X

Контролер динамики

Портативный измеритель динамических характеристик автомобиля



Знакомьтесь – портативный измеритель динамических характеристик автомобиля

До недавнего времени
одной из основных проблем тех, кто занимается доводкой автомобилей – будь
то мастера тюнинга или автовладельцы – была невозможность объективно оценить
результаты своей работы, а именно выяснить, удалось ли повысить мощность
мотора и насколько эффективнее стали тормоза. Несколько месяцев назад
в продаже появился прибор – измеритель динамических характеристик автомобиля
Sprint SG-2, который поможет решить вышеупомянутые задачи. Он способен
определять продольное и поперечное ускорение, мощность и крутящий момент
на колесах и коленчатом вале, время разгона до заданной скорости (например,
до 100 км/ч), время разгона в определенном интервале скоростей (например,
с 80 до 120 км/ч), время прохождения дистанции и длину тормозного пути.
Чтобы выяснить, как работает прибор и насколько точны его измерения, мы
решили его протестировать.

Секрет конструкции

Для начала разберемся с принципом работы Sprint SG-2. В его основу положено
использование данных датчика ускорения. Для окончательного расчета вышеупомянутых
величин в память прибора дополнительно вводится целый ряд данных – вес
автомобиля, обороты «отсечки» (начало красной зоны на тахометре), сопротивление
качению, коэффициенты продольной и поперечной жесткости подвески, коэффициент
потерь в трансмиссии и т. д. Именно эта информация позволяет электронике
с помощью специальных программ производить расчет всех интересующих нас
величин.

Подготовка

Для проведения замеров в рабочую программу прибора следует записать все
необходимые параметры, в первую очередь – массу автомобиля (весы найдутся
на любой овощной базе). Если же машина не укомплектована допоборудованием
и тюнинговым обвесом, можно использовать данные руководства по ее эксплуатации.
Главное при этом – точно знать модификацию и прибавить к паспортной массе
вес испытателей.

Затем определяют коэффициент CdA, который является произведением коэффициента
сопротивления воздуха на площадь поперечного сечения автомобиля. Эти данные
можно найти в некоторых руководствах по эксплуатации машины. Но чаще приходится
проводить еще один предварительный тест – замер времени замедления авто
при движении накатом в диапазоне скоростей 60 – 55 км/ч и 15 – 10 км/ч.
Для этого необходимо найти ровный, без уклона участок дороги с гладким
асфальтобетонным покрытием. Данные о полученном среднем времени после
этого вводятся в специальную программу, которая и вычисляет CdA. Рекомендации
по значениям остальных коэффициентов указаны в руководстве по эксплуатации
прибора.

Замер

После ввода всех требуемых данных Sprint SG-2 готов к проведению измерений.
Для заездов выбираем ровный (без уклонов) прямолинейный участок дороги
длиной 400 – 500 метров. Прибор надежно закрепляется в салоне автомобиля,
лучше всего – на центральной консоли в районе рычага коробки передач.
В качестве крепежа используются специальные липучки, входящие в комплект.

Далее можно становиться на «старт». Выбираем режим измерения мощности
и крутящего момента, включаем передачу и ждем готовности прибора. На автонастройку
(калибровку начального положения) прибора уходит несколько секунд, затем
звуковой сигнал оповещает о готовности. Начинаем движение; после того
как обороты двигателя на второй передаче достигли 1500 – 2000 и педаль
сцепления полностью отпущена, выжимаем газ «в пол» и крутим мотор до «отсечки».
Как только стрелка тахометра достигает красной зоны, прибор автоматически
завершает измерение, также подавая звуковой сигнал. Результат можно узнать
сразу после остановки автомобиля. Так мы измеряли мощность и крутящий
момент нашего редакционного VW Golf V. Согласно данным автопроизводителя,
его 1,6-литровый мотор развивает 102 л. с. Прибор выдал нам данные – 98
л. с., т.е. погрешность полученных результатов составляет не более 5%.
Это, кстати, можно списать на «калорийность» нашего топлива.

Профессионализм водителя в этом тесте роли практически не играет. А если
замерять время разгона до «сотни» или проводить заезд на четверть мили,
прибор пригодится для усовершенствования мастерства управления автомобилем
(на основании анализа времени разгона и моментов переключения передач).

С помощью Sprint SG-2 проверяется и эффективность работы тормозной системы
(до и после усовершенствования). В этом случае датчик ускорения дает сведения
о замедлении автомобиля, а электроника вычисляет тормозной путь.

После замеров всю информацию с помощью прилагаемого на CD программного
обеспечения можно «слить» на персональный компьютер. Ее будет удобнее
проанализировать, разложить по папкам, распечатать и заархивировать.

Прибор придется кстати и при проведении сравнительных тестов. Если произвести
замеры до и после модернизации какого-либо агрегата, узла или системы
автомобиля, полученные графики можно «наложить» друг на друга и проанализировать
характер изменения мощности и момента.

Новые версии программного обеспечения как для самого прибора, так и для
ПК можно «скачать» с интернет-сайта фирмы-производителя и самостоятельно
обновить.

Разработала и изготавливает этот прибор киевская фирма, занимающаяся
чип-тюнингом. Сначала ее специалисты сделали один экземпляр для проверки
результатов собственного труда, а затем наладили серийное производство
Sprint SG-2. Более подробно о нем можно узнать на сайте www.atg.com.ua.

Итоги

Sprint SG-2 компактен и прост в управлении благодаря наличию русскоязычного
меню. Прибор можно использовать в машинах любого типа, причем он не требует
подключения к автомобильной электропроводке. Наличие в комплекте интерфейса
для связи с компьютером и CD с программным обеспечением, а также возможность
модернизации делают его полезным не только технарям, но и спортсменам,
особенно тем, кто увлекается драг-рейсингом.

Во время теста сложными показались подготовительные операции, связанные
с определением величины CdA. Однако, как утверждают создатели прибора,
в ближайшее время эта процедура будет облегчена. Так что эксплуатировать
его станет еще проще.

Юрий Дацык
Фото Владислава Бойко

Редакция благодарит компанию «АТГ» за предоставленный
на тест прибор