X

ГАЗ 69: Движение в открытом пространстве

ГАЗ-69А












Эту необычную машину
придумали люди, в глубине души автомобиль презирающие. Байкеры из александрийского
клуба «Алекс-Дивизион» убеждены: ездить в застекленном салоне семейного
седана – все равно что познавать жизнь по телевизору. Байкер же должен
чувствовать свободу и каждой клеткой своего тела ощущать движение встречного
воздуха. Этот основополагающий пункт байкерской философии был поставлен
во главу угла при создании краш-кара – автомобиля сопровождения байкерских
колонн.

История и истоки

«Мы могли бы купить «убитый» Wrangler и сделать из него «крутую» машину,
– говорит президент «Алекс-Дивизиона» Стас Шишко, – но решили приложить
руку к ГАЗ-69А. Потому что это история нашего Отечества, а мы ее уважаем
и бережем».

Свою роль при выборе краш-кара сыграли и простота конструкции, и доступность
комплектующих, и полное техническое соответствие требованиям байкерского
движения: солидность, неторопливость, тяговитость и полный привод, а также
приспособленность к буксировке.

Два моста и четыре рессоры

Пока для купленного в отдаленном селе ГАЗ-69А целую зиму подыскивали
кузовные детали, члены клуба успели привести в порядок силовой агрегат
и ходовую часть машины. Еще при прежнем хозяине «ГАЗик» (на самом деле
– «УАЗик», поскольку он выпущен уже в Ульяновске) был укомплектован двигателем
от польской Nysa. Четырехцилиндровый верхнеклапанный мотор объемом 2,12
л мощнее «родного» (70 л. с. против 52 л. с.) – это существенно улучшило
динамические характеристики, причем коробка передач осталась трехступенчатой.
В зависимой подвеске с неразрезными мостами и продольными рессорами решили
ничего не менять. А вот колеса образца 1953 года заменили современными
«уазовскими» дисками, обутыми в импортные пятнадцатидюймовые шины с универсальным
рисунком протектора. Это добавило автомобилю, призванному таскать по полю
боя легкие батальонные пушки, плавности хода. Удивительно, но рычажные
амортизаторы архаичной плунжерной конструкции и сейчас служат безотказно,
удерживая короткую машину от продольной раскачки.

Тормоза без вакуумного усилителя «слабоваты» для сегодняшних условий,
а наличие одного лишь контура в гидравлике не оставляет запасного варианта
в случае повреждения системы. Однако в скором времени эти недостатки будут
устранены.

Максимально полезный кузов

Заднюю часть автомобиля делали практически заново. Внутренний багажный
отсек с вертикальной задней дверью получился довольно вместительным –
около 300 л. Сверху по бокам установлены прочные крепления для двух 20-литровых
канистр, одна из которых заполняется бензином, вторая – водой. Запаска
откидывается вверх и не мешает погрузке вещей. В походном положении она
служит задней стенкой наружного багажника. С трех других сторон у него
еще более надежное ограждение. Деревянный трапик на полу основного багажного
отсека убережет поклажу от подтопления водой. Эта часть кузова и пол пассажирского
отделения оборудованы системой стока дождевой воды, попавшей в машину
за то время, пока экипаж будет натягивать штатный тент из прорезиненной
«натовской» ткани.

Венчают конструкцию мощные дуги из труб прямоугольного сечения. Спереди
и сзади установлены новые усиленные бамперы, выполненные в едином стиле
с верхними дугами. В нижнем багажнике обычно находится специальное устройство,
которое ставят на фаркоп при необходимости буксировки неисправного байка.
Согласно ПДД такая буксировка возможна только путем частичной погрузки,
что и получается, когда переднее колесо мотоцикла фиксируется на весу
в ложе соответствующей формы.

В передней части ГАЗ-69А менять ничего не стали, только под радиаторной
решеткой выделили место для электропневматической сирены с малого речного
судна, которая при нажатии на кнопку подрулевого выключателя оглашает
воем окрестности.

В заключение все наружные поверхности покрыли пупырчатым защитным составом
«гравитекс» и окрасили «под камуфляж».

Опять скрипит потертое седло…

Собственно, передние сиденья, обшитые в два цвета синтетическим материалом,
не скрипят, потому как позаимствованы у Subaru. А вот задний диванчик
«конструкторы» решили не менять. Обтянутый тисненой синтетикой, он трогательно
скрипит скрытыми внутри цилиндрическими пружинами. Старая комбинация приборов
с наружными лампочками подсветки после реставрации вполне соответствует
форме и содержанию автомобиля.

На правой стороне торпедо под кожаным клапаном на манер пиджачного кармана
удачно замаскирована магнитола. Два тыловых «широкополосника» разместили
в специальном влагоустойчивом корпусе на всю ширину салона, а в ногах
у передних пассажиров установили еще два динамика.

Чтобы освободить больше места для ног водителя, байкеры отказались от
педали включения стартера, доверив это дело привычному втягивающему реле.
С особой тщательностью отладили «механику» откидного лобового стекла,
которое надежно фиксируется в обоих положениях, а вот соседствующую с
ним черную эбонитовую «баранку» заменили стильным рулем от ГАЗ-21 «Волга».
Для единства стиля его тоже окрасили под цвет салона.

Смотрите и завидуйте

Автомобиль постоянно эксплуатируется с самого начала байкерского сезона,
причем в дальних поездках краш-каром управляет хрупкая девушка по имени
Кота. На шоссе «ГАЗик» легко держит 90 – 100 км/ч, а во время выездов
на природу доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие и катающимся,
и… наблюдающим.

Игорь Широкун
Фото автора