаимствован у «классических»
ВАЗов. Сегодняшний двигатель – ВАЗ-2105, коробка передач –
четырехступенчатая от ВАЗ-2106 первых годов выпуска, с парой
первичного вала, наиболее «прямой» из всех существующих.


Интерьер спартанский, но в салоне есть
все необходимое для повседневной эксплуатации автомобиля.
Оба сиденья самостоятельного изготовления, отопитель – типа
ВАЗ-2101, для вентиляции в крыше предусмотрен люк.

 «Ураган»
Общие данные
Тип кузовауниверсал
Дверей/мест3/2
Габариты Д/Ш/В, мм2540/1320/1400
Клиренс, мм280
Грузоподъемность, кг2 чел.+50 кг
Объем багажника, л724
Объем бака, л30
Макс. скорость, км/чне измерялась
Расход топлива, трасса–город, л/100 км5 – 8
Двигатель
4-цилиндровый бенз. карб.1,3 л (69 л. с.)
Трансмиссия
Тип приводазадний
КПП4-ст. мех.
Ходовая часть
Тормоза передние/задниебараб./бараб.
Подвеска передняя/задняянезав./незав.
Шины5.00 – 10″ (135 – 250) Стоимость 2200 советских
рублей (1977 г.)

Игорь Широкун
Фото Владислава Бойко


Автомобиль построил Юрий Заваров, г. Киев